Формирование интереса младших школьников к самостоятельному чтению через методику работы над развитием выразительности речи.
учебно-методический материал по чтению по теме

Науменко Наталья Александровна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya4.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ МЕТОДИКУ РАБОТЫ

НАД РАЗВИТИЕМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Навык чтения является одним из основных учебных умений, необходимых для усвоения учебных предметов не только в начальных классах школы, но и при дальнейшем обучении ребенка. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

Формирование устойчивой потребности в чтении книг, осмысленность восприятия художественного слова, творческое чтение.

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

- усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребенка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми;

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Говоря о воспитании творческого читателя и развитии творческого чтения, следует отметить важность выразительности речевой деятельности вообще, а не только выразительного чтения на уроке литературы. Ключ к разгадке тайны произведений словесного искусства как знаковой системы хранится не в сумме знаний о ней, а во внутреннем мире читателя, в его способности креативно мыслить, тонко чувствовать и воспринимать художественную действительность. Следовательно, задачи учителя: создать условия для субъективного осмысления текста, расширения возможности восприятия, развития творческих задатков школьников.

Исходя из сказанного, мы предлагаем следующую методику работы по формированию выразительности речи на уроках литературного чтения.

Первый этап – мотивационное отношение к произведению.

Задача этого этапа – создать ситуацию мотивации чтения, вызвать у детей интерес, оживить их личный опыт.

Второй этап – обращение к произведению: самостоятельное чтение, или чтение учителя, или чтение с привлечением технических средств.

Если дети не испытывают затруднений, то предпочтительнее предложить им сначала прочитать текст самостоятельно – дать возможность остаться наедине с художественным произведением. Первый контакт – непосредственное восприятие текста - и есть первые наблюдения за его выразительными средствами.

Затем следует третий этап более тесного общения с текстом, получение дальнейшего опыта отношений как их проживания. На этом этапе вопросы учителя должны способствовать пробуждению всей чувственной сферы и сознания и поэтому быть доступными ребенку, подогревать его  интерес к общению с текстом.

Очень важно на этом этапе сохранять игровую форму организации, помня, что эмоциональное удовлетворение как от результата, так и от процесса игры – важная её характеристика. Ощущение радости не должно покидать ребенка на протяжении всего периода общения с художественным произведением. Задача учителя – не лишить ребенка ощущения «тайны» текста: с ней он уйдет из класса, чтобы еще раз по собственному желанию прочитать произведение дома.

Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понятно, может быть прочитано выразительно.

Работе над выразительным чтением предшествует тщательный анализ произведения. Мы раскрываем характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показываем отношение автора к событиям, поступкам героев; передаем основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогаем раскрыть главную мысль произведения.

         Несмотря на то, что работу над выразительным чтением предполагается проводить, как правило, на завершающих этапах изучения произведения, мы предлагаем не забывать об этом на всех этапах работы над текстом: при подготовке к восприятию прочитанного, при первичном знакомстве с произведением, при работе над идеей произведения.

Если ученик осмысленно воспринимает произведения художественной словесности, понимает их содержание, заключенное в художественных образах, то у него развивается воображение, творческая фантазия, способность к ассоциативному мышлению, применению языковых средств, пониманию стилей общения.

Поэтому, к первой группе упражнений, направленных на осознание, понимание текста, мы относим логические упражнения, где ребята учатся находить общие и отличительные признаки в различных связях, объединять в одно целое эти признаки, устанавливать связь между различными явлениями и понятиями.

К третьей группе мы относим упражнения по работе с деформированными, неоконченными предложениями, текстами. Использование этих упражнений является основой использования приема антиципации или предвосхищения, т. е. смысловой догадки. Антиципация – это психологический процесс ориентации на будущее. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных условий.

К четвертой группе упражнений мы относим работу учащихся с текстом. Прочитав любой текст, осознание прочитанного учащимися, мы проверяем с помощью вопросов по содержанию. Эти вопросы мы задаем устно и письменно на доске. Вопросы можно написать на индивидуальных карточках, которые можно предложить слабым или наоборот сильным детям, на уроке или в виде домашнего задания. С помощью вопросов можно предложить различные виды работы на уроке.

Чувство и мысль, эмоции и сознание в равной степени необходимы для творческого процесса освоения художественного текста. Творческое чтение предполагает проникновение в смысловое содержание посредством эмоционального проживания. Учителем должна быть создана ситуация, позволяющая ребенку вступить в личные отношения с текстом, чтобы он мог прожить их. Самой естественной ситуацией проживания отношений для детей является игра. Поэтому мы в своей работе используем элементы театральной педагогики.

Над выразительным чтением учащихся работа ведется как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, окружающего мира, внеклассного чтения, а также во время проведения внеклассных мероприятий. При подготовке к праздникам, утренникам, классным часам дети заучивают стихи, инсценировки, при которых необходимо эмоциональное выражение чувств, выступление должно быть ярким, красочным. А чтобы добиться этого, необходимо, чтобы речь учащихся была громкой, четкой, выразительной.

В результате все это способствует эффективному формированию типа правильной самостоятельной читательской деятельности, формирует устойчивую потребность в чтении книг.

Список литературы:

  1. Михалков С. В. Учить читать\С. В. Михалков\ Начальная школа – 2003. - №3. – С. 68-70
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте \ Л. С. Выготский – СПб.: Союз, 1997.
  3. http://  www.chitaypoy.ru index.php – Детская школа «Читай и пой»
  4. И. В. Николаева, С. А. Вострякова «К актуальности организации  личностно-ориентированного обучения в контексте решения задач повышения качества образования \И. В.Николаева, С. А. Вострякова \\Международному движению «Красивая школа» - 10 лет: материалы международной научно-практической конференции, Н. Новгород, 7-9 ноября 2007 г. \ Н. Новгород: Деловая полиграфия, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности.

Самостоятельность, как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Правильно организованная самостоятельная работа даёт большой потенциал для развития школьников....

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....