Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)

    Валентина Владимировна Васильева

    Сегодня современный мир характеризуется тенденцией всеобщей информатизации общества... Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной компьютеризации, подверглись изменению в сфере образовательных услуг, в частности образовательного процесса или взаимодействия со обучающимися в рамках образовательного учреждения – начальной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОГА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    С УЧАШИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    В.Вл. Васильева

    ГБОУ лицей № 273 им. Л.Ю. Гладышевой

    Сегодня современный мир характерезуется тенденцией всеобщей информатизации общества, где под информатизацией (англ. Informatization) принято понимать политику и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющие территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт - ориентированного способа производства. В основе информатизации лежат методы и средства управления информацией, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий [1,2].

    По определению 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., информатизация представляет собой «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»[3].

    Информатизация — направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума[1,2].

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что информатизация общества находит своё отражение в реализации процесса включающего в себя целую совокупность процедур и мероприятий, в том числе и компьютеризацию. Современные образовательные учреждения России и Санкт – Петербурга в том числе, в следствии глобальной компьютеризации, подверглись изменению в сфере образовательных услуг, в частности образовательного процесса или взаимодействия со обучающимися в рамках образовательного учреждения – начальной школы.

     Сегодня многим уже стало понятно, что закрытое от общества государственное бюджетное общеобразовательной учреждение (далее ГБОУ), как и само общество, закрытого типа, не способно к развитию. Данное обстоятельство имеет непосредственное отношение и к каждому конкретному учителю ГБОУ: «закрытый» (или «закрывающийся») в рамках своей образовательного учреждения учитель достаточно быстро останавливается в своем профессиональном развитии, становлении и дальнейшем росте. Одной из важнейших характеристик модернизации образования как системы - является информатизация учебного процесса. И вот в ГБОУ есть оснащенные современными соответствующие требованиям Федеральному государственному образовательному страндарту с програмным обеспечением компьютеры[5]. Уже сейчас мы совершенно целесообразно используем интерактивное оборудование, пользуемся Интернет – ресурсами. Во всех школах работаю учителя владеют ИКТ-компетентностью, все чаще и эффективнее применяют информационные технологии в своей практике. При этом все отчетливее появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, обмене педагогическими идеями, в обсуждении актуальный вопросов обучения в рамках того или иного урока, а также появляющихся проблем при использовании мощного потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

    При традиционной организации методической работы все учителя в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. Возникает необходимость формирования устойчивой среды профессионального общения на более высоком уровне информирования. В данном случае наиболее эффективной инновационной формой профессионально развития учителя является сетевое взаимодействие.

    Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс[6].

    Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

    • единство целей;
    • определенные ресурсы для их достижения;
    • суммарный центр управления[6].

    И наконец, к сетевому взаимодействию можно отнести систему связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования, где под сетевой активностью учителя понимают одну из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования.

    Информатизация образовательного процесса позволяет обеспечить более продуктивное и качественное взаимодействие между участниками образовательного процесса в частности, и поддерживать полнеценную связь с органами осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, где в свою очередь становится возможным осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

    • планирование,
    • фиксацию хода образовательного процесса и результатов,
    • размещение и сохранение материалов образовательного процесса для систематического их использования.

    Такая организация методической работы соответствует принципам добровольности, гибкости и мобильности. Способствует организации сетевого взаимодействия развивающаяся сеть Интернет-ресурсов.

    В Законе РФ «Об образовании» принятом Государственной Думой в третьем чтении в декабре 2012 года были опубликованы новые направления и явления образования всецело вошедшие в жизнедеятельность ГБОУ, одним из таких направлений стали электронные образовательные ресурсы[7].

    Существующие Интернет-технологии позволяют современному учителю оперативно получать необходимую информацию, размещенную, в том числе, и на сайтах образовательного назначения, а также, что не менее важно,- активно обмениваться опытом с коллегами посредством электронной почты, блогов, форумов, web-конференций. В настоящее время наблюдается развитие сетевого общения учителей с коллегами и учителей с обучающимися через блоги.

    Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Блоги обычно публичны и предполагают наличие сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

    Блоги позволяют автору свободно выражать свои мысли, высказывать мнение о происходящих событиях, создавать сообщества, узнавать мнение других по заданной теме из комментариев. Для блогов характерна возможность публикации отзывов посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения. Блог является может быть корпоративным тогда он ведётся сотрудниками одной организацииили индивидуальным, в этом случае блог разрабатывается, внедряется одним учителем, но для ислользования его в целях обучения коллегами и обучающимися, а также текстовые, т. е. основным содержанием которых являются тексты[3,4].

    С 25 июня 2015 года в результате обучения в рамках курсов повышения квалификации в ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» по программе: «Педагогический блог: возможности, цели, принципы разработки» в структуре информационного обеспечения участников образовательного процесса, в частности учащихся начальной школы, был создан и открыт для использования «Блог учителя начальных классов» https://muchiadochsin.blogspot.com/.  Основной целью создания блога является распространение практического материала по таким учебным дисциплинам как математика, окружающий мир, литературное чтение, русский язык с учетом требований к оформлению учебно – методического комплекса по предметам.

    Методическая работа по распространению практического опыта строилась по следующим направлениям:

    • публикации содержания домашних заданий по вышеперечисленным предметам;
    • публикации методических рекомендаций к адаптации ребенка в школе;
    • ссылки на программы самопроверки по учебным дисциплинам;
    • публикацияосновных правил по таким учебным дисциплинам как математика и русскиий язык для начальной школы;
    • работа в формате Google Prezi и Ментальной карты;
    • работа в формате Облака слов и сервиса кроссвордов, генератора ребусов;
    • работа в формате создания формы используя сервисы Google;
    • консультации;
    • списки литературных источников,ссылки на другие информационные интернет – ресурсы;
    • работа с видеоматериалом и многое другое.

    Правила работы в блоге достаточно просты:

    • нахождение сайта в электронном носителе образовательного учреждения;
    • авторизация пользователя и просмотр информации;
    • включение в общение.

    Наличие личного блога учителем начальной школы позволяет регулярно отслеживать использование ученикаами и родителями учеников рабочего материала, позволяет общаться со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ, отвечать на вопросы обучающихся, отслеживать комментарии к распространяемой обучающей информации. Несомненно возможности блога в цифровом мире способствуют оживилению общение с учащимся начальной школы и его родителями , и делает это общение более плодотворным, полезным и с точки зрения аспектов развития, и с точки зрения безопасности (здорового использованияздоровой информации, т.е. информации прошедшей через цензуру).

    Благодаря сетевому взаимодействию (блога учителя начальных классов) разнообразных образовательных учреждениях стало возможным вырабатка оптимальных методических приемов, позволяющих воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности учащихся, получению ими разнообразного социального опыта. Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим переход соревновательного вида деятельности в ГБОУ на новые условия деятельности. Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности учителями. Результаты постоянного  использования в своей деятельности учителями блогов с обучающей информацией подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия в цифровом мире. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование поурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

    Список литературы:

    1. Зайцев Н. Г. Принципы информационного обеспечения в системах переработки информации и управления.
    2. Зайцев Н. Г. Концепция информатизации современного общества
    3. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. — М.: ООО «Трейн», 2007. ISBN 978-5-903652-01-3. — 472 c.
    4. Цветкова М. С., Ратобыльская Э. С., Дылян Г. Д. Модели комплексной информатизации общего образования // Учебное издание. — Мистером.: БИНОМ. Лаборатория знаний. ISBN 978-5-94774-652-5. 2007 г. — 119 с.
    5. Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательный стандарт: http://gym1529c.mskobr.ru/files/fgos_dlya_roditelej.pdf
    6. Сетевое взаимодействие http://fb.ru/article/273176/setevoe-vzaimodeystvie-v-obrazovanii---eto-chto-takoe
    7. Закон РФ: https://avtor24.ru/spravochniki/pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/zakon_rf_ob_obrazovanii_/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

    Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

    «Эффективность работы учителя начальных классов в реализации творческих способностей учащихся и сохранение их здоровья»

    При определении целей и задач  педагогической  деятельности важно учитывать, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней зве...

    Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

         Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

    Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Использование игровых технологий в развитии индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

     Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

    Выступление: "Образовательный туризм как часть программы по духовно – нравственному развитию учащихся начальных классов при реализации ФГОС"

    Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм....

    использование нейропсихологических приемов в процессе коррекции смешанной дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательной школы

    В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не может овладеть письменной речью не из-...