Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности М.Пляцковский "Урок дружбы", 1 класс
план-конспект занятия (1 класс)

Тиунова Анастасия Павловна

Тема: М.  Пляцковский  «Урок дружбы».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.

Задачи урока:

Образовательная: формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения.

Развивающая: способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения.

Воспитательная:  воспитывать чувства ваимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование к уроку: учебник, презентация.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Тема: М.  Пляцковский  «Урок дружбы».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.

Задачи урока:

Образовательная: формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения.

Развивающая: способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения.

Воспитательная:  воспитывать чувства ваимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе,  развивать способность к самооценке;
  • отстаивать при необходимости свою точку зрения;
  • выражать свое собственное мнение;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Регулятивные:

  • планировать свои действия;
  • принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные:

  • эмоционально и осознанно воспринимать произведение;
  • самостоятельно находить в тексе необходимые сведения;
  • осуществлять поиск нужной информации, высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
  • анализировать поступки, выделять главное;
  • проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу,  использовать речь для регуляции своего действия;
  • формировать умения работать в паре, группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
  • допускать существование различных точек зрения.

Оборудование к уроку: учебник, презентация.

Ход урока

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент
  1. 1. Эмоциональный настрой.
  2. 2. Приветствие.

-Послушайте песню и скажите о чём она.  (звучит песня «Дружба» в исполнении группы «Барбарики») 

-О чем эта песня?

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Регулятивные:

организация рабочего места под руководством учителя.

  1. II.Актуализация знаний

-Как думаете, что такое «дружба»?

-Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. 

- Какими качествами должен обладать друг?

-Ребята, посмотрите на слайд, на слова. Прочитайте их, выберите те качества  личности, которыми должен обладать настоящий друг.

 Слова:  доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.  

-Прочитайте эти слова.

-Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации, и имеет качества, которые вы выбрали. 

III. Сообщение темы и цели урока

-Много сказок, много рассказов написано о дружбе. — Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал детский писатель Михаил Пляцковский.

IV. Работа о теме урока

1.Биография М. Пляцковского

2. Первичное чтение

3. Вторичное чтение

4.Анализ произведения

-Поэт-песенник (1935 -1991) родился  в с.Енакиево Донецкой области.   Окончил Московский литературный институт.  Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Поэт написал большое количество детских песен, которые стали «шлягерами» этого жанра – «Улыбка», «Настоящий друг», «Вместе весело шагать», «Дружат дети на планете»...

-Кроме песен  Пляцковский  писал стихи,  комедии, рассказы для детей. Все они пронизаны добротой, теплом, искренностью и, поэтому, очень любимы разными поколениями. К сожалению, рано ушел из жизни. Прожив всего 55 лет, оставил большой след в музыкальной и литературной культуре нашей страны.

-Для чего мы учимся читать? 

-Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения. 

-Давайте прочитаем слова на доске и попробуем догадаться, о чём будем читать? 
                                   Воробьи дружба пшено совесть

-Молодцы, все ответы верны. Мы с вами познакомимся с произведением, которое называется «Урок дружбы» 

-Послушайте это произведение. 

-Понравилось произведение?

-Чем оно вам понравилось?

- К какому жанру относится это произведение? 

-докажите? 

-Кто являются главными героями сказки? 

Физминутка

Как по улице воробышек гуляет, (Ходим взад-вперед, руки в боки) 
Как он с камешка на камешек порхает. (Машем «крылышками») 
Как устал воробей, утомился – (Ручки опускаем) 
Он на камешек, на камешек садился. (Приседаем) 
Да как стал наш воробышек дремати, (Трем кулачками глазки) 
Да как стал воробей засыпати… (Ручки под щечку, глазки закрываем) 
Да как стал воробей подниматься, (Потягиваемся) 
В теплой лужице плескаться умываться…(Ладошками умываем личико 

-А сейчас, мы послушаем сказку ещё раз и постараемся ответить на вопрос «В чем заключается Урок дружбы».

-От кого пришла посылка Чику?

-Что в ней было?

-Почему Чик не сказал об этом своему приятелю?

-А как к Чирику попали 10 зернышек?

-Почему Чик отказывался от угощения Чирика?

-Так в чем заключается «Урок дружбы» (ответы детей)

-Кого можно считать настоящим другом и почему?

