Главные вкладки

    Урок -обобщение по теме "Люблю природу русскую. Зима".
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Харланенкова Татьяна Аркадьевна

    Урок проводится в конце изученного раздела. Кроме повторения и систематизации полученных знаний, урок позволяет детям развивать речь, память.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx39.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов

     МКОУ «Шайковская СОШ №1»

     Харланенкова Татьяна Аркадьевна

    Обобщение по теме 
    «Люблю природу русскую. Зима»

    Цель деятельности педагога:

    1. Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела.

    2. Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность.

    3. Формировать умение работать самостоятельно.

    4. Развивать память, внимание, мышление, речь учащихся.

    5. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения.

    Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: умение совершенствовать навык чтения вслух и про себя, навык выразительного чтения.

    Личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; нравственное сознание и чувство сопереживания.

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Познавательные: умение обогащать свои представления об окружающем мире, анализировать и сравнивать произведения.

    Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

    Коммуникативные: умение обсуждать и сравнивать произведения в стихотворной форме, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.

    Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; групповая, в парах.

    Образовательные ресурсы: карточки с заданиями; рисунки учащихся о зиме, презентация .

    Классная доска.

    Персональный компьютер.

    Мультимедийный проектор.

    Ход урока.

    I.  Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

     - Прозвенел уже звонок,

    Начинаем наш урок.

    - Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи.

    Чтобы в классе было тихо,

    Чтоб запомнился урок,

    Сядьте, дети, так, как будто

    Тихо падает снежок.

    - Ребята, мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

    - Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

    II. Формулирование темы и целей урока

    Учитель. Чтобы определить тему урока послушайте загадку

    Назовите-ка, ребятки,

    Кто хозяюшка загадки?

    Щиплет уши, щиплет нос,

    Лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду – упадёт,

    Не вода уже, а лёд.

    Даже птице не летится,

    От мороза стынет птица.

    Снег мешками валит с неба

    И вокруг сугробы снега.

    (Зима)

    - О чём будем говорить на уроке? ( ответы детей)

    Мы закончили изучение раздела «Люблю природу русскую. Зима». В этом разделе мы познакомились со многими поэтами, писателями и их произведениями, мы учились распознавать выразительные средства стихотворной речи, определять жанр произведений и выделять главную мысль в каждом произведении.

    Давайте попробуем создать свой устный журнал о зиме. Он так и будет называться «Люблю природу русскую».

    III. Работа по теме урока.

    1. Первую главу нашего журнала мы посвятим загадкам.

    Какая же зима без снега! Сейчас мы с вами устроим настоящий снегопад. Каждый из вас получит по снежинке, на которой есть загадка.  Прочитайте свою загадку, постарайтесь ее отгадать, назовите нам слова, которые помогли отгадать вашу загадку. Если вы не справляетесь, то можете обратиться за помощью к соседу. (дети выполняют задание).

    1.Что за странный человек

    Прибыл в двадцать первый век:

    Морковный нос, в руке метла,

    Боится солнца и тепла?(Снеговик.)


    2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

    Села и растаяла на моей ладошке.(Снежинка.)


    3. Льётся речка – мы лежим,

    Лёд на речке – мы бежим.(Коньки.)


    4. Он на вид – одна доска,

    Но зато названьем горд,

    Он зовётся … .(Сноуборд.)


    5. Всё лето стояли, зимы ожидали.

    Дождались поры – помчались с горы.(Санки.)


    6. Сажусь и качусь, с горы я мчусь.

    Это не санки, а просто … .(Ледянка.)


    7. Я катаюсь на нём

    До вечерней поры.

    Но ленивый мой конь

    Возит только с горы.

    А на горку всегда

    Сам пешком я хожу

    И коня своего За верёвку вожу.(Санки.)


    8. Два коня у меня, два коня.

    По воде они возят меня.

    А вода тверда, словно каменная!(Лёд и коньки.)


    9. Чудо-дворик перед нами:

    Загребущими руками

    За одну минуту сгрёб

    Преогромнейший сугроб.(Снегоуборочная машина.)


    10. По снегу покатите – я подрасту.

    На костре согрейте – я пропаду.(Снежный ком.)


    11. На прогулке бегуны одинаковой длины,

    Через луг бегут к берёзке, тянут две полоски.(Лыжи.)

    12. Зимний дождь из звёздочек-малышек

    Не стучится в окна, не гремит по крыше.

    Дождик этот в воздухе искрится,

    А потом на землю скатертью ложится.(Снег.)

    -итак, проверим, как вы справились с заданием. (Дети выходя к доске, читают загадку, называют ответ, учитель прикрепляет снежинку к доске).

