Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности по теме Семейный бюджет 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)

Лахман Елена Георгиевна
Материал содержит подробный конспект урока по теме Семейный бюджет для внеурочного занятия и урока окружающего мира в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

(конспект внеурочного занятия в 3 классе)

Лахман Елена Георгиевна

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 364

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Данное внеурочное занятие проводится как интегрированное занятие по программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» и урока «Окружающий мир» в 3 классе.

Методическое обоснование темы и содержания занятия:

Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки.

Актуальность темы:

Вопросы, рассматриваемые в теме «Семейный бюджет», доступны для понимания и важны для обучающихся. Уже с детских лет необходимо знать: Откуда в семье деньги? На что они тратятся? Как разумно тратить деньги?

При изучении данной темы у детей формируются умения и навыки финансово грамотного гражданина, способного принимать решения и прогнозировать их последствия.

Методики обучения:

Для изучения темы «Семейный бюджет» наиболее эффективен системно- деятельностный подход к обучению. В процессе занятия дети будут взаимодействовать и с учителем, и друг с другом.

Роль учителя на занятии заключается в направлении деятельности учащихся на достижение целей:

 В ходе совместной работы обучающиеся обмениваются информацией, совместно выбирают пути решения проблем, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение. Интерактивная модель обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр, кейс технологий, мини-исследований и т.д.В разработке внеурочного занятия по теме «Семейный бюджет» использованы элементы «Ролевой игры» и технологии «кейсы», позволяющие обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной ситуации.

Цель занятия: используя активные методы обучения, обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет».

Задачи:

1.        создать условия для формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете и его составных частях; развивать познавательную активность учащихся, воображение и творческие способности учащихся;

2.        способствовать воспитанию у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.

Планируемые результаты:

Предметные: иметь представление о семейном бюджете; знать из чего он складывается, уметь применять полученные знания на практике

Личностные:

проявлять познавательный интерес к новому материалу, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.

Метапредметные:

-регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий;

 -познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, анализировать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять вычислительные и логические операции;

-коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, работать в группах, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы

Межпредметные связи: окружающий мир, математика

Технологии: занятие с использованием интерактивных приемов и методов обучения.

Организация пространства: групповая

Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Компетенции:

• Составлять семейный бюджет;

• Оценивать ситуации, в которых может оказаться семья;

• Принимать решения;

• Работать в команде;

• Оценивать свои действия и действия других.

Жизненные ситуации:

1. Распределение обязанностей в команде.

2. Координация совместных действий.

3. Планирование времени.

4. Принятие совместных решений.

5. Сравнение решений в аналогичных ситуациях.

6. Оценка собственных и чужих действий и решений.

Оборудование:

Презентация, таблицы, карточки, лист самооценки.

Семейный бюджет

Ход занятия

1. Подготовительная работа (деление детей на группы, рассадка детей)

Организация  сотрудничества:

Учитель (У):-Ребята, сегодня на занятии будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.

(Называют правила: доброжелательность, согласие, уважение и т.д.)

2.Определение темы занятия:

У: -Начнем с такого задания. На столах у вас лежат карточки с зашифрованными словами. Разгадайте:         ЕДЮЖТБ                         СЬЯЕМ

У: -Что получилось ? (семья, бюджет)

- С помощью этих слов определите тему занятия.    

(Собирают слова. Формулируют тему занятия: семейный бюджет.)

2. Разминка

У: -Для разминки выполним следующее задание.

У: -Прочитайте его на слайде.(«Вставь пропущенное слово в стихотворение.»). Вставьте пропущенное слово. Эти слова пригодятся в сегодняшней игре.

1. И врачу, и акробату.

       Выдают за труд …      (зарплату)

2. Брат собрался с мыслью тут,

    Поступил он в институт.

    Он  … (стипендию)  несет,

    И доход семьи растет.

3. А двадцатого числа

   Деду    …  (пенсия)  пришла.

4. Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно все это     …(купить)

5. Что бы врач купил пирог,

Заплати скорей      … (налог).

У: - Сегодня мы говорим о семейном бюджете, поэтому вы в группе дружная семья. У каждой семьи есть фамилия. У вас будут «денежные» фамилии.

А придумать их помогут загадки.

Загадка:

1) Нас, сестёр, в рубле сто штук.

Мы проходим много рук.

Нас теряют и меняют,

А, бывало, и ругают.

Пропадёт одна сестра,

Поглядишь - нет и рубля. (Копейка- Копейкины)

2) Денежная единица, которая используется в России (рубль- Рублёвы)

( Отгадывают загадки. Придумывают фамилии.)

У: -Распределите роли (состав семей может быть разным в каждой группе). Выберите «главу семьи».

У: -Представьте свои семьи.( Распределяют роли: папа, мама, сын, сын, дочь, дочь, бабушка, дедушка- выбирают нужные из предложенных карточек.)

Представляют «семьи».)

3. Проблемная ситуация

У: -Дочери (сыну) для учебы нужен планшет стоимостью 20 тысяч рублей. Сможет ли семья купить его в этом месяце? (Высказывают мнения: зависит от семейного бюджета)

4. Целеполагание

У: Мы будем  учиться  правильно расходовать деньги.

У: -Какие полученные знания вам пригодятся на занятии?  

- Что такое семейный бюджет?  (Вспоминают: семейный бюджет - это план доходов и расходов семьи на месяц или год. )

-Для чего нужен семейный бюджет? (для планирования доходов и расходов)

- Из чего складывается семейный бюджет? (доходы и расходы членов семьи)

6. Открытие новых знаний

Задание 1.

У: -Почитайте слова на карточке, соедините стрелочками со словом:

                           Папа получил зарплату

                           Бабушка заболела

                           Выиграли в лотерею                                                  

                           Потеряли кошелёк

                           Продали часть урожая огурцов

ДОХОДЫ          Нашли 1000 рублей                             РАСХОДЫ

                           Порвались брюки

                           Заплатили за воду

                           Купили арбуз

                           Бабушка получила пенсию

                           Ремонт автомобиля

                           Посещение цирка

                           Дедушка получил пенсию

 (Работают с текстом карточки.)

У: - Что составляет доходы семьи? Расходы? (называют составные части бюджета, перечисляют)

Задание 2.

У: - Возьмите таблицу «Доходы семьи», найдите на карточках слова – названия  источника доходов членов своей семьи, занесите в таблицу.

Таблица «Доходы семьи»

Члены семьи

Сумма дохода в месяц

(тысяч рублей)

Папа

Мама

Сын

Сын

Дочь

Дочь

Бабушка

Дедушка

Итого в месяц:

У: - Какие называется этот вид  доходов? (постоянный)

Что еще может быть источником дохода? Можно воспользоваться таблицей 1.

Таблица 1.«Доходы и расходы семьи»

                                          Семейный бюджет

заработная плата                                                        квартплата

пенсия                                                                          расходы на питание

социальное пособие                                                   транспортные расходы

доход от сдачи в аренду недвижимости                  покупка одежды

стипендия                                                                    выплаты по кредитам

 премия                                                                        оплата обучения детей                

 гонорар                                                                       на отдых                                                                                    

  подарок                                                                      карманные расходы

  выигрыш                                                                   экскурсия

                                                                                     лекарства

У: - Назовите сумму доходов своей семьи. Почему доходы у семей получились разные?

У: - Сделаем вывод: семейный доход зависит от источников и размеров дохода, состава семьи.

У:  - Что теперь мы должны обсудить? (расходы семьи)

У: - Найдите в таблице расходов обязательные расходы семьи.

Таблица  «Расходы семьи»

Сумма расходов в месяц  тысяч рублей

квартплата

5

питание

20

одежда

3

транспорт

2

отдых

3

Карманные деньги

6

лекарства

2

посещение кафе

Итого в месяц:

Задание 3.

