выступление на межрегиональной конференции
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Апатеева Ирина Владимировна
Интегрированные уроки литературного чтения и изобразительного искусства для развития познавательной активности обучающихся в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл чтение и изо19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: Интегрированные уроки литературного чтения и изобразительного искусства для развития познавательной активности обучающихся в 4 классе

Слайд 1

«Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится.» (Л.Толстой)

На мой взгляд, в современном обучении такие условия создаются на интегрированных уроках.

Когда я изучала теоретический материал по интеграции предметов в начальной школе, то обратила внимание на следующее.Рекомендуют интегрировать определённые предметы с 1 по 4 класс. Но изобразительное искусство желательно объединять с разными предметами на всех этапах обучения. Поэтому, сегодня я хотела бы немного остановится на интеграциилитературного чтения и ИЗО.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования в начальной школе.

Современные школьники читают хуже, чем их сверстники несколько лет тому назад. Умение читать отражается на знаниях, на эрудиции.

Снижение интереса к чтению мы пытаемся объяснить серией массовых средств информации, особенно телевидения. Посмотрев фильм, телеспектакль, далеко не каждый потянется к книге, чтобы перечитать, открыть для себя нового писателя. Это желание надо постоянно воспитывать, а значит, чтением детей надо умело руководить.

В каждом классе найдутся дети, испытывающие трудности при самостоятельной работе с текстом учебника. Они с большим трудом воспринимают информацию, которую несёт текст. Дети испытывают трудности в понимании текста, в формулировании основной мысли текста, в поиске ответов на вопросы. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением.

Значит необходимо создать на уроке условия для максимального развития воображения. Развитие читательского навыка,  грамотной  речи с опорой на иллюстрации, создание рисунковна уроках литературного чтения предполагает работу над творческим воображением. Это и есть интегрированные уроки литературного чтения и ИЗО.

Дети склонны фантазировать. Поэтому они очень любят сказки, фантастические рассказы. Для них характерно эмоциональное восприятие книги. Они очень переживают о том, что читают, слушают, поэтому не могут спокойно сидеть, громко смеются, очень любят юмор. У детей в образном мышлении преобладают зрительные образы, поэтому у них появляется желание сделать рисунок о прочитанном, или прослушанном.Происходит выплеск эмоций.

Вот, например, после прочтения и анализапроизведений Фета «Бабочка», Некрасова «Школьник» дети выполнили рисунки в рабочих тетрадях. Работы получились разные, так и должно быть. У каждого своё восприятие прочитанного и услышанного. На следующем уроке ребята читали эти стихи наизусть, показывая классу свой рисунок.

Или такое задание - представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. Конечно же, огромную роль играеютсвои собственные зарисовки литературных персонажей.

Например, после прочтения сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», детям было предложено такое задание – выбрать персонажа, выполнить рисунок и написать как можно больше прилагательных, характеризующих главного героя. К следующему уроку дети инсценировали выбранный отрывок от имени нарисованного им героя.

Также уроки иллюстрирования отличаются глубоким эмоциональным переживанием ребенка. Оно вызывает у детей потребность так или иначе рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении и, в частности рассказать посредством рисунка. Так ребята на уроке литературного чтения рисовали эпизод из сказки Бажова «Серебряное копытце». В процессе рисования дети общались, подходили друг другу. Им было интересно, что нарисовали одноклассники. И по иллюстрациям ещё раз вспоминали содержание сказки и делились впечатлениями.

Могут быть использованы и другие приёмы работы.

Например, Мы познакомились с содержанием рассказа Голявкина «Никакой горчицы я не ел». В этом произведении много событий, чтобы легче запомнить их последовательность и в целом содержание произведения ребята проиллюстрировали рассказ.

Затем началась игра с набором карточек: разложить последовательно, вытянуть иллюстрацию, рассказать о данном событии.

Такого рода задания способствует более быстрому и глубокому запоминанию текста. И получается интересный опрос домашнего задания.

Конечно, кроме всего выше сказанного необходимо изучать произведения живописи известных художников, учиться выделять главное в композиции, понимать значение цвета, деталей. Одновременно при анализе живописи или другого жанра изобразительного искусства у детей не только развивается речь, но и пополняются сведения об авторах произведений, т.е. сведения искусствоведческого характера, что способствует повышению общей культуры школьников.

Слайд 7

Известно, что в основе креативности взрослого человека находится развитое воображение ребенка. Итак, необходимо научить детей  фантазировать, придумывать, изобретать. Только дети с развитым воображением могут представить себе условие задачи, героев прочитанного рассказа, открыть новый способ решения задачи и сделать многое другое. Интегрированные уроки литературного чтения и ИЗО развивают воображение ребёнка, значит они нужны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»на тему:"Формирование универсальных учебных действий"

Все изменения, которые происходят в жизни  вызвали необходимость  разработки  новых  подходов  к системе обучения и воспитания. Учебный процесс  при изучении всех ра...

Выступление на межрегиональном семинаре "Перспективы развития военно-патриотического и гражданского воспитания учащихся"

Выступление на межрегиональном семинаре "Интеграция субъектов патриотического воспитания"...

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции,посвященной 60-летию системы Занкова

Межрегиональная научно-практическая коференция, посвященная 60-ти летию Л.В. Занкова....

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,

Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...