Урок литератерного чтения. 1 класс. М.С. Пляцковский «Урок дружбы»
презентация урока для интерактивной доски по чтению (1 класс) на тему

Ахметова Юлия Александровна

УРОК ЛИТЕРАТЕРНОГО ЧТЕНИЯ. 1 КЛАСС.

(Программа «Начальная школа XXI века)

ТЕМА УРОКА: М.С. Пляцковский «Урок дружбы»

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.

ЗАДАЧИ:

  • способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, совершенствованию умений ориентироваться в тексте;

  • создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы, развития навыков выразительного чтения;

  • способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 1 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», презентация к уроку, карточки с частью пословиц о дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_druzhby.doc83.5 КБ
Office presentation icon urok_druzhby.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТЕРНОГО ЧТЕНИЯ. 1 КЛАСС.

 (Программа «Начальная школа XXI века)

ТЕМА УРОКА: М.С. Пляцковский «Урок дружбы»

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ: ознакомление  учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.

ЗАДАЧИ:

  •  способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, совершенствованию умений ориентироваться в тексте;
  • создать условия для развития умения сравнивать поступки героев, обобщать, делать выводы, развития навыков выразительного чтения;
  • способствовать воспитанию чувства взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 1 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение», презентация к уроку, карточки  с частью пословиц о дружбе.

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

 Цель: психологически подготовить учащихся к работе на уроке

Учитель:  Сегодня на уроке у нас гости. Мы их поприветствуем  и будем работать на уроке   активно и дружно.  

 «Поговорим?- О чем?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо, что хорошо не очень.

Что-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим? –Поговорим!

Нам будет интересно!»

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ

Цель: обеспечить готовность учащихся к активной учебно- познавательной

деятельности.

Учитель:

Свой урок  начнем с разминки.

Учитель:  Давайте  вспомним некоторые произведения  по   отрывкам, которые изучали раньше. Назовем автора, определим жанр и тему. (подготовленные дети читают наизусть отрывки. Заполняется таблица).

Ученик 1:

  Хороший ветерок дует. Ровный. Другие ребята змея в небо запустили. Высоко летает бумажный змей. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развивает. Боря, сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только чему- то они еще не научились, вот в чем беда.  (Дети вспоминают и называют произведение и автора)

(Евгений  Пермяк  «Бумажный змей») Слайд  

Ученик 2:

 Цыпленок,  мышонок, муравей и жучок столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

(Владимир Сутеев «Кораблик») Слайд  

Ученик 3:

  -Кто кого обидел первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Кто кого ударил первый?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

-И я дружил!

-Что же вы не поделили?

-Я забыл!

-И я забыл!

(Инсценировка с учителем. Владимир Орлов  «Кто кого») Слайд  

Ученик 4:

 Без друга в жизни туго.

А это что такое?

(Пословица)

Учитель:

Автор

Название произведения

Жанр

Тема

Евгений Пермяк

«Бумажный змей»

 

 

Владимир Сутеев

«Кораблик»

 

Владимир Орлов

«Кто кого»

 

«Без друга в жизни туго»

 

Молодцы, вы хорошо помните изученные произведения и авторов.  

III. УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Цель: создать содержательные и организационные условия по изучению нового произведения.

1. Предположение о названии произведения и его содержании.

Учитель:

 -Какой темой можно объединить все эти произведения?

Ученики:

Дружба.

Учитель: 

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждет встреча с новым произведением. Вот его название: «Урок дружбы».

-О чем может быть текст с таким названием?

        «Урок дружбы»

 Ученики: 

 Об уроках, о дружбе, о школе и т.д.

 

2. Чтение сказки учителем.  

Учитель: 

-Понравилось произведение?

- Кто главные герои произведения?

-От кого пришла посылка Чику?

-Что в ней было?

-Почему Чик не сказал об этом своему приятелю?

-А как к Чирику попали 10 зернышек?

-Почему Чик отказывался от угощения Чирика?

-Найдите и прочитайте последние слова Чика.

-Как вы понимаете эти слова?

-Кто из героев понравился?

IV. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО

Цель: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала.

Учитель:

Давайте охарактеризуем каждого из героев. Какие они? Для этого соедините стрелками качества, которые присущи каждому из них. (работа в парах, ответы детей)

Чик-1вариант

Чирик-2вариант

(не сказал приятелю)

                                     

открытый                       скрытный                                                              

 -Здравствуй, Чик!

воспитанный              невоспитанный

-«Себе ничего не останется»

         жадный              щедрый

(собрал в пакетик аккуратно)

аккуратный           неаккуратный          

(несколько зернышек просыпалось)

 неаккуратный           аккуратный

 -Давай их поровну разделим.

честный                        хитрый  

 Стало стыдно.

   бессовестный              совестливый                                                                                                                      

-Друзья все должны делить пополам.

недруг                    настоящий друг          

Учитель:

Можно ли по картинке определить, кто здесь  Чик, а кто  Чирик?

Учитель:

 - «В чем заключается Урок дружбы»

Учитель:

Кого можно считать настоящим другом и почему?

Ученики:  Чирика. Он поделился с другом).

Учитель:  Чему учит эта история?

Ученики:  Говорить правду, думать о товарищах,  всегда делиться

Учитель: 

Понял ли Чик свою ошибку?

Ученики:

Да, понял

Учитель: 

Найдите в сказке слова, доказывающие это.

Ученики: (читают отрывок из текста)Взял Чик пять зернышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!