У: - Как  называются остальные  расходы семьи? (необязательные, непредвиденные).

Приведите примеры. Можно воспользоваться таблицей 1. (посещение аквапарка, театра, кафе, поломка телефона и т.д.)

У: - Возьмите таблицу расходов, при необходимости внесите туда дополнительные расходы своей семьи, подсчитайте, назовите сумму расходов в месяц. (Подсчитывают, называют.)

У: - Зная суммы доходов и расходов,  можно ли теперь принять решение? Почему? Обоснуйте ответ.

(Сравним доходы и расходы семьи. Узнаем разницу. Если денег достаточно, можно покупать.)

7. Физкультминутка

У: -Отдохнем. Проведем физкультминутку. Если доходы вашей семьи растут от того, что я называю – хлопаете, если уменьшаются - приседаете.

- папе в этом месяце дали премию;

 - маме задержали заработную плату;

- бабушка получила пенсию ;

-сестре повысили стипендию за отличную учебу;

-дедушка выиграл в лотерею;

-дедушка устроился на работу;

-бабушка уволилась с работы.

8. Продолжение работы по теме занятия:

Задание 4.

У: - Примите на семейном совете решение о покупке. Обоснуйте.

У: - Стоит ли тратить деньги, если после покупки не останется запас на непредвиденные расходы, почему?

У: - Обсудите, как можно увеличить доходы? Сократить расходы в случае необходимости? (сэкономить )

У: -Предлагаем подумать, как семья может экономить деньги.( Обсуждают. Высказывают предположения, доводы в подтверждения мнения.)
Задание 5.
 Ситуация «Супермаркет»:

-Деньги можно экономить, например, разумно покупая продукты. Возьмите карточку «Супермаркет». Определите, какие продукты семье необходимо покупать в течении каждого месяца, а от каких можно отказаться. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?

(читают слова, определяют и объясняют выбор)

Текст карточки задания:

Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени: хлеб, сахар, минеральная вода, масло сливочное, кукурузные хлопья, рыба, газированные напитки, яйцо, майонез, картофель, овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.), кондитерские изделия, конфеты, чипсы, мясо.

Задание 6. Сбалансированность бюджета

У:  - По слайду презентации определите, какое соотношение доходов и расходов приведет к накоплению сбережений? Долгов? Обоснуйте. (Обсуждают. Высказывают предположения, доводы в подтверждения мнения. Работают с карточками задания.

Отвечают.)

9. Подведение  итогов

У: - Подведём итог нашего занятия.

: - Какой важный момент в жизни каждой семьи мы сегодня обсуждали?

- Что такое семейный бюджет?

-Из чего он складывается?

-Что важно учитывать при планировании семейного бюджета?

(Отвечают на итоговые вопросы.)

10. Рефлексия

Работа с листом самооценки:

У:- Оцените успешность своего участия в занятии и полезность полученных знаний в будущем.  (Работают с листом самооценки.)  

У:-Дайте  совет себе в будущем для финансового благополучия семьи.

 У: - Умение человека управлять своими денежными средствами  даёт спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. (Дают советы, используя полученные знания.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет"

Сценарий занятия на тему: «Семейный бюджет»Цели занятия:v усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход;v изучить структуру семейного бюджета. Предметные образовательны...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Как правильно экономить" - 2 класс

Название курса: Финансовая грамотностьНаправление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование у учащихся понимания необходимости выстраивания финансового плана и культуры обра...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Приусадебное хозяйство. Запасы."

Направление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование знаний о приусадебном хозяйстве и умение применять их в повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные:1....

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай "

Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай"...

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности М.Пляцковский "Урок дружбы", 1 класс

Тема: М.  Пляцковский  «Урок дружбы».Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.Задачи урока:Образовательная: формирова...

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности. Деловая игра "Семейный бюджет".

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности. Деловая игра "Семейный бюджет"....

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Название курса: «Функциональная грамотность».Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное  «учение с увлечением».Тема: &laqu...