Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе В.Г. Драгунский "Он живой и светится..."
    методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

    Голоменцева Марина Александровна

    Урок с применением технологии критического мышления: «Кубик Блума», приём «Инсерт», «Корзинка идей», приём «Рассказ - предположение по ключевым словам»; с использованием  пед.технологий, методов, приёмов, способствующих формированию УУД.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе с использованием активных методов обучения

    Тема: В.Драгунский «Он живой и светится…»

    Цели:

    -ознакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

    Задачи:

    -развивать навыки осознанного выразительного чтения;

    -пробудить познавательную активность;

    -работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

    -расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

    -развивать критическое мышление;

    -воспитывать любовь ко всему живому.

    Личностные УУД:

    -оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

    -формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    Регулятивные УУД:

    -формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

    - формирование умения планировать свою деятельность.

    Познавательные УУД:
    -умение работать с учебной и дополнительной информацией;

    -анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов;
    -использование активных методов обучения (Кубик Блума, приём «Инсерт», Корзинка идей, приём «Рассказ-предположение по ключевым словам»)

    Коммуникативные УУД :

    -оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

    -чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;

    -критично относиться к своему мнению;

    -понимать точку зрения другого человека.

    Методы, приёмы, педагогические технологии: ИКТ, проблемное обучение, педагогические игры, «Светофор» ( рефлексия), здоровьесберегающие технологии

    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс,2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Карточки с кроссвордом, карточки с биографией В.Драгунского, кубик из цветного картона с вопросами:объясни…поделись…назови…почему…придумай…предложи…,корзинка,изготовленная из цветного картона, круги красного, жёлтого, зеленого цвета.

    Презентация

    Ход урока

    l.Организационный момент.

    -Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости- это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.

    ll.Актуализация знаний.

    -Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.

    -На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.

    -На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.

    -На уроке наша голова хорошо …думает.

    -Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова-хорошо думать.

    -И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»

    Слайд №1(Девиз)

    -Вспомните и ответьте:

    -Какой раздел мы продолжаем изучать? («Люби живое»)

    -О чём повествуют произведения , включённые в данный раздел? (о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе).

    -О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)

    -Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)

    lll.Самоопределение к деятельности.

     1.Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «Люби живое». Давайте сейчас соберём «Корзину идей», которая пригодится нам на уроке. (Учитель заранее изготавливает корзинку из картона.)

    -Как вы  думаете,о ком может идти речь в рассказе? (Кто- нибудь записывает эти идеи на листочек и прикрепляет на корзинку)
    -В конце урока мы вернёмся к нашей корзинке и проверим какие наши идеи оправдались.        

    Слайд №2 (Писатель портрет)

    2.Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (возможно, это писатель, герои дети, животные, рассказы о дружбе, заботе сочувствии и т.д.) (На слайде только фото и годы жизни)
    -Чему мы научимся, прочитав это произведение?

     Ну что ж, корзина полна идей и все ли они соответствуют нашему уроку, мы узнаем дальше.

    3.У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните  буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня познакомимся.

    Слайд№3 (Кроссворд)

    Кроссворд

    Д

    Б

    Р

    А

    В

    Г

    Е

    У

    Н

    С

    К

    Ж

    Е

    И

    В

    Й

    Ж

    З

    Б

    З

    -Итак, как фамилия автора?(Драгунский)

    Слайд№4 (фото писателя ФИО)

    lV.Работа по теме урока.

    1.Рассказ учителя о Драгунском.

    -В ноябре исполнился 101 год со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

    -Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, начал писать для театра сценарии.

    -Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны весёлые и интересные рассказы о его приключениях «Денискины рассказы».


    А какие рассказы Драгунского мы уже изучали на уроках лит. и внекл.чтения? ("Заколдованная буква", "Тайное становится явным")

    Слайд №5 (Книги писателя)

    2.Самостоятельное знакомство с биографией В. Драгунского
    -А сейчас вы самостоятельно продолжите знакомиться с биографией В.Драгунского.

