Текст. Работа с предложением.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Текст. Работа с деформированным предложением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk.urok_1_klass.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Литературное чтение 1 класс

Учитель: Москвина Юлия Валериевна

МАОУ СОШ № 48 город Тюмень

Тема: Упражнение в чтении. Работа с деформированным предложением.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст.

Оборудование: разрезные карточки со слогами и со словами (на доске и индивидуально на парте), схемы предложений, тучки, солнышки на партах, на доске солнце, которое закрыто тучами.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

                                                                              Ход урока:

- Здравствуйте, дети! Начинаем урок литературного чтения.

 – Давайте посмотрим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте «Буквари» на с. 74.

– Будем открывать новые знания или повторять изученное?  

Составление плана урока.

План (примерный)

  1. Чтение  слов.
  2. Составление слов из слогов.
  3. Составление предложений из слов.
  4. Работа с текстами.

- А тема нашего урока- упражнение в чтении, составление предложений из слов.

- Посмотрите на доску, что видите? (тучи), если будем хорошо работать, разгоним тучки и увидим, что же прячется за тучами. За каждое правильно выполненное задание будем убирать одну тучку.

1. - Проведем фонетическую разминку.

1) Выделение звука, обозначение его буквой. 

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила. 

Что я сейчас произнесла? (скороговорка)

– Какой звук чаще всех слышен в скороговорке? (Это звуки [с] и [с’], на письме обозначаем буквой C.)

Аналогично строится работа со следующими скороговорками. Одно-два слова можно взять для звуко-буквенного анализа.

Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.

Нарядили ножки в новые сапожки.

У Кондрата куртка коротковата.

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли

Убежал от Поли в поле.

На доске звуковички: С, К

- подберем звуковичка  и оденем его. Услышали два звука [с] и [с’], на письме обозначаем эти звуки буквой С (с на магнит).Что обозначает черная шляпка? (глухие). Башмачки? (твердые и мягкие).

- Итак, мы выполнили первое задание и одну тучку убираем.

  2. Работа в «Букваре». Работа в парах

1) – Следующее задание. У вас на партах розовые конверты, в которых лежат слоги. Возьмите белые карточки и составьте слова. Какая пара первая выполнит, беремся за руки и поднимаем руки. ( у детей  разрезные карточки с этими слогами.)

на доске:

пры

гал

ка

пил

ко

ки

         

(Прыгал – прыгалки, копил – копилка.)

- Возьмите желтые карточки и выполните такое же задание.

- кто сможет на доске построить эти слова. 

– Что вы заметили в этих парах слов? (однокоренные).

- Справились со вторым заданием? Убираем еще одну тучку.

2) Составление предложений с этими словами. Выбор соответствующей предложению схемы.

3) Чтение цепочек слов. Объяснение лексического значения.

Разрезные карточки.

3.

– А теперь в учебнике прочитайте слова по цепочке. Сколько разных слов получилось?

та

ран

тас

пли

та

ра

кан

Таран:

а) древнее орудие для разрушения крепостных стен;

б) выступ в носовой части судна для нанесения удара по противнику;

в) прямой удар самолёта, танка, корабля, наносящий пробоину.

Тарантас – дорожная четырёхколёсная повозка.

Тара – материал для упаковки: ящики, мешки.

Плита, таракан

- молодцы! Из нескольких слогов составили такое большое количество слов. Справились с заданием? Убираем третью тучку?

Физминутка

*** 
Ветер дует нам в лицо. 
(помахать руками на лицо) 
Закачалось деревцо. 
(покачаться из стороны в сторону) 
Ветер тише, тише, тише. 
(присесть, помахать руками вверх-вниз) 
Деревцо всё выше, выше. 
(потянуться вверх)

4. Работа в «Букваре».  

1) Чтение столбиков слов. Чтение по цепочке

1-й столбик:

- эти слова похожи? Чем они отличаются? А смысл слов меняется?

– Отметьте эти буквы простым карандашом.

2-й столбик:

– Выделите простым карандашом буквы гласных звуков в середине слов.

– Что можете о них сказать? (Ударные гласные.) 

– Что означает слово лик? (Лицо человека или изображение лица на иконе.)

3-й столбик:

– Какой звук меняется в слове? (3-й звук, У, А, О.) Что произошло? (Поменялся смысл слов.)

5. Работа в парах.   Составление «рассыпанных» предложений (середина с. 74).

У детей  карточки со словами. (По одному варианту на парте.)

- Группа слов, связанных между собой по смыслу что образует? (предложение)

– Возьмите белые конверты. Положите перед собой на парту слова из конвертов. Разложите так же, как в «Букваре». Не забывайте, что вы работаете парами.

– Посмотрите на первую группу слов (оранжевые карточки). НА ДОСКЕ 

Это что? (слова). Что должно быть в предложении? (законченная мысль)

– Составьте из этих слов предложение. Какая подсказка есть? (Большая буква.)

Чтение предложений. Обсуждение вариантов.

