Главные вкладки

    Использование загадки учителем начальных классов как развитие творческих возможностей ребенка.
    методическая разработка по чтению на тему

    Науменко Наталья Александровна

    Методические рекомендации

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya2.docx19.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДКИ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА

        Развитие творческих возможностей является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    Развитие познавательных способностей, обогащение словарного запаса ребенка, закономерности родного языка, раскрытие возможностей языка.

    Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Введение загадок  в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.  На наш взгляд, загадка также необходима ребенку, как математическая задача,  т.к. учит ребенка познанию окружающего мира, чтобы у него возникала настоящая потребность в овладении новыми знаниями, чтобы учебная деятельность приносила ребенку радость и уверенность в своих знаниях.

        О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят загадки. Чтобы ум и сердце ребёнка наполнялись красотой настоящего человека, величием и несравнимой красотой Отечества, необходимо приобщать его к истокам духовной культуры и истории. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

        Неслучайно этот жанр широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой.  Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент народные загадки.

         Осознание закономерностей родного языка – это неисчерпаемые возможности для развития познавательной самостоятельной инициативы, творчества ребенка.

         Хотим поделиться загадками, которые можно использовать при изучении правил русского языка. Например, загадываю загадки с сочетаниями жи - ши, ча-ща, чу-щу.

    Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник.)

    Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)

    Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут. (Ландыши.)

       Загадки можно и нужно использовать не только на уроках русского языка, но и в процессе изучения предмета" Окружающий мир", на уроках математики,  технологии, изобразительного искусства.

        Так при  изучении чисел 1-5 можно предложить загадки:

    Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги.)

    У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (Пальцы.)

    Загадки, которые можно использовать при изучении темы "Время".

    Что за гуси пролетают?

    По семерке в каждой стае.

    Вереницею летят,

    Не воротишь их назад.

    (Время: дни недели.)

       Предлагаемая детям загадка нуждается в анализе даже тогда, когда дети отгадали ее правильно. Опыт показывает, что отгадки могут быть случайными. Кроме того, дети должны войти в художественный образ, понять, почему использована такая метафора - " гуси". Им необходимо задать вопросы. Вот, например, какие вопросы могут быть заданы:

     - Почему вы думаете, что "гуси" - это дни? Почему их семь? Видели ли вы полет гусей? Слышали ли слово "гуськом"? Что значит выражение "летят вереницей"? Почему гусей нельзя возвратить назад?  Как надо относиться ко времени, раз оно не возвращается? Как зовутся эти гуси? (Дети должны перечислить названия дней недели в прямом и обратном порядке.)

     Потом детям можно задать вопрос: "Чем измеряется время?" И предложить такие загадки:

    Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. (Часы.)

       Дети, конечно, отгадают, что это часы, но отгадка не - самоцель. Учитель опрашивает: для чего нужны часы? Что было бы, если бы все часы в стране стали? Какие виды часов вы знаете (песочные, водяные и солнечные, настенные и наручные)?

    - А что за часы куранты? Где они находятся? Слышали ли вы бой часов на Спасской башне? А где находится эта башня?  Какая интересная история с ними связана? Ит. д.

    -Но отсчет времени производит не только часы",- говорит учитель и предлагает загадку:

    Есть в квартире молодец,

     Математик и мудрец.

    Постоянно, круглый год

     Точный счет он дням ведет.

                        (Календарь.)

      Предложив такую загадку, учитель быстро добивается ответа. Но необходимо вопросами раздвинуть рамки загадки:

    -Почему вы думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом? Какие виды календарей вы знаете, видели?  О каких календарях вы читали?

    Предлагаем загадки о временах года:

    Четыре ковра

      Рукодельницы ткут.

      Один за другим

      Их на землю кладут:

     Белый, зеленый,

     Пестрый и желтый.

    Ответ здесь мудреный,

     Его нашел ты?

    (Времена года.)

      После того, как дети отгадают загадки, учитель задает вопросы:

    -Почему вы считаете, что это времена года?

    -Как зовут рукодельниц? – Кого называют рукодельницами?

     Предлагаем детям загадки о каждом времени года:

    Тройка-тройка прилетела.

    Скакуны в той тройке белы.

      А в санях сидит царица,

    Белокоса, белолица.

      Как махнула рукавом,

    Все покрылась серебром.

      (Зима.)

    Пришла, улыбнулась -

      Утихли метели.

      Позванивать стал

     Колокольчик капели.

     Река пробудилось,

    Растаяли льды.  

    Наряд белоснежный

     Надели сады.

     Взревев, за работу

     Взялись трактора

    А птицы пропели:

    "Вить гнезда пора!"

    (Весна.)

         Предлагая детям эти загадки, мы просим соотнести их с приметами каждого времени года. Дети приводят свои наблюдения за сезонными изменениями.        Работа с загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки  оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, формируют навык грамотного письма. Таким образом, планомерная работа, разнообразные приёмы помогают воспитать интерес к родному языку.  Работа с практическим материалом раскрывает богатейшие возможности языка, его выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки мыслей, чувств.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Что и способствует развитию творческих возможностей младших школьников.

    Список литературы:

    1. Волина, В. В. Весёлая грамматика /В. В. Волина. - М.: Знание,1995 .-336 с.

    2 .Жиренко, О. Е. ,Лапина, Е. В. ,Яровенко В. А. Инновационные технологии   обучения в современной начальной школе  / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, В. А. Яровенко. - Переиздание: Воронеж ВОИПКиПРО ,2008 .-88с.

    3. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. - 2013. - №5. - С.39.

    4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Эффективность работы учителя начальных классов в реализации творческих способностей учащихся и сохранение их здоровья»

    При определении целей и задач  педагогической  деятельности важно учитывать, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней зве...

    Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию

    Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию  в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...

    Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

    Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

    Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

    Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса

    Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане ум...

    Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».

    Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...

    СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Сегодня современный мир характеризуется тенденцией всеобщей информатизации общества... Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной...