Занятие кружка "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет"
материал (4 класс)

 

Сценарий занятия на тему: «Семейный бюджет»

Цели занятия:

v усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход;

v изучить структуру семейного бюджета.

 

Предметные образовательные результаты:

v ознакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»;

v ознакомить с принципами формирования доходов и расходов.

 

Метапредметные образовательные результаты

v умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

v выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

 

Личностные:

v развивать умение работать в группе;

v воспитание рационального отношения к семейному бюджету;

v формирование социальной активности и самостоятельности;

v выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

v развитие коммуникативной культуры учащихся;

v выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Форма проведения: урок

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

Методы: практический, словесный, наглядный.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Приветствие участников игры. Каждый ученик выбирает цветную метку.

II.Мотивация.

На прошлом занятии мы познакомились с понятием «деньги» и историей происхождения денег. Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях нам необходимы деньги? (покупка питания, одежды, бытовых приборов, путешествия, книги, проезд в транспорте…)

Кто оплачивает всё необходимое в нашей жизни? (родители)

Откуда они берут деньги? (зарабатывают…)

Мама и папа тратят деньги только на себя или нет? (нет, т.к. в семье есть ещё члены семьи, которые не работают – это дети; не могут работать – инвалиды, престарелые родители…)

Т.е. из всего вышесказанного мы делаем, вывод, что члены семьи, зарабатывающие деньги, тратят их на всех. Как часто взрослые получают зарплату? (один раз в месяц).

Значит следующую зарплату они получат через…(месяц). На какой промежуток времени должно хватить денег? (на месяц, приблизительно 30 дней)

Сегодня вам предстоит быть в роли взрослых членов семьи. В начале урока каждый из вас взял со стола цветную метку. В соответствии с цветом метки займите с вои места.

Один представитель от команды подойдет и возьмет конверт с соответствующего цвета.

В конверте задание 1: определить роль каждого игрока

1.Семья Поповых (общий доход семьи: 90000 рублей).

Мама – домохозяйка

Папа- работает в офисе, имеет акции

Бабушка – пенсионерка, работает учителем

Сын – 10 лет (учится в школе, занимается плаванием)

Дочь – 22 лет, работает  учителем.

 

2.Семья Ивановых (общий доход семьи: 320.000 рублей).

Бабушка – пенсионерка

Дедушка  - пенсионер

Внук  - 27 лет, владелец фирмы по изготовлению украшений (прибыль в месяц  375 т.р.)

3. Семья Хомутовых (общий доход семьи: 30000 рублей).

Мама – работает поваром в детском садике.

Папа – не работает, сидит дома.

Сын – 15 лет (учится в школе, посещает художественную школу)

Бабушка – пенсионерка , инвалид

III.Обсуждение базовых понятий.

Денежные средства в семье – это бюджет семьи (карточка на доску). Если в семье что-то покупают  - это доходы или расходы? (расходы). В каких случаях мы можем сказать, что «семейные денежные средства» это доходы? (зарплата, подарили на день рождение, пенсия бабушки…) Т.е. бюджет семьи тесно связан с доходами и расходами семьи.    Представьтесь и назовите бюджет своей семьи. (один из учеников представляет семью и называет её бюджет)

Задание 2. Распределить данные словосочетания в нужные колонки.

доходы

расходы

Зарплата родителей

Подарок на день рождения

Стипендия старшего брата

Покупка бытовой техники

Пенсия дедушки

Проезд в транспорте

Подарок на день рождения

Коляска для малыша

Выигрыш в лотерею

Школьная форма, сменная обувь

Продажа старого холодильника

Учебные принадлежности

Наследство от родственников

Сломанный ноутбук

Продажа породистых котят

Спортивные секции

Экономия на электроэнергии, воде

Вызов мастера

Продажа автомобиля

Ремонт квартиры (комнаты)

Проверка по образцу на эл.доске.

IV.Формирование умения определять и оценивать семейный бюджет.

 

Учащиеся после выбора своей семьи и знакомства с базовыми понятиями  приступают к обсуждению и работе с таблицей «Планирование семейного бюджета».

Задание 3.

№ п/п

Статьи дохода

Сумма, руб.

Статьи расхода

Сумма, руб.

 

Основные источники

 

Постоянные расходы

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 

ИТОГО

 

ИТОГО

 

 

Задание 4. Анаграммы.