    Вот такая снежная получилась у нас первая страничка нашего журнала.

    1. Следующая глава нашего журнала – поэтическая.

    Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество. Расскажите выразительно стихи, заученные на уроках чтения. Один ученик рассказывает, остальные должны определить, из какого произведения эти строки.

    С. Есенин «Берёза» 

    Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Новым сребром.

    Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою» 

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, -

    Не мертвец и не живой –

    Сном волшебным очарован,

    Весь опутан, весь окован

    Лёгкой цепью пуховой...

    Солнце зимнее ли мещет

    На него свой луч косой –

    В нём ничто не затрепещет,

    Он весь вспыхнет и заблещет

    Ослепительной красой.

    И. Бунин “Зимним холодом пахнуло”

    Зимним холодом пахнуло

    На поля и на леса.

    Ярким пурпуром зажглися

    Пред закатом небеса.

    Ночью буря бушевала,

    А с рассветом на село,

    На поля, на сад пустынный

    Первым снегом понесло...

    И сегодня над широкой

    Белой скатертью полей

    Мы простились с запоздалой

    Вереницею гусей.

    Я. Аким “Первый снег

    Утром кот принёс на лапах

    Первый снег! Первый снег!

    Он имеет вкус и запах,

    Первый снег! Первый снег!

    Он кружится, лёгкий, новый,

    У ребят над головой,

    Он успел платок пуховый

    Расстелить на мостовой,

    Он белеет вдоль забора,

    Прикорнул на фонаре –

    Значит, скоро полетят салазки с горок,

    Значит, можно будет снова

    Строить крепость во дворе.

     Сергей Есенин. «Поет зима –аукает».

    Поет зима — аукает,
    Мохнатый лес баюкает
    Стозвоном сосняка.
    Кругом с тоской глубокою
    Плывут в страну далекую
    Седые облака.

    А по двору метелица
    Ковром шелковым стелется,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые,
    Как детки сиротливые,
    Прижались у окна.

    Молодцы!

    IV. Физкультминутка.

    Сделаем небольшую паузу.

    Мы снежинки, мы пушинки,
    Покружиться мы не прочь.
    Мы снежинки - балеринки, 
    Мы танцуем день и ночь.
    Встанем вместе все в кружок – 
    Получается снежок.
    Мы деревья побелили,
    Крыши пухом замели.
    Землю бархатом укрыли 
    И от стужи сберегли.

    V. Продолжение работы по теме урока.

    1. Следущая глава нашего журнала посвящена викторинам.

    Задание первое- определить в каком произведении встречается данный предмет:

    • Колокольчик (Два Мороза)
    • Ёлочная игрушка (С.В.Михалков «Новогодняя быль»)
    • Заяц (А.Л.Барто «Дело было в январе», С.В.Михалков «Новогодняя быль»)
    • Кот (Я.Л.Аким «Утром кот принес на лапках»)
    • Снежинка (К.Бальмонт «Светло-пушистая снежинка белая…»)

    Проверка по слайду.

    Задание второе – на столе у вас листочки. Соедините стрелками авторов с их произведением.

    Проверка по слайду.

    Задание третье- блиц-вопрос.

    1. Определите жанр произведения «Два Мороза»
    2. Какой пословицей выражена главная мысль сказки «Два Мороза» Как вы ее понимаете?
    3. Прочитайте по ролям отрывок из сказки «Новогодняя быль»

    VI. Итог урока.

    Вот и закончилась наша зимняя сказка для устного журнала. Но зима у нас в этом году по воле природы только начинается, и вы не раз встретитесь с зимней сказкой, если побываете в зимнем парке, в лесу, посмотрите на причудливые зимние узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок. И вот тогда всем захочется написать свою сказку о красоте зимней природы, её чарах и волшебстве. Любите нашу русскую природу.

    VII. Рефлексия.

    А сейчас я хочу, что бы вы оценили наш урок и свою работу на нем. Если наш урок вам понравился, было интересно, у вас хорошее настроение. то украсьте нашу елочку белыми снежинками, если что то у вас не получилось, то украсьте нашу елочку голубыми снежинками, а если вы недовольны собой и нашим уроком, повесьте желтую снежинку.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                         -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                         -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                     КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»

    Тип урока: обобщение и систематизация изученного.1.     Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела. 2.     Совершенствовать навыки чтения: ...

    Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."

    Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...

    Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

    Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

    Обобщение по теме "Люблю природу русскую. Зима" 2 класс Литературное чтение.УМК "Школа России"

    Проверочная работа  по теме "Люблю природу русскую. Зима"  2 класс. Литературное чтение.УМК "Школа России"...