Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности по теме Семейный бюджет 3 класс
план-конспект занятия (3 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
(конспект внеурочного занятия в 3 классе)
Лахман Елена Георгиевна
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 364
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Данное внеурочное занятие проводится как интегрированное занятие по программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» и урока «Окружающий мир» в 3 классе.
Методическое обоснование темы и содержания занятия:
Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки.
Актуальность темы:
Вопросы, рассматриваемые в теме «Семейный бюджет», доступны для понимания и важны для обучающихся. Уже с детских лет необходимо знать: Откуда в семье деньги? На что они тратятся? Как разумно тратить деньги?
При изучении данной темы у детей формируются умения и навыки финансово грамотного гражданина, способного принимать решения и прогнозировать их последствия.
Методики обучения:
Для изучения темы «Семейный бюджет» наиболее эффективен системно- деятельностный подход к обучению. В процессе занятия дети будут взаимодействовать и с учителем, и друг с другом.
Роль учителя на занятии заключается в направлении деятельности учащихся на достижение целей:
В ходе совместной работы обучающиеся обмениваются информацией, совместно выбирают пути решения проблем, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение. Интерактивная модель обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр, кейс технологий, мини-исследований и т.д.В разработке внеурочного занятия по теме «Семейный бюджет» использованы элементы «Ролевой игры» и технологии «кейсы», позволяющие обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной ситуации.
Цель занятия: используя активные методы обучения, обобщить полученные знания и умения по теме «Семейный бюджет».
Задачи:
1. создать условия для формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете и его составных частях; развивать познавательную активность учащихся, воображение и творческие способности учащихся;
2. способствовать воспитанию у учащихся экономное отношение к семейному бюджету.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление о семейном бюджете; знать из чего он складывается, уметь применять полученные знания на практике
Личностные:
проявлять познавательный интерес к новому материалу, бережно относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи.
Метапредметные:
-регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий;
-познавательные: находить ответы на поставленные вопросы, анализировать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, выполнять вычислительные и логические операции;
-коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, работать в группах, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Основные понятия: семья, бюджет, доходы, расходы
Межпредметные связи: окружающий мир, математика
Технологии: занятие с использованием интерактивных приемов и методов обучения.
Организация пространства: групповая
Форма контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Компетенции:
• Составлять семейный бюджет;
• Оценивать ситуации, в которых может оказаться семья;
• Принимать решения;
• Работать в команде;
• Оценивать свои действия и действия других.
Жизненные ситуации:
1. Распределение обязанностей в команде.
2. Координация совместных действий.
3. Планирование времени.
4. Принятие совместных решений.
5. Сравнение решений в аналогичных ситуациях.
6. Оценка собственных и чужих действий и решений.
Оборудование:
Презентация, таблицы, карточки, лист самооценки.
Семейный бюджет
Ход занятия
1. Подготовительная работа (деление детей на группы, рассадка детей)
Организация сотрудничества:
Учитель (У):-Ребята, сегодня на занятии будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.
(Называют правила: доброжелательность, согласие, уважение и т.д.)
2.Определение темы занятия:
У: -Начнем с такого задания. На столах у вас лежат карточки с зашифрованными словами. Разгадайте: ЕДЮЖТБ СЬЯЕМ
У: -Что получилось ? (семья, бюджет)
- С помощью этих слов определите тему занятия.
(Собирают слова. Формулируют тему занятия: семейный бюджет.)
2. Разминка
У: -Для разминки выполним следующее задание.
У: -Прочитайте его на слайде.(«Вставь пропущенное слово в стихотворение.»). Вставьте пропущенное слово. Эти слова пригодятся в сегодняшней игре.
1. И врачу, и акробату.
Выдают за труд … (зарплату)
2. Брат собрался с мыслью тут,
Поступил он в институт.
Он … (стипендию) несет,
И доход семьи растет.
3. А двадцатого числа
Деду … (пенсия) пришла.