Решив анаграммы, найдите «широкое» понятие. Получившиеся понятия относятся к доходам или расходам? Приведите примеры расходов.

—  лапазрат - зарплата

—  осоиебп – пособие

—  дюетжб  -бюджет

—  сраыодх –расходы

—  ииндятспе – стипендия

—  ыдходо - доходы

 

Задание 5. Решение кроссворда.

(в зависимости от подготовленности класса – можно дать подсказки «сами понятия»)

По горизонтали

2. издержки, затраты на необходимые покупки и услуги

7. средства на содержание детей, взимаемые с отца или с матери

9. осознанная необходимость в чем-либо материальном или духовном

 

По вертикали

1. общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период

3. социальное пособие по уходу за ребенком

4. Схема доходов семьи, сообщества, области, государства

5. плата работнику за труд

6. регулярная финансовая помощь учащимся средних-специальных и высших учебных заведений

8. доход от бизнеса

 

image

 

 

Задание 6. Решение задач.

1)За каждую пятерку контрольной работы Миша получает 250 рублей. К следующему лету он хочет  купить себе велосипед, стоимость которого 4500 р. Сколько  должен получить пятерок Миша?

2) Стоимость проезда на троллейбусе или автобусе 20 руб. Стоимость проезда на маршрутном такси, по тому же пути, 15 руб. Рассчитайте: сколько рублей в месяц сэкономит мама, если будет пользоваться маршрутным такси? (месяц 20 рабочих дней)

3) Стоимость питания в школе 110руб. в день (50р. – завтрак, 60р. – обед). Сколько рублей необходимо дать Лизе на неделю, если во вторник и четверг она не обедает.

 

Задание 7. Пословицы.

Из предложенных пословиц выбрать те, которые относятся к теме «Семейный бюджет». Объяснить смысл пословиц.

1.Денежки счет любят

2.Бережливость лучше богатства

3.Копейка рубль бережет

 

V.Подведение итогов.

Приведите примеры жизненных ситуаций, где нам пригодятся полученные знания?

Заполните «Дерево семейного бюджета»

Как бы вы расположили эти слова на дереве и почему?

экономия

доход

расход

бюджет

зарплата

VI. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему «Что такое семейный бюджет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zanyatiya_kruzhka.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия кружка "Финансовая грамотность" по теме "Семейный бюджет" 4 класс

Цели занятия:

  • усвоение новых понятий: семейный бюджет, доход, расход;
  • изучить структуру семейного бюджета.

Предметные образовательные результаты:

  • ознакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»;
  • ознакомить с принципами формирования доходов и расходов.

Метапредметные образовательные результаты

  • умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Личностные:

  • развивать умение работать в группе;
  • воспитание рационального отношения к семейному бюджету;
  • формирование социальной активности и самостоятельности;
  • выработка навыков культурного общения.

Коммуникативные:

  • развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Форма проведения: урок

Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.

Методы: практический, словесный, наглядный.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Приветствие участников игры. Каждый ученик выбирает цветную метку.

II.Мотивация.

На прошлом занятии мы познакомились с понятием «деньги» и историей происхождения денег. Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях нам необходимы деньги? (покупка питания, одежды, бытовых приборов, путешествия, книги, проезд в транспорте…)

Кто оплачивает всё необходимое в нашей жизни? (родители)

Откуда они берут деньги? (зарабатывают…)

Мама и папа тратят деньги только на себя или нет? (нет, т.к. в семье есть ещё члены семьи, которые не работают – это дети; не могут работать – инвалиды, престарелые родители…)

Т.е. из всего вышесказанного мы делаем, вывод, что члены семьи, зарабатывающие деньги, тратят их на всех. Как часто взрослые получают зарплату? (один раз в месяц).

Значит следующую зарплату они получат через…(месяц). На какой промежуток времени должно хватить денег? (на месяц, приблизительно 30 дней)

Сегодня вам предстоит быть в роли взрослых членов семьи. В начале урока каждый из вас взял со стола цветную метку. В соответствии с цветом метки займите с вои места.

Один представитель от команды подойдет и возьмет конверт с соответствующего цвета.

В конверте задание 1: определить роль каждого игрока

1.Семья Поповых (общий доход семьи: 90000 рублей).

Мама – домохозяйка

Папа- работает в офисе, имеет акции

Бабушка – пенсионерка, работает учителем

Сын – 10 лет (учится в школе, занимается плаванием)

Дочь – 22 лет, работает  учителем.

