Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.
статья на тему

Ермилова Наталья Николаевна

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

«Использование образовательных технологий в начальной школе»

                 В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

                 Таким образом, цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

                 Учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вот уже 11 лет работаю в данной школе по УМК «Школа России».

                 Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе использую элементы современных образовательных технологий, дающих возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. 

                Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков, внеклассной работы в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени.  Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

    В своей практической деятельности по организации педагогической работы я ставлю конкретную цель -  развитие индивидуальных способностей обучающихся. Достичь этой цели мне позволяет  применение новых методов и элементов  современных образовательных  технологий: технология  поддерживающего обучения (традиционного), здоровьесберегающего обучения, игрового обучения, технология исследовательской направленности (в рамках НОУ),  технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения.  В связи с введением ФГОС НОО урочную и внеурочную деятельность строю на основе системно-деятельностного подхода.

   Активно использую современные технические средства обучения: интерактивную доску, мобильный компьютерный класс в рамках реализации проекта «1 ученик: 1 компьютер», программное обеспечение (личная  медиатека, имеющиеся в школьной медиатеке ЭОРы), ресурсы сети Интернет, самостоятельно созданные электронные пособия.  

              Используемые мною средства информационных технологий направлены на повышение познавательного интереса на уроках: обучающие компьютерные программы, энциклопедии, справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках, интернет ресурсы, мультимедийные презентации.

             Применение в образовательном процессе сетевых и дистанционных образовательных технологий: использование на уроках и во внеурочной деятельности школьной локальной сети, интерактивной доски; участие в дистанционных олимпиадах и семинарах: Всероссийские молодёжные предметные чемпионаты «Старт», Международный конкурс специалистов  проекта ЭМУ, Международный конкурс-игра «Кенгуру – математика для всех», Всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок - языкознание для всех», Всероссийская олимпиада ОВИО «Наше наследие», Всероссийская олимпиада «Летописец».              

                  Своими педагогическими и методическими наработками делюсь с коллегами на заседаниях  методического объединения  учителей  начальных классов, на методических днях, семинарах, педсовете, районных педагогических конференциях. Открытые уроки и внеклассные занятия по предмету, воспитательные мероприятия провожу с использованием ИКТ. В работе использую автоматизированную  информационную систему «Сетевой город. Образование», в системе работаю с электронным журналом по преподаваемым предметам.

                 Таким образом, информационные (компьютерные) технологии открывают поистине необозримые возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач.  Использование компьютера кардинально расширяет мои  возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки, занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

              Актуальность проектной технологии возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе,  деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей.

             Данную технологию я  реализую через    систему учебно-познавательных методов и приемов, направленных на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Кроме модульных программ ФГОС НОО в своей деятельности я разработала и использую программу  дополнительного образования для 1-ого и 2-ого классов «Проект - это просто» (утверждена школьным методическим  советом, Протокол от 26.08.2014 № 1)

Созданная программа «Проект – это просто»  является подпрограммой реализуемой Модели по направлению «Социальное», основной целью которой является выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов обучающихся. Являюсь педагогом-тьютором муниципальной стажировочной площадки «Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО». Провела открытое занятие в рамках кружка «Проект – это просто» по теме «Интересные люди. Интервьюер» (2013г).

На  районном семинаре-практикуме «Практика реализации ФГОС начального общего образования в Ямальском районе»  поделилась опытом работы по теме «Организация проектной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО» (2012г.).  Принимала участие в региональном конкурсе исследовательских проектов педагогов ОУ ЯНАО. Представила комплект сценариев занятий по теме «Без духовного не может быть здорового!» (2012г.)

Исследовательские работы и творческие проекты, выполненные младшими школьниками под моим руководством представлены на школьной научно-практической конференции «Мир, в котором мы живём»: Нядынги Вера, 3класс «Комнатные цветы - это роскошь или необходимость в условиях Крайнего Севера?» (2010г.), Пырирко Александрина, 4 класс «От тайн природы к приметам природы» (2011г.).  

Обучающиеся успешно участвуют в районных, окружных и Всероссийских  исследовательских и творческих проектах, таких, как:

  • Муниципальный тур IV окружного конкурса юных натуралистов экологов (призёр, 2010г.);
  • Всероссийский детский заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (диплом лауреата, 2010г.);
  • Муниципальный  тур III заочного конкурса «Юный исследователь» (призёр, 2011г.);
  • IV окружное (заочное) соревнование юных исследователей-школьников «Ступень в будущее.  Юниор» (участие, 2012г.)
  • Всероссийский фестиваль исследовательских  и творческих работ  учащихся «Портфолио»  (диплом участника, свидетельство о публикации, 2011, 2012гг).

             Неотъемлемой частью образовательного процесса являются здоровьесберегающая деятельность, которая позволяет соблюдать охранительный режим обучения, выбирать темп учебной деятельности, равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Применяю игровые технологии на уроках.  Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игровая  деятельность используется мной в следующих случаях:

   Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);

   В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов». 

Например: «Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ.

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

№ п/п

 

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

 

Методы и приёмы

 

 

1

 

 

 

 

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

 

 

2

 

 

 

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная   технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

- знакомство с новым материалом на ПК

-разноуровневые задания на ПК

 

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

 

 

Игровые технологии

 

Игровая ситуация

 

 

 

Проблемное  обучение

 

Создание проблемной ситуации

 

 

4

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические  паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

 

 

5

 

 

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

 

 

6

 

 

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

 - коллективный вывод

 - подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная   технология

 

- создание ситуации успеха

 

7

 

 

Рефлексия

Гуманно-личностная   технология

 

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

В заключении, можно сказать, что сочетание элементов образовательных технологий, как в структуре урока, так и во внеклассной работе положительно влияют и на мотивацию школьника к образовательному процессу, на возможность повышать качество образования, на развитие индивидуальных способностей обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальных классах (из опыта работы)

Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья социальная, и решать её нужно на всех уровнях общ...

Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны

Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода....

Выступление на МО учителей начальных классов «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Академик Владимир Павлович Беспалько сказал: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технол...