Конспект урока по литературному чтению тема:" Викторина по сказкам А. С. Пушкина".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Этот материал можно использовать при подгортовке к уроку по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_2_klass_pushkin.odt16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока по литературному чтению.

Тема: «Викторина по сказкам А. С. Пушкина»

2 «а» класс ФГОС «Школа России».

Урок подготовила

учитель начальных классов

А. В. Хрулева

«Викторина по сказкам А. С. Пушкина».

Цель:

-познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;

-пробудить интерес к творчеству поэта;

-воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая произведения А. С. Пушкина.

Оборудование:

-мультимедиа;

-картинки из сказок А. С. Пушкина;

-рисунки учащихся к сказкам А. С. Пушкина;

-названия сказок под номерами, карточки с цифрами.

Вступительное слово учителя.

-Наша викторина посвящена творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина -солнцу русской поэзии. Для каждого русского человека сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему.(Слайд 1)

-Александр Сергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».(Слайд 2)

-Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Ещё не умея читать, мы уже повторяем стихи Александра Сергеевича со слов своей матери.(Слайд 3)

-Пушкин сделал бесконечно много для духовной жизни людей. Когда мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как всё в нём полно жизни, чувства и глубокой правды.

-Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А. С. Пушкина, ответив на некоторые вопросы:

-Где родился А. С. Пушкин?(в Москве) (Слайд 4, 5, 6).

-Какое любимое время года поэта?(осень) (Слайд 7).

-Назовите учебное заведение, в котором учился поэт(Царскосельский лицей) (Слайд 8).

-Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева) (Слайд 9).

-Пушкин родился светлым июнем в Москве, на Кропоткинской улице -дом 12. Бабушка учит маленького Сашу читать и писать, няня рассказывает ему первые сказки, и маленький Саша заслушивался и засыпал, окруженный волшебниками.

1810 год. Семья Пушкиных живёт в Захарове под Москвой. А Сашу, уже подросшего, готовят к поездке в Петербург, на учение. И на следующий год он поступает в Царскосельский лицей- учебное заведение, в котором готовили мальчиков к государственной службе. Здесь Пушкин приобретает верных на всю жизнь друзей- Пущина, Кюхельбекера, Дельвига. (Слайд 10, 11,12).

1813 год. Саша Пушкин учится в Царском селе. Здесь он знакомится с литературой и сам занимается ею. Очень скоро и товарищам и профессорам стало ясно, что среди них растёт великий талант. (Слайд 13).

Викторина по сказкам.

1. «Вспомни название сказки» -по опорным словам участники викторины вспоминают название сказки, которые открываются в ходе ответов под номерами. (Слайд 14).

-Окошко, царь, сёстры, бочка, остров. («Сказка о царе Салтане»).

-Откуп, дурачина, изба, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке).

-Базар, жадность, оброк, верёвка. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

-Мудрец, шамаханская царица, шатёр, звездочёт. («Сказка о золотом петушке»).

-Солнышко, месяц, зеркальце, ветер. («Сказка о мёртвой царевне»).

2. Узнай, кто это.

«Да вот хочу верёвкой море морщить, да вас проклятое племя корчить...» (Балда) (Слайд 15)

«И клюка, и бородавка, а зовут её...»(Чернавка) (Слайд 16)

«Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит...» (Царевна- Лебедь) (Слайд 17)

«Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся,

К красну солнцу, наконец

Обратился молодец...» (Королевич Елисей) (Слайд 18)

«Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался,

К старухе воротился...» (Старик) (Слайд 19)

«Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает, а скорлупку собирает...(Белка) (Слайд 20)

3. «Средства передвижения».

-Вспомните, какие средства передвижения использовали герои сказок.

(Работа в парах)

Конь, ступа, лодка, бочка, корабль, карета.

4. Вспомните полные названия сказок и запишите на листочках.( Работа в группах).

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о попе и его работнике Балде».

«Сказка о золотом петушке».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

«Сказка о медведице»

4. « Бюро находок».

С закрытыми глазами на ощупь определить, что это за предмет и герою какой сказки принадлежит.

Яблоко, зеркальце, орехи, рыбка, верёвка, звезда, собачка, спица.

5. Расшифруй слово. К какой сказке оно принадлежит.

1. АЗРОКЕЛ «Сказка о мёртвой царевне...» (зеркало)

2. ЫБАРК «Сказка о рыбаке и рыбке...» (рыбак)

3.ТЕОШПК «Сказка о золотом петушке» (петушок)

4. ЬЕЛДЕБ «Сказка о царе Салтане...» (Лебедь)

5 ОМШЕК «»Сказка о попе и работнике его Балде» (мешок)

6 Закончи фразу.

В темнице там царевна тужит…

(А бурый волк ей верно служит).

И тридцать витязей прекрасных…

(Чредой из волн выходят ясных).

Там в облаках перед народом…

(Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря).

Там царь Кащей над златом чахнет…

(Там русский дух, там Русью пахнет).

Там лес и дол видений полны…

(Там о заре прихлынут волны).

7 Конкурс эрудитов.

Вспомнить и точно назвать слова:

С которыми царица обращалась к волшебному зеркалу (Слайд 21)

Что кричал петушок, сидя на спице? (Слайд 22)

С какой просьбой обращалась золотая рыбка к старику? (Слайд 23)

Какими словами описал А. С. Пушкин царевну- лебедь? (Слайд 24)

С какими словами обращался царь Салтан к своим гостям, сажая их за стол? (Слайд 25)

Как заканчивается сказка о золотом петушке? (Слайд 26)

8 Игра « Балда у моря».

Условия игры:

выбирается Балда, черти, чертится круг- «море». Балда скакалкой- неводом «морщит море», а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.

9 «Разгадай кроссворд».

Работа в группах.

1. Имя царя, который подслушивал трёх девиц.

2. Имя наёмного рабочего.

3. Женщина, которая хотела владеть морем.

4. Вещая птица.

5. Необыкновенный обитатель моря.

6. Имя жадного царя.

10. Подведение итогов.

-Сказки А. С. Пушкина — драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довёл русскую сказку до совершенства.

 Пушкин- это сказки детства.

Мне достались по наследству

Книжки мамы. Я читаю

И за всех переживаю.

Вот о рыбке золотой.

Старику, увы, с женой

Из- за жадности и злобы

Не набить своей утробы.

Золотого петушка

Я читаю не спеша.

Шамаханская царица…

Не хочу с такой жениться.

Царь Гвидон. Обидно, право,

Что словесная отрава

Даже тут внесла раздоры,

Разрослась до долгой ссоры.

Очень нравится Людмила

И Руслан. И сердцу мило

Лукоморье. Наизусть

По строкам знакомым мчусь.

Пушкин- это красота,

Пушкин- это доброта.

Чтобы лучше было жить,

Надо с Пушкиным дружить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин «Зимняя дорога».

Цели : учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором;определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;учить выразител...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

конспект урока по литературному чтению. Поэма ""Руслан и Людмила" А.С. Пушкина

Данный урок знакомит детей с отрывком из произведения "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина . Презентацию к уроку можно скачать с сайта - https://vk.com/doc36957967_437782701?hash=1695f6ee58ad049aa7&am...

Урок - КВН литературное чтение 4 класс по сказкам А.С. Пушкина

Обобщающий материал,развивающий, предполагающий работу учащихся индивидуальную и групповую....