2.Семья Ивановых (общий доход семьи: 320.000 рублей).

Бабушка – пенсионерка

Дедушка  - пенсионер

Внук  - 27 лет, владелец фирмы по изготовлению украшений (прибыль в месяц  375 т.р.)

3. Семья Хомутовых (общий доход семьи: 30000 рублей).

Мама – работает поваром в детском садике.

Папа – не работает, сидит дома.

Сын – 15 лет (учится в школе, посещает художественную школу)

Бабушка – пенсионерка , инвалид

III.Обсуждение базовых понятий.

Денежные средства в семье – это бюджет семьи (карточка на доску). Если в семье что-то покупают  - это доходы или расходы? (расходы). В каких случаях мы можем сказать, что «семейные денежные средства» это доходы? (зарплата, подарили на день рождение, пенсия бабушки…) Т.е. бюджет семьи тесно связан с доходами и расходами семьи.    Представьтесь и назовите бюджет своей семьи. (один из учеников представляет семью и называет её бюджет)

Задание 2. Распределить данные словосочетания в нужные колонки.

доходы

расходы

Зарплата родителей

Подарок на день рождения

Стипендия старшего брата

Покупка бытовой техники

Пенсия дедушки

Проезд в транспорте

Подарок на день рождения

Коляска для малыша

Выигрыш в лотерею

Школьная форма, сменная обувь

Продажа старого холодильника

Учебные принадлежности

Наследство от родственников

Сломанный ноутбук

Продажа породистых котят

Спортивные секции

Экономия на электроэнергии, воде

Вызов мастера

Продажа автомобиля

Ремонт квартиры (комнаты)

Проверка по образцу на эл.доске.

IV.Формирование умения определять и оценивать семейный бюджет.

Учащиеся после выбора своей семьи и знакомства с базовыми понятиями  приступают к обсуждению и работе с таблицей «Планирование семейного бюджета».

Задание 3.

№ п/п

Статьи дохода

Сумма, руб.

Статьи расхода

Сумма, руб.

Основные источники

Постоянные расходы

ИТОГО

ИТОГО

Задание 4. Анаграммы.

Решив анаграммы, найдите «широкое» понятие. Получившиеся понятия относятся к доходам или расходам? Приведите примеры расходов.

  • лапазрат - зарплата
  • осоиебп – пособие
  • дюетжб  -бюджет
  • сраыодх –расходы
  • ииндятспе – стипендия
  • ыдходо - доходы

Задание 5. Решение кроссворда.

(в зависимости от подготовленности класса – можно дать подсказки «сами понятия»)

По горизонтали

2. издержки, затраты на необходимые покупки и услуги

7. средства на содержание детей, взимаемые с отца или с матери

9. осознанная необходимость в чем-либо материальном или духовном

По вертикали

1. общая сумма денег, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период

3. социальное пособие по уходу за ребенком

4. Схема доходов семьи, сообщества, области, государства

5. плата работнику за труд

6. регулярная финансовая помощь учащимся средних-специальных и высших учебных заведений

8. доход от бизнеса

Задание 6. Решение задач.

1)За каждую пятерку контрольной работы Миша получает 250 рублей. К следующему лету он хочет  купить себе велосипед, стоимость которого 4500 р. Сколько  должен получить пятерок Миша?

2) Стоимость проезда на троллейбусе или автобусе 20 руб. Стоимость проезда на маршрутном такси, по тому же пути, 15 руб. Рассчитайте: сколько рублей в месяц сэкономит мама, если будет пользоваться маршрутным такси? (месяц 20 рабочих дней)

3) Стоимость питания в школе 110руб. в день (50р. – завтрак, 60р. – обед). Сколько рублей необходимо дать Лизе на неделю, если во вторник и четверг она не обедает.

Задание 7. Пословицы.

Из предложенных пословиц выбрать те, которые относятся к теме «Семейный бюджет». Объяснить смысл пословиц.

1.Денежки счет любят

2.Бережливость лучше богатства

3.Копейка рубль бережет

V.Подведение итогов.

Приведите примеры жизненных ситуаций, где нам пригодятся полученные знания?

Заполните «Дерево семейного бюджета»

Как бы вы расположили эти слова на дереве и почему?

экономия

доход

расход

бюджет

зарплата

VI. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему «Что такое семейный бюдж