Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Филиппова Светлана Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе.

А.С. Пушкин. "Зимний вечер"

 учитель начальных классов: Филиппова Светлана Сергеевна

Цели:

продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.

прививать детям любовь к поэзии

развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения

учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

Оборудование:

портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин

 портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков

 картина художника Н.В.Ильина.

 рисунки ребят.

 толковые словари.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

II. Проверка домашнего задания.

1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений Пушкина.

Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)

Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

2. Учитель выразительно читает стихотворение.

3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение?

-Какие чувства вызвало у вас?

-Какую картину вы представили?

-Какие слова вам не понятны?

4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.

IV. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

5. Беседа по содержанию стихотворения.

1) Какое настроение у героя-рассказчика?

2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?

3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?

6. Обучение выразительному чтению.

- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.

4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:

Буря мглОЮ небо крОет,

Вихри снежные крутя,

ТО, как зверь она завОЕт,

ТО заплАчет , как дитЯ.

Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.

То по кровле обветШалой

Вдруг Соломой ЗаШумит,

То, как путник ЗапоЗдалый,

К нам в окоШко поСтуЧит.

Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?

6) Какими словами он называет ее?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя, где же кружка?

Сердцу будем веселей.

Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?

8) Как вам кажется , для чего он это сделал?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Итог урока.

Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.

-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)

-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:

Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)

Кблк (кобылка - первое стихотворение)

Крвл (кровля - второе стихотворение)

Бр (буря, бурая - оба стихотворения)

Птнк (путник - второе стихотворение)

Птн (пятно- первое стихотворение)

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Сегодня на уроке хорошо работали…

VI. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

Выучить стихотворение по желанию.

Спасибо! Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...