Конспект урока литературного чтения в 3 классе В.Г. Драгунский "Он живой и светится..."
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Голоменцева Марина Александровна

Урок с применением технологии критического мышления: «Кубик Блума», приём «Инсерт», «Корзинка идей», приём «Рассказ - предположение по ключевым словам»; с использованием  пед.технологий, методов, приёмов, способствующих формированию УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе с использованием активных методов обучения

Тема: В.Драгунский «Он живой и светится…»

Цели:

-ознакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»

Задачи:

-развивать навыки осознанного выразительного чтения;

-пробудить познавательную активность;

-работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;

-расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-развивать критическое мышление;

-воспитывать любовь ко всему живому.

Личностные УУД:

-оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;

-формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

- формирование умения планировать свою деятельность.

Познавательные УУД:
-умение работать с учебной и дополнительной информацией;

-анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов;
-использование активных методов обучения (Кубик Блума, приём «Инсерт», Корзинка идей, приём «Рассказ-предположение по ключевым словам»)

Коммуникативные УУД :

-оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;

-критично относиться к своему мнению;

-понимать точку зрения другого человека.

Методы, приёмы, педагогические технологии: ИКТ, проблемное обучение, педагогические игры, «Светофор» ( рефлексия), здоровьесберегающие технологии

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс,2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Карточки с кроссвордом, карточки с биографией В.Драгунского, кубик из цветного картона с вопросами:объясни…поделись…назови…почему…придумай…предложи…,корзинка,изготовленная из цветного картона, круги красного, жёлтого, зеленого цвета.

Презентация

Ход урока

l.Организационный момент.

-Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости- это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.

ll.Актуализация знаний.

-Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.

-На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.

-На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.

-На уроке наша голова хорошо …думает.

-Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова-хорошо думать.

-И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»

Слайд №1(Девиз)

-Вспомните и ответьте:

-Какой раздел мы продолжаем изучать? («Люби живое»)

-О чём повествуют произведения , включённые в данный раздел? (о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе).

-О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)

-Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)

lll.Самоопределение к деятельности.

 1.Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «Люби живое». Давайте сейчас соберём «Корзину идей», которая пригодится нам на уроке. (Учитель заранее изготавливает корзинку из картона.)

-Как вы  думаете,о ком может идти речь в рассказе? (Кто- нибудь записывает эти идеи на листочек и прикрепляет на корзинку)
-В конце урока мы вернёмся к нашей корзинке и проверим какие наши идеи оправдались.        

Слайд №2 (Писатель портрет)

2.Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (возможно, это писатель, герои дети, животные, рассказы о дружбе, заботе сочувствии и т.д.) (На слайде только фото и годы жизни)
-Чему мы научимся, прочитав это произведение?

 Ну что ж, корзина полна идей и все ли они соответствуют нашему уроку, мы узнаем дальше.

3.У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните  буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня познакомимся.

Слайд№3 (Кроссворд)

Кроссворд

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

-Итак, как фамилия автора?(Драгунский)

Слайд№4 (фото писателя ФИО)

lV.Работа по теме урока.

1.Рассказ учителя о Драгунском.

-В ноябре исполнился 101 год со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

-Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, начал писать для театра сценарии.

-Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны весёлые и интересные рассказы о его приключениях «Денискины рассказы».


А какие рассказы Драгунского мы уже изучали на уроках лит. и внекл.чтения? ("Заколдованная буква", "Тайное становится явным")

Слайд №5 (Книги писателя)

2.Самостоятельное знакомство с биографией В. Драгунского
-А сейчас вы самостоятельно продолжите знакомиться с биографией В.Драгунского.

-Все ли вы знаете об этом человеке?

-Прочитайте молча  на листках биографию В.Драгунского и отметьте карандашом при  помощи условных знаков, какую информацию, вы знали,  узнали новое и хотели бы узнать.

Слайд №6

3.Приём «Инсерт»

V-уже знал                    + -узнал новое                    ?- хочу узнать

Самостоятельное чтение биографии

Биография В.Драгунского

Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления.

В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка». Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска

-Что нового вы узнали о В.Драгунском? А что уже знали? А что хотели бы узнать?

V.Работа над произведением Драгунского « Он живой и светится…»

 1.Откройте учебник на стр..   и прочитайте название рассказа
. Приём "Рассказ-предположение по ключевым словам"

Прочитайте опорные слова, записанные на доске и предположите, о чем может быть этот рассказ?


Слайд №9  (опорные слова)

Опорные слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял.

-А сейчас перед чтением рассказа, проверим , оправдаются ли ваши предположения.

2. Слайд №10   (Загадка)

- Прочитайте и отгадайте загадку

Вдруг зажегся на травинке

Настоящий огонёк.

Это с лампочкой на спинке

Сел на травку…(светлячок).

-О ком пойдёт речь в рассказе?

-Прочитайте загадку с вопросительной интонацией шёпотом, скороговоркой, выразительно.

-Сейчас мы  внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор.

-В рассказе встретятся такие словарные слова:

3.Слайд № 11  (Словарная работа)

Словарная работа:

Брынза-сыр из овечьего молока.

Моментально-мгновенно, очень быстро.

Доблесть- мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос -государства в Америке. В  рассказе это марки, выпущенные этими государствами.

4.Приём «Чтение с остановками»

-Откройте учебник  на с.102

1).Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»

-Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?

-А как вы думаете,  что произойдёт дальше?

2).Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её- сказал Мишка , тогда увидишь»

-О чём говорили мальчики?

-По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?

-Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

3).Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»

-Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)

-Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

-Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.

4).Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.

-Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?

-А какие эмоции испытала мама при виде светлячка

-По вашему мнению, в названии рассказа ,какое слово ключевое и важное? (он живой,любое живое существо намного дороже любой механической игрушки)

 Vl. Закрепление пройденного материала
 Игра "Кубик Блума"

Изготавливается из цветной бумаги куб, на каждой грани которого написаны вопросы: объясни…поделись…назови…почему…придумай…предложи.. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Дети придумывают и задают друг другу вопросы.

Vll.Итог урока.

-Вернёмся к «Корзине идей». Скажите, какие идеи оправдались?

-Я уверена,что вам понравился рассказ и вам захочется прочитать все произведения В.Драгунского.

VIII. Рефлексия «Светофор»

У детей на столах у каждого три круга зелёного, красного, жёлтого цвета. Каждый ученик должен показать круг соответствующего цвета.

Желтый- всё понял на уроке, урок понравился.

Зелёный-не всё удалось на уроке, урок понравился.

Красный-ошибался на уроке, урок не понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ . Тема: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»»

Цель деятельности:-формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством В.Ю.Другунского и его произведений;Планируемые результаты:Предметные:Знать: автора произведения, основную мысль ...

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".

Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...