    -Все ли вы знаете об этом человеке?

    -Прочитайте молча  на листках биографию В.Драгунского и отметьте карандашом при  помощи условных знаков, какую информацию, вы знали,  узнали новое и хотели бы узнать.

    Слайд №6

    3.Приём «Инсерт»

    V-уже знал                    + -узнал новое                    ?- хочу узнать

    Самостоятельное чтение биографии

    Биография В.Драгунского

    Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления.

    В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка». Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска

    -Что нового вы узнали о В.Драгунском? А что уже знали? А что хотели бы узнать?

    V.Работа над произведением Драгунского « Он живой и светится…»

     1.Откройте учебник на стр..   и прочитайте название рассказа
    . Приём "Рассказ-предположение по ключевым словам"

    Прочитайте опорные слова, записанные на доске и предположите, о чем может быть этот рассказ?


    Слайд №9  (опорные слова)

    Опорные слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял.

    -А сейчас перед чтением рассказа, проверим , оправдаются ли ваши предположения.

    2. Слайд №10   (Загадка)

    - Прочитайте и отгадайте загадку

    Вдруг зажегся на травинке

    Настоящий огонёк.

    Это с лампочкой на спинке

    Сел на травку…(светлячок).

    -О ком пойдёт речь в рассказе?

    -Прочитайте загадку с вопросительной интонацией шёпотом, скороговоркой, выразительно.

    -Сейчас мы  внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор.

    -В рассказе встретятся такие словарные слова:

    3.Слайд № 11  (Словарная работа)

    Словарная работа:

    Брынза-сыр из овечьего молока.

    Моментально-мгновенно, очень быстро.

    Доблесть- мужество, отвага, храбрость.

    Гватемала, Барбадос -государства в Америке. В  рассказе это марки, выпущенные этими государствами.

    4.Приём «Чтение с остановками»

    -Откройте учебник  на с.102

    1).Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»

    -Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?

    -А как вы думаете,  что произойдёт дальше?

    2).Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её- сказал Мишка , тогда увидишь»

    -О чём говорили мальчики?

    -По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?

    -Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

    3).Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»

    -Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)

    -Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?

    -Как вы думаете, чем закончится рассказ?

    -Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.

    4).Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.

    -Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?

    -А какие эмоции испытала мама при виде светлячка

    -По вашему мнению, в названии рассказа ,какое слово ключевое и важное? (он живой,любое живое существо намного дороже любой механической игрушки)

     Vl. Закрепление пройденного материала
     Игра "Кубик Блума"

    Изготавливается из цветной бумаги куб, на каждой грани которого написаны вопросы: объясни…поделись…назови…почему…придумай…предложи.. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Дети придумывают и задают друг другу вопросы.

    Vll.Итог урока.

    -Вернёмся к «Корзине идей». Скажите, какие идеи оправдались?

    -Я уверена,что вам понравился рассказ и вам захочется прочитать все произведения В.Драгунского.

    VIII. Рефлексия «Светофор»

    У детей на столах у каждого три круга зелёного, красного, жёлтого цвета. Каждый ученик должен показать круг соответствующего цвета.

    Желтый- всё понял на уроке, урок понравился.

    Зелёный-не всё удалось на уроке, урок понравился.

    Красный-ошибался на уроке, урок не понравился.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Во что нельзя играть? И. Дик "Красные яблоки""

    Урок чтения из раздела "Мы с мамой и папой" учит различать хорошие и плохие игры детей....

    Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"

    Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится»"

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; научить видеть и понимать окружающую...

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…»

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе В.Драгунский «Он живой и светится…» .Автор  Васильева Лидия Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ "Краснозорькинская начальна...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И.А.Крылов «Мартышка и Очки»"...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе И. А. Крылов "Ворона и лисица"

    Урок литературного чтения в 3 классе - басня Крылова "Ворона и лисица". К уроку прилагается презенация...