Главные вкладки

    Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
    статья на тему

    Чечевичкина Галина Витальевна

       Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.

       Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

       Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология оценивания образовательных достижений

    учащихся начальных классов

    Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.

    Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.

    Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.

    Ошибки оценивания:

    1. Строгость - оценка ниже, заслуженной.
    2. Мягкость – оценка выше заслуженной.
    3. Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона.

    Оценка мотивирует, когда:

    • Ученик уверен в ее объективности;
    • Ученик воспринимает ее как полезную для себя;
    • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
    • Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
    • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия,  (например, места для проведения рейтинговых испытаний и т.д.)

    Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного

    процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.

    1. Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность.
    2. Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
    3. Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
    4. Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

    Задачи технологии критериального оценивания

    - Повысить учебную мотивацию учащихся, снять эмоциональный негатив с оценки, активность в обучении, в обсуждении и анализе ответов.

    - Развивать познавательные способности, критическое мышление, внимание и память, мобилизовать учащихся на выполнение учебно-познавательной деятельности.

    - Управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи; определения качества усвоения материала; выявления трудностей, ошибок и их причин; предупреждения пробелов знаний.

    - Обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании.

    - Систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся.


            

    По ходу обучения

    Дает обратную связь

    Помогает ученикам скорректировать свою работу

    Помогает учителям планировать свою работу

    Обычно в конце темы,

    раздела

    Дает заключительное суждение

    Дает возможность ученикам показать, чему они смогли научиться

    Формирующее оценивание

    Текущий уровень усвоения знаний и навыков

    Повседневная работа

    Устранение пробелов и недочетов

    Количество вне регламента

    Без учета при итоговой отметке

    1. Отметки за формативные работы не учитываются при оценивании констатирующих работ и итоговых за четверть и год.
    2. За невыполнение ряда формативных работ, систематические пропуски занятий учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей контрольной работе.
    3. Используется пятибалльная шкала.

    Этапы разработки системы критериального оценивания

    1 шагИзучение экспериментальной интегрированной учебной программы, постановка целей и задач по предмету.

    2 шагРазработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся.

    3 шагРазработка критериальной шкалы  оценивания.

    4 шагРеализация критериального оценивания по конкретным темам предмета.

    1 шаг: постановка целей и задач по предмету «Познание мира»
    Цель учебного предмета:подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках обществоведческих и естествоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.  

    2 шаг: общие критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «Познание мира»

    Критерии

    Максимальный уровень достижений учащихся

      A

    Знание и воспроизведение

    4

      B

    Понимание и применение

    5

      C

    Анализ и синтез

    6

    Д

    Коммуникация

    6

    ИТОГО

    21

    Шкала перевода баллов в отметку

    19-21 баллов- отметка «5»  (100%-89%)

    18-16 баллов – отметка «4»  (75%-88%)

    15-13 баллов- отметка «3»  (61%-74%)

    12 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)

    3 шаг: Разработка критериальной шкалы

    Описание

    Учащийся:

    - Знает виды растений

    - Умеет определить различия между типами растений

    - Воспроизводит информацию, полученную из источников

    Критерии

    А (4 max)

    - Знание и воспроизведение

    4 шаг: Реализация  по конкретным темам предмета

    Тема: Разнообразие растений

    Учебные задачи:

    - Расширить представление учащихся о разнообразии растений

    - Сформировать понятие о разных видах и типах растений

    - Дать знания о продолжительности жизни растений, их среде обитания

    - Определить значение растений в жизни человека

    - Развивать коммуникативные качества учащихся при работе в группе

    - Учить исследовательской деятельности, умениям делать выводы, выражать свои умозаключения

    Как создать критериальную работу

    критерии

    задание

    Максимальный балл

    А

    Знание и понимание

    тест

    4

    В

    Применение

    Проверочная работа в дневнике наблюдений

    5

    С

    Анализ и синтез

    Исследовательская работа

    6

    Д

    Коммуникация

    Работа в группе

    6

    Критериальное оценивание

    «ЗА»

    «ПРОТИВ»

    Прозрачность

    Трудоемкость

    (на первом этапе)

    Объективность

    Снижение тревожности

    Сравнение собственных достижений с эталоном

    Издержки адаптационного

     периода

    Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля

    Единство требований

    «В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными»  

    Абу-ль-Фарадж

    Литература

    1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.

    2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов.

    3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В помощь учителю начальных классов: Технология деятельностного метода

    Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уж...

    Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"

    Выступление на заседании РМО учителей начальных классов "Технология продуктивного чтения"...

    ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ТЕХНОЛОГИИ НА 2015/2016 УЧ. ГОД.

    I.                    Анализ  работы  ШМО  учителей начальных классов за 2014/2015 учебный...

    Анализ работы методического объединения учителей начальных классов, технологии за 2014/2015 учебный год.

    Задачи на 2014-2015 учебный год.- Продолжить работу по реализации и социализации преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства в рамках реализации ФГО...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Технологии построения сюжетных уроков математики."

    Перед каждым учителем в начальной школе  стоит главная задача – дать прочные и глубокие знания по предмету каждому ученику, показать детям их внутренние ресурсы, привить им желание уч...

    Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

    В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

    Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

    В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...