Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Филиппова Светлана Сергеевна

    Конспект урока по литературному чтению.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе.

    А.С. Пушкин. "Зимний вечер"

     учитель начальных классов: Филиппова Светлана Сергеевна

    Цели:

    продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.

    прививать детям любовь к поэзии

    развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения

    учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

    Оборудование:

    портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин

     портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков

     картина художника Н.В.Ильина.

     рисунки ребят.

     толковые словари.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Учитель.

    С добрым утром. Начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и читать.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

    - Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

    2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.

    III. Изучение нового материала.

    1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений Пушкина.

    Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)

    Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

    2. Учитель выразительно читает стихотворение.

    3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:

    -Понравилось вам стихотворение?

    -Какие чувства вызвало у вас?

    -Какую картину вы представили?

    -Какие слова вам не понятны?

    4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?

    Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

    Кроет- покрывает.

    Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

    Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.

    IV. Физкультминутка.

    Мы немного отдохнем.

    Встанем, глубоко вздохнем.

    Дети по лесу гуляли,

    За природой наблюдали.

    Вверх на солнце посмотрели,

    И их всех лучи согрели.

    Чудеса у нас на свете-

    Стали карликами дети.

    А потом все дружно встали,

    Великанами мы стали.

    Дружно хлопаем,

    Ногами топаем!

    Хорошо мы погуляли

    И немножечко устали!

    5. Беседа по содержанию стихотворения.

    1) Какое настроение у героя-рассказчика?

    2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?

    3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?

    6. Обучение выразительному чтению.

    - Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

    7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.

    4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:

    Буря мглОЮ небо крОет,

    Вихри снежные крутя,

    ТО, как зверь она завОЕт,

    ТО заплАчет , как дитЯ.

    Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.

    То по кровле обветШалой

    Вдруг Соломой ЗаШумит,

    То, как путник ЗапоЗдалый,

    К нам в окоШко поСтуЧит.

    Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

    5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?

    6) Какими словами он называет ее?

    Выпьем, добрая подружка

    Бедной юности моей,

    Выпьем с горя, где же кружка?

    Сердцу будем веселей.

    Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

    С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

    7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?

    8) Как вам кажется , для чего он это сделал?

    Спой мне песню, как синица

    Тихо за морем жила,

    Спой мне песню, как девица

    За водой поутру шла.

    Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.

    8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

    V. Итог урока.

    Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.

    -Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)

    -Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:

    Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)

    Кблк (кобылка - первое стихотворение)

    Крвл (кровля - второе стихотворение)

    Бр (буря, бурая - оба стихотворения)

    Птнк (путник - второе стихотворение)

    Птн (пятно- первое стихотворение)

    Услышим скоро мы звонок,

    Пора заканчивать урок.

    Сегодня на уроке хорошо работали…

    VI. Домашнее задание.

    Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

    Выучить стихотворение по желанию.

    Спасибо! Урок закончен!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

    На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

    Методическая разработка. Урок по литературному чтению в 3-м классе.М.Ю.Лермонтов"Осень"

    Тип урока: усвоение нового материала.Форма урока: урок- исследование.Цели урока:Обучающие:  видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;Развивающие: совершенствовать ре...

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин «Зимняя дорога».

    Цели : учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором;определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;учить выразител...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

    Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

    Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________

    Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...