  Физминутка под музыку.

Лексическая работа с применением словаря.

-Вам встретились такие слова значение которых было непонятно?

отмахиваться крылышками

Моделирование обложки.

-Чему учимся, составляя модель обложки?

-Самостоятельно составьте модель обложки.

Проверка.- Сравните свои работы с образцом. (учителем допущены 2 ошибки)

-С чем вы не согласны?

-Почему нарисовали круг?

-Докажите что мы читали сказку.

-Что в этом произведении вымысел, а что правда?

-Поднимите руку, кто справился с моделированием обложки.

-Оцените выполнение своей работы (дети оценивают работы на листочках по предлагаемым критериям)

Учитель:  Спасибо автору этой сказки. Замечательную сказку сочинил для нас. А сейчас я предлагаю вам заняться творчеством. Автор каждого текста мечтает, чтобы у его текста был читатель, слушатель – умный, грамотный и понимающий.

V.ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

 Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний  на уровне их применения при  выполнении заданий

1группа: распределить роли, прочитать по ролям, исключая слова автора в диалоге Чика и Чирика.

2группа: подобрать пословицы подходящие к тексту. Какая пословица подходит к произведению? Порассуждай.

 Сам погибай,    …а товарища выручай.

Старый друг лучше   … новых двух.

Не имей сто рублей,    …а имей сто друзей.

Нет друга - ищи,    …а нашёл - береги.

 Один за всех,   …все за одного

Друзья познаются    …в беде.

 Дружба     ….всего дороже.

Новых друзей наживай,    …а старых не теряй!

 3группа: Вставить в текст пропущенные слова.

-Давайте повторим правила работы в группе:

Умей выслушать каждого

Уважай собеседника.

Приди к единому мнению.

Добивайся успеха!

Презентация работы групп.

Вопросу учащимся.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

          Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Учитель: 

 Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать. С каким произведением познакомились?

Ученики: 

«Урок дружбы» Михаила Пляцковского

          Учитель: 

    Чему научились на примере героев сказки? ( ответы детей) 

-Какое это слово дружба? Доброе, злое, непонятное?

-Что для вас означает это слово?

Учитель: А есть ли у вас в классе друзья? (ответы детей)

 Кто хочет рассказать о своем друге (Дети рассказывают о своих друзьях: проза, стих, пословица)

VII.РЕФЛЕКСИЯ

Цель: создать условия для самооценки учащимися эмоционального состояния.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ СШ№23 с углубленным изучением иностранных языков г. Нижневартовск Ахметова Юлия Александровна, учитель начальных классов М.С.Пляцковский Урок дружбы Урок литературного чтения 1 класс УМК Н ачальная школа XXI века 2018 год

Слайд 2

Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Автор

Слайд 3

Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Владимир Сутеев «Кораблик» Автор

Слайд 4

Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Владимир Сутеев «Кораблик» Владимир Орлов «Кто кого» Автор

Слайд 5

Название произведения Жанр Тема Евгений Пермяк Владимир Сутеев «Кораблик» Владимир Орлов «Кто кого» УНТ «Без друга в жизни туго» Автор

Слайд 6

Михаил Пляцковский

Слайд 7

Чик Чирик (не сказал приятелю) открытый скрытный -Здравствуй, Чик! воспитанный невоспитанный -«Себе ничего не останется» жадный щедрый (собрал в пакетик аккуратно) аккуратный неаккуратный (несколько зернышек просыпалось ) неаккуратный аккуратный -Давай их поровну разделим. честный хитрый Стало стыдно . бессовестный совестливый -Друзья все должны делить пополам. недруг настоящий друг

Слайд 8

Чик Чирик (не сказал приятелю) открытый скрытный -Здравствуй, Чик! воспитанный невоспитанный -«Себе ничего не останется» жадный щедрый (собрал в пакетик аккуратно) аккуратный неаккуратный (несколько зернышек просыпалось ) неаккуратный аккуратный -Давай их поровну разделим. честный хитрый Стало стыдно . бессовестный совестливый -Друзья все должны делить пополам. недруг настоящий друг

Слайд 9

Слайд 7

Слайд 10

Посылка- упакованная вещь, пересланная по почте кому- либо. Отмахнуться- взмахом отогнать от себя кого- то. Легкомысленно оставить без внимания.

Слайд 12

Правила работы в группе: 1.Умей выслушать каждого. 2.Уважай собеседника. 3.Приди к единому мнению. 4.Добивайся успеха!

Слайд 13

Слайд 7 М. Пляцковский Урок дружбы М.Пляцковский Урок дружбы

Слайд 15

Михаил Пляцковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе Пляцковский "Урок дружбы"

урок посвящен воспитанию дружеского отношения друг к другу....

Презентация к уроку чтения в 1 классе Пляцковский "Урок дружбы"

Презентация поможет провести урок интереснее....

М.Пляцковский "Урок дружбы",1 класс

Конспект и презентация урока по чтению "М.Пляцковский Урок дружбы",1 класс...

Михаил Спартакович Пляцковский «Урок дружбы».

Кто в дружбу верит горячо,Кто рядом чувствует плечоТот никогда не упадет,В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг,То встать ему поможет друг!Всегда в беде надежный другЕму протянет рук...

Рабочий лист по сказке М. Пляцковского "Урок дружбы" (ВД, читательская грамотность)

Для занятий по формированию читательской грамотности у учеников 1 класса в рамках курса "Функциональная грамотность"...