– О чём говорится в первом предложении?

– Что говорится о маках и ромашках?

- Составляем второе предложение. НА ДОСКЕ

– О чём говорится во 2-м предложении?

– Что говорится о каплях?

– Можно ли узнать, что дальше происходило с ромашками и маками, с каплями? (Нет.) 

– А что нужно для того, чтобы узнать? (Составить ещё предложения.)

Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Из чего состоит предложение? (Из слов.)

– Чему мы сейчас учились? (составлять предложение)

- Как пишется начало предложения? Что ставится в конце?

- Справились с заданием? Убираем четвертую тучку.

Физминутка

Сначала буду маленьким, 
(присесть) 
К коленочкам прижмусь. 
(обнять колени руками) 
Потом я вырасту большим, 
(встать) 
До неба дотянусь. 
(поднять руки вверх, встать на носочки)

  

        6. Работа в «Букваре» (с. 74).

1) Чтение слов.

– Прочитайте следующий столбик и слова слева и справа от картинки.

– Разделите для переноса. Объясните значение каждого слова.

Приплыл (от слова «плыть»); спугнул (от слова «пугать»).

– Какие слова называют действия предметов?

Рокотал,

клокотал,

толкал,

приплыл,

спугнул.

– Подберите слова к этим действиям. Кто спугнул, приплыл?

2) Чтение текста «Кто кого испугал?» на с. 74.

а) Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации.

- посмотрите на рисунок.

– На чём плывут мальчики? (На плоту.) 

– Нравится ли им это занятие?

– Как называется текст?

– Кто же испугался? А кто испугал?

(Предположения детей.)

– Чтобы ответить и всё понять, прочитаем текст.

- в тексте встретится слово- клокотал, что оно обозначает? Если мы не знаем значение слова, что нужно сделать? Стр. словаря  

б) Дети читают текст вслух по предложениям. Вопросы по ходу чтения.

После 1-го предложения:

– Как же зовут мальчиков? (Роман и Тарас.) 

– Откуда же взялся плот? (Они сами его построили.) 

После 2-го предложения:

– Быстро ли плыл плот? Какие слова это подтверждают? (Поток клокотал, толкал.)

– Было ли страшно мальчикам? Может быть, это их испугал поток?

(Об этом в предложении ничего не говорится.) 

После 4-го предложения:

– Кого спугнул плот? (Уток.)

– Что сделали утки?

– Почему они испугались?

После 5-го предложения:

–  «Ну и утки!» – кто так подумал? (Наверное, мальчики или рассказчик.) 

– Как надо прочитать это предложение? (С улыбкой и с укором: утки напрасно испугались!)

Повторное чтение текста с соответствующей интонацией.

   3) Вопросы ко всему тексту.

– Кто же кого испугал?

– Этот рассказ грустный или весёлый? Почему вы так думаете?

Учитель ещё раз обращает внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое выражение на лицах мальчиков и т.д.

– А опасно ли при сильном течении плыть на плоту?

– Какого возраста ребята?

- что забыл нарисовать художник? (утку)

– Сколько предложений в тексте? Докажите.

– Прочитайте первое слово каждого предложения.

– Какое предложение самое длинное?

– Составьте схему первого предложения.

– Сколько предложений про уток? Прочитайте только про уток.

– А как вы думаете, кто из ребят Роман, кто Тарас? Подсказывает ли это текст?

– А что можно сказать про Романа и Тараса? (Они умеют мастерить, построили плот сами, хотя ещё не очень большие.) 

– Интересный текст мы с вами прочитали? Можем убрать последнюю тучку?

- Итак, мы разогнали все тучки благодаря своим знаниям. То что мы планировали сделать на уроке сделали? Что больше всего понравилось выполнять? Читали слова, составляли слова из слогов, составляли предложение из слов, читали текст.

- У вас на партах лежат солнышки и тучки. Тот кто все понял на уроке и ему было все легко- поднимает солнышко, а кому было немного трудно, поднимаем тучки. Молодцы!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над предложением и текстом

Данный материал  можно использовать для работы на уроках русского языка  по теме: «Работа над предложением и текстом».Цель - обеспечить учителя и учащихся дополнительными упражнениями,...

Работа над предложением и текстом по теме слово и слог.

Проверить умение составлять предложения и тексты....

Работа над предложением и текстом по теме слово и слог.

Проверить умение составлять предложения и тексты....

Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. 3 класс. (сентябрь 2015 год)

Материал подготовлен для учащихся третьих классов. Программа "Школа - 2100". Цели работы: развитие устной и письменной речи школьников, закрепление изученных орфограмм....

Работа с предложением и текстом 1 класс

Одна из важных задач в 1 классе - научить работать с предложением и текстом : определять границы предложения, расставлять слова в правильном порядке, исправлять деформированный текст. Мой материал пом...

Работа над предложением и текстом

Задание помогает проверить у учащихся как они понимают текст, могут ли его правильно озаглавить, повторить правило "Паравописание парных согласных"....