СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО
статья на тему

ФГОС и его подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО

Миронова М.А.

С 2011-12 учебного года все первоклассники Российской Федерации перешли на обучение по новым образовательным стандартам, которые призваны привести к единой социальной норме общественный договор между семьей, обществом и государством.

Суть идеологии новых стандартов - переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.

Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход. Традиционный подход к обучению строится по принципу «Делай, как я…». В нем нет места действию, а следовательно, нет места мышлению. Деятельностный подход к обучению позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.

Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии воспитательно-образовательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности, что предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого образовательного процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности.

Технология обучения, строящаяся на основе учебных ситуаций, - особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:

  • обнаруживают предмет своего действия;
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают

свое описание.

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.

Использование технологии уровневой дифференциации вносит определенные изменения в учебный процесс, которые проявляются не столько в каких-либо особых методических приемах, применяемых учителем, сколько в изменении стиля взаимодействия с учениками.

В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения). Главная задача и обязанность учителя помочь ученику:

  • принять и выполнить принятое им решение;
  • сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познава-

тельных интересов;

  •  составить или откорректировать программу самообразования, по-

добