Выступление на МО учителей начальных классов «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ»
опыты и эксперименты

Андреева Оксана Владиславовна
Академик Владимир Павлович Беспалько сказал: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление35.91 КБ
Файл презентация2.26 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

«Современные образовательные технологии в аспекте внедрения

ФГОС обучающихся с ОВЗ»

Академик Владимир Павлович Беспалько сказал: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».

Образовательная технология – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

Федеральный государственный стандарт формулирует многие требования к воспитателю, в том числе: уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии. 

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования педагогического процесса. Мне, как и любому педагогу, необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций.

Изучив весь обширный арсенал образовательных технологий, я выбрала свой путь.

Сейчас я поделюсь опытом, как я применяю данные технологии.

2 слайд

С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3 слайд

 Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • слуха,
  • зрения,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • задержкой психического развития,
  • выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм,
  • множественными нарушениями развития.

Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разработан набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.

Варианты ФГОС ОВЗ

1 Вариант (Цензовое образование) Образование, полностью соответствующее образованию здоровых сверстников, получаемое в той же среде и в те же сроки (Инклюзия)

2 Вариант (Цензовое образование) Образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки (Классы для детей с ЗПР, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы)

3 Вариант (Нецензовое образование) Образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. (Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы)

4 Вариант (Нецензовое образование) Образование по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) (Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы)

4слайд

Я работаю в классе по АООП вариант 7.2, то есть  образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки. В классе 12 учащихся, которые начали обучение 1 сентября 2016 года. В прошлом учебном году это был 1 дополнительный класс, в этом году это будет 2 класс, то есть в начальной школе учащиеся будут обучаться  - 5 лет.

Сегодня я поделюсь своим опытом работы.

При работе с детьми с задержкой психического развития применяются те же технологии, что и с детьми в общеобразовательном классе, только любая технология будет иметь коррекционно-развивающую направленность, что позволит добиваться положительной динамики в обучении, развитии и воспитании. 

Рассмотрим наиболее часто применяемые педагогические технологии:

5 слайд

  1. Разноуровневое обучение.

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, корректирующая и развивающая их самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

Несмотря на то, что в классе обучаются все дети с ЗПР, тем не менее, они имеют разный уровень познавательной активности. Используя эту технологию, у меня появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Эффективно использовать данную технологию при изучении сложных тем и разделов. В данной технологии регулярно применяю такой прием,  как выбери то задание, с которым ты справишься (которое нравится).

Коррекционно-развивающий компоненттехнологии разноуровневого обучения – это в первую очередь индивидуализация и дифференциация обучения, а также повышение уровня самостоятельности  учащихся.

6 слайд

  1. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет активизировать все психологические процессы и функции ребенка, а также способствует использованию знаний в новой ситуации.

Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, а для детей с ЗПР игра еще и чуть ли не ведущий вид деятельности на протяжении всей начальной школы.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:в качестве части урока (для смены вида деятельности, предупреждения утомления); в качестве проведения целого урока (например, игра – путешествие) или на коррекционно-развивающих занятиях по социальной адаптации мы с ребятами играем в различные коммуникативные игры.

  • Дляразвития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения: «Как можно нас называть по – разному?»,«Улыбка»,«Комплимент»
  • Для совершенствования у детей невербального общения  игра «Угадай» - один ребенок изображает кого - либо (животного, птицу и т. д.), а остальные дети отгадывают.
  • Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают: изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи.
  • Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуациианализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей, а также в литературных произведениях.
  • Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:инсценированные  сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров.
  • Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей, негативных навыков и умений.

Коррекционно-развивающий компонент технологии использования в обучении игровых методов заключается в игротерапевтической и в коррекционной функции.

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

7 слайд

  1. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах эффективной групповой работы.

В своей работе на уроках и во внеурочной деятельности работаем в группах (делю класс на 2-3 группы), совместно с ребятами составили правила работы в группе, записали их опорными словами в памятку на доске и перед каждой работой в группе повторяем эти правила, после обсуждаем, какие были трудности.

Предлагаю в качестве иллюстрации данной технологии посмотреть фрагмент урока

20 марта 2018 года в нашей школе проходил семинар  «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС", в рамках которого мной был дан урок окружающего мира «Зачем строят самолеты?»

Коррекционный-развивающий компонент данной технологии – коррекция и развитие эмоционально волевой и коммуникативной сферы.

8 слайд

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

Здесь хочу сказать о хорошем техническом оснащении кабинета: компьютер, принтер, сканер, проектор, интерактивная доска, что неограниченно обогащает содержания образования.

В новом учебном году планирую использовать прием развития речи через использование текстового редактора разработанный Институтом коррекционной педагогики. Очень вдохновила меня статья учителя-дефектолога об эффективности  использования текстового редактора для развития речи детей с ОВЗ.

9 слайд

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Одна из ведущих технологий. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, предупреждать утомляемость, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

В нашем классе есть место для отдыха и игр, парты индивидуальные.

2. Развитие двигательной активности.

Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях школы.

Каждое утро мы начинаем с 10 минутной зарядки. В расписании у ребят 3 урока физической культуры и 1 урок ритмики в неделю.

3. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

На каждом уроке я провожу 2-3 физминутки, гимнастику для глаз (упражнение «Горизонтальная восьмёрка» - это прием здоровьесберегающей технологии Базарного Владимира Филипповича), а урок литературного чтения мы традиционно начинаем с артикуляционной гимнастики, пальчиковую гимнастику, гимнастика для развития кистей рук («Кулак-ребро-ладонь»), упражнения на релаксацию, подвижные игры на переменах и спокойные настольные игры после уроков физической культуры, дыхательная гимнастику (по методу «Нейропсихологической коррекции» Анны Владимировны Семенович).