- Чирика. Он поделился с другом).

- Чему учит эта сказка?

-Понял ли Чик свою ошибку?

-Найдите в сказке слова, доказывающие это.( Взял Чик пять зернышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!)

- Давайте охарактеризуем каждого из героев. Какие они? Для этого соединим стрелками качества, которые присущи каждому из них.

-Ребята, у вас на партах лежат листы с заданиями. Охарактеризуйте каждого из героев. Какие они? Для этого соедините стрелками качества, которые присущи каждому из них.

-Кто закончился, покажите посадкой.(проверка)

Чик-1вариант

Чирик-2вариант

(не сказал приятелю)

                                     

открытый                       скрытный                                                              

 -Здравствуй, Чик!

воспитанный              невоспитанный

-«Себе ничего не останется»

         жадный              щедрый

(собрал в пакетик аккуратно)

аккуратный           неаккуратный          

(несколько зернышек просыпалось)

 неаккуратный           аккуратный

 -Давай их поровну разделим.

честный                        хитрый  

 Стало стыдно.

   бессовестный              совестливый                                                                                                                      

-Друзья все должны делить пополам.

недруг                    настоящий друг          

-А есть ли у вас в классе друзья? 

- За что вы называете другом? 

- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? 

-А сейчас прочитайте пословицу на доске. «Дружба дороже денег»

- Объясните ее смысл.

- Подходит ли она к сказке? Докажите.

- А знаете ли вы еще пословицы о дружбе? (дети  приводят примеры пословиц)

-Сам погибай, а товарища выручай

-Старый друг лучше  новых двух.

-Не имей сто рублей,   а имей сто друзей.

-Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

-Один за всех, и все за одного.

-Друзья познаются в беде.

- Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга. 

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

-сказка

-животн. разговар.

-воробьи Чик и Чирик

- Говорить правду, думать о товарищах,  всегда делиться

-Да,понял

П: осознанное и

произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

V.Итог урока

1.Итог.

2.Рефлексия.

3.Домашнее задание

-Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.

-С каким произведением познакомились

- Что главное из этой сказки вы узнали для себя? 

-На память о сегодняшнем разговоре каждый получит рисунок «Домик дружбы», в котором вы поселите ваших друзей. Пусть в этом домике царит самые хорошие и добрые поступки. Он будет напоминать вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то вдруг поступит с другом неправильно, пусть посмотрит на этот домик и вспомнит, как надо поступить. Я желаю вам верных друзей и крепкой, настоящей дружбы!

C:\Users\admin\Desktop\22f726ede0a2cf8883917dde455464e3.png
-Ребята, вы можете с помощью мимики и жестов показать своё настроение. 
Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши.
- Спасибо всем за работу на уроке. 

Чтоб урок прошёл не зря 

Вам желаю я, друзья, 

Чтоб вы с книжками дружили 

И воспитанными были.

-Домашнее задание сочинение о друге.

Оценки за урок.

-«Урок дружбы» Михаила Пляцковского

Р: осуществляют итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Спартакович Пляцковский (1935 -1991)

Слайд 2

воробей дружба пшено совесть

Слайд 3

М. Пляцковский «Урок дружбы»

Слайд 4

План: 2. Ящик зерна. 1. Два воробья. 3. Жадность Чика . 4. Десять зёрен. 5. Щедрость Чирика . 6. Стыд и раскаяние.

Слайд 5

1;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности, тема: «Работа. Заработная плата», 3 класс

Название внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: социальнаяКласс / возраст детей: 3 класс 9-10 летЦель: Расширение знаний о  понятии ...

Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)

Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Как правильно экономить" - 2 класс

Название курса: Финансовая грамотностьНаправление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование у учащихся понимания необходимости выстраивания финансового плана и культуры обра...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Приусадебное хозяйство. Запасы."

Направление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование знаний о приусадебном хозяйстве и умение применять их в повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные:1....

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай "

Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное  направление) 1 класс...

Внеурочное занятие «Основы финансовой грамотности» для учащихся 4 класса по теме «День рождения Машеньки».

Данное занятие демонстрирует условия для формирования у обучающихся опыта планирования оптимального расходования семейного бюджета и составления финансового плана праздничного мероприятия – день...