4. Чтоб продукты потреблять,
В платьях модных щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Нужно все это …(купить)
5. Что бы врач купил пирог,
Заплати скорей … (налог).
У: - Сегодня мы говорим о семейном бюджете, поэтому вы в группе дружная семья. У каждой семьи есть фамилия. У вас будут «денежные» фамилии.
А придумать их помогут загадки.
Загадка:
1) Нас, сестёр, в рубле сто штук.
Мы проходим много рук.
Нас теряют и меняют,
А, бывало, и ругают.
Пропадёт одна сестра,
Поглядишь - нет и рубля. (Копейка- Копейкины)
2) Денежная единица, которая используется в России (рубль- Рублёвы)
( Отгадывают загадки. Придумывают фамилии.)
У: -Распределите роли (состав семей может быть разным в каждой группе). Выберите «главу семьи».
У: -Представьте свои семьи.( Распределяют роли: папа, мама, сын, сын, дочь, дочь, бабушка, дедушка- выбирают нужные из предложенных карточек.)
Представляют «семьи».)
3. Проблемная ситуация
У: -Дочери (сыну) для учебы нужен планшет стоимостью 20 тысяч рублей. Сможет ли семья купить его в этом месяце? (Высказывают мнения: зависит от семейного бюджета)
4. Целеполагание
У: Мы будем учиться правильно расходовать деньги.
У: -Какие полученные знания вам пригодятся на занятии?
- Что такое семейный бюджет? (Вспоминают: семейный бюджет - это план доходов и расходов семьи на месяц или год. )
-Для чего нужен семейный бюджет? (для планирования доходов и расходов)
- Из чего складывается семейный бюджет? (доходы и расходы членов семьи)
6. Открытие новых знаний
Задание 1.
У: -Почитайте слова на карточке, соедините стрелочками со словом:
Папа получил зарплату
Бабушка заболела
Выиграли в лотерею
Потеряли кошелёк
Продали часть урожая огурцов
ДОХОДЫ Нашли 1000 рублей РАСХОДЫ
Порвались брюки
Заплатили за воду
Купили арбуз
Бабушка получила пенсию
Ремонт автомобиля
Посещение цирка
Дедушка получил пенсию
(Работают с текстом карточки.)
У: - Что составляет доходы семьи? Расходы? (называют составные части бюджета, перечисляют)
Задание 2.
У: - Возьмите таблицу «Доходы семьи», найдите на карточках слова – названия источника доходов членов своей семьи, занесите в таблицу.
Таблица «Доходы семьи»
Члены семьи | Сумма дохода в месяц (тысяч рублей) |
Папа | |
Мама | |
Сын | |
Сын | |
Дочь | |
Дочь | |
Бабушка | |
Дедушка | |
Итого в месяц: |
У: - Какие называется этот вид доходов? (постоянный)
Что еще может быть источником дохода? Можно воспользоваться таблицей 1.
Таблица 1.«Доходы и расходы семьи»
Семейный бюджет
заработная плата квартплата
пенсия расходы на питание
социальное пособие транспортные расходы
доход от сдачи в аренду недвижимости покупка одежды
стипендия выплаты по кредитам
премия оплата обучения детей
гонорар на отдых
подарок карманные расходы
выигрыш экскурсия
лекарства
У: - Назовите сумму доходов своей семьи. Почему доходы у семей получились разные?
У: - Сделаем вывод: семейный доход зависит от источников и размеров дохода, состава семьи.
У: - Что теперь мы должны обсудить? (расходы семьи)
У: - Найдите в таблице расходов обязательные расходы семьи.
Таблица «Расходы семьи»
Сумма расходов в месяц тысяч рублей | |
квартплата | 5 |
питание | 20 |
одежда | 3 |
транспорт | 2 |
отдых | 3 |
Карманные деньги | 6 |
лекарства | 2 |
посещение кафе | |
Итого в месяц: | |
Задание 3.