Дыхание поддаётся произвольной саморегуляции. С помощью дыхания можно либо запустить, либо притормозить многие процессы.

  1. Первая дыхательная техника направленна на активацию и стимуляцию процессов: глубокий вдох и резкий выдох – запускают процессы возбуждения в коре головного мозга.

Я предлагаю вам попробовать дыхательную технику.

И с детьми мы дышим следующим образом  (для образности добавляю движени): подтягиваю руки к груди с глубоким вдохом и резко опускаю вниз с резким выдохом (до 5 раз).

  1. Вторая дыхательная техника направлена на расслабление, т.е. релаксационное дыхание. Когда мы засыпаем, как мы дышим? Мы делаем небольшой вдох и медленный продолжительный выдох, такой способ дыхания запускает процессы торможения в коре головного мозга.

Для образности кладем одну руку на живот, а другую на грудную клетку (представляем что надуваем шарик): при вдохе животик надувается, а при выдохе сдувается, а грудная клетка поднимается.

Хотелось бы отметить еще такую коррекционно-развивающую направленность данной технологии как коррекция и развитие пространственно-двигательной ориентации.

10 слайд

  1. «Технология коллективно-творческого дела»  Игоря Петровича Иванова

Педагогика общей заботы, педагогика социального творчества, коммунарская педагогика — все эти определения относятся к одному явлению в отечественной педагогике, которая была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором  педагогических наук и продолжателем педагогического наследия А.С.Макаренко. Ее цель раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру.

Любое наше практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Дети с удовольствием принимали участие в подготовке подарков к праздникам 8 марта и 23 февраля и к другим праздникам.

Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. И основной акцент при работе стараюсь делать на интерес в реализации детьми своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях. Т.е. объясняю, что все увидят, как ты можешь красиво рисовать, или как ты можешь красиво петь, танцевать и т.д. Считаю, что не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения. Главное, чтобы в совместных  делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы.

Я в своей работе стараюсь смотивировать своих учеников на выполнение какого-либо КТД. Например, в конце этого учебного года мы провели открытый классный час для родителей и педагогов, которые работают в нашем классе. При подготовке к празднику ребята сами выбирали стихотворения, которые хотели бы прочесть, инсценировали сказку, готовили декорации, украшали класс, изготавливали приглашения, долго и  старательно репетировали. В ходе праздника пели, читали стихотворения, показывали не одну инсценировку, проверили как родители знают нашу школу, подвели итог конкурса портфолио и наградили всех ребят за успехи в учебном году (они есть у всех!) На празднике, честно говоря, немного переволновались, но это тоже положительный опыт.

Коррекционно-развивающий компонент данной технологии, это коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. А еще немаловажна диагностическая сторона данной технологии, которая очень ярко показала мне как учителю, присутствующим педагогам и родителям направления дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Заключение.Считаю, что на сегодняшний день применяемые мной технологии актуальны, практико-ориентированы и соответствуют требованиям ФГОСдля детей с ОВЗ. В будущем учебном году планирую работать в данном направлении и искать новые технологии, которые позволят эффективно проводить коррекционно-развивающую работу.

10  слайд

Хотелось бы еще сказать о важности принципа профессионального взаимодействия – это один из главных принципов эффективного образования детей с ОВЗ. В нашей школе на протяжении уже нескольких лет работают классы коррекции и учителя, логопеды, психологи, дефектолог эффективно взаимодействуют в рамках консилиума для создания благоприятной образовательной среды для каждого ребенка с ОВЗ.

Андреева Оксана Владиславовна

Учитель начальных классов МБОУ «КСОШ № 2»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ » (обмен опытом по теме ) Андреева О. В. учитель начальных классов МБОУ «КСОШ№2»

Слайд 2

ФГОС НОО детей с ОВЗ

Слайд 3

Варианты ФГОС ОВЗ

Слайд 5

Технология разноуровневого обучения. Технология учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, корректирующая и развивающая их самостоятельность. Коррекционно-развивающий компонент технологии разноуровневого обучения –индивидуализация и дифференциация обучения, а также повышение уровня самостоятельности учащихся.

Слайд 6

Технология использования в обучении игровых методов Игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет активизировать все психологические процессы и функции ребенка, а также способствует использованию знаний в новой ситуации . Коррекционно-развивающий компонент технологии использования в обучении игровых методов заключается в игротерапевтической и в коррекционной функции игры.

Слайд 7

Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Коррекционный-развивающий компонент данной технологии – коррекция и развитие эмоционально волевой сферы и коммуникативной. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах эффективной групповой работы. 20 марта 2018 года 1 дополнительный класс Урок окружающего мира «Зачем строят самолеты?»

Слайд 8

Информационно-коммуникационные технологии.

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии. Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий 1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. 2. Развитие двигательной активности. 3. Обеспечение адекватного восстановления сил .

Слайд 10

«Технология коллективно-творческого дела» Иванова Игоря Петровича

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов «Использование образовательных технологий в начальной школе» (Из опыта работы) Ермилова Н.Н.

В статье представлен опыт работы по использованию современных технических средств обучения: в начальной школе....

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Выступление на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования"

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения в условиях ФГОС начального образования....

Доклад «Применение современных образовательных технологий при обучении детей обучающихся на дому».

Доклад «Применение современных образовательных технологий при обучении детей обучающихся на дому»....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход».

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход»....