У: - Как называются остальные расходы семьи? (необязательные, непредвиденные).
Приведите примеры. Можно воспользоваться таблицей 1. (посещение аквапарка, театра, кафе, поломка телефона и т.д.)
У: - Возьмите таблицу расходов, при необходимости внесите туда дополнительные расходы своей семьи, подсчитайте, назовите сумму расходов в месяц. (Подсчитывают, называют.)
У: - Зная суммы доходов и расходов, можно ли теперь принять решение? Почему? Обоснуйте ответ.
(Сравним доходы и расходы семьи. Узнаем разницу. Если денег достаточно, можно покупать.)
7. Физкультминутка
У: -Отдохнем. Проведем физкультминутку. Если доходы вашей семьи растут от того, что я называю – хлопаете, если уменьшаются - приседаете.
- папе в этом месяце дали премию;
- маме задержали заработную плату;
- бабушка получила пенсию ;
-сестре повысили стипендию за отличную учебу;
-дедушка выиграл в лотерею;
-дедушка устроился на работу;
-бабушка уволилась с работы.
8. Продолжение работы по теме занятия:
Задание 4.
У: - Примите на семейном совете решение о покупке. Обоснуйте.
У: - Стоит ли тратить деньги, если после покупки не останется запас на непредвиденные расходы, почему?
У: - Обсудите, как можно увеличить доходы? Сократить расходы в случае необходимости? (сэкономить )
У: -Предлагаем подумать, как семья может экономить деньги.( Обсуждают. Высказывают предположения, доводы в подтверждения мнения.)
Задание 5. Ситуация «Супермаркет»:
-Деньги можно экономить, например, разумно покупая продукты. Возьмите карточку «Супермаркет». Определите, какие продукты семье необходимо покупать в течении каждого месяца, а от каких можно отказаться. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?
(читают слова, определяют и объясняют выбор)
Текст карточки задания:
Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени: хлеб, сахар, минеральная вода, масло сливочное, кукурузные хлопья, рыба, газированные напитки, яйцо, майонез, картофель, овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.), кондитерские изделия, конфеты, чипсы, мясо.
Задание 6. Сбалансированность бюджета
У: - По слайду презентации определите, какое соотношение доходов и расходов приведет к накоплению сбережений? Долгов? Обоснуйте. (Обсуждают. Высказывают предположения, доводы в подтверждения мнения. Работают с карточками задания.
Отвечают.)
9. Подведение итогов
У: - Подведём итог нашего занятия.
: - Какой важный момент в жизни каждой семьи мы сегодня обсуждали?
- Что такое семейный бюджет?
-Из чего он складывается?
-Что важно учитывать при планировании семейного бюджета?
(Отвечают на итоговые вопросы.)
10. Рефлексия
Работа с листом самооценки:
У:- Оцените успешность своего участия в занятии и полезность полученных знаний в будущем. (Работают с листом самооценки.)
У:-Дайте совет себе в будущем для финансового благополучия семьи.
У: - Умение человека управлять своими денежными средствами даёт спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. (Дают советы, используя полученные знания.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет"
Сценарий занятия на тему: «Семейный бюджет»Цели занятия:v усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход;v изучить структуру семейного бюджета. Предметные образовательны...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Как правильно экономить" - 2 класс
Название курса: Финансовая грамотностьНаправление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование у учащихся понимания необходимости выстраивания финансового плана и культуры обра...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Приусадебное хозяйство. Запасы."
Направление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование знаний о приусадебном хозяйстве и умение применять их в повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные:1....

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай "
Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай"...

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности М.Пляцковский "Урок дружбы", 1 класс
Тема: М. Пляцковский «Урок дружбы».Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.Задачи урока:Образовательная: формирова...

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности. Деловая игра "Семейный бюджет".
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности. Деловая игра "Семейный бюджет"....

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ Название курса: «Функциональная грамотность».Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное «учение с увлечением».Тема: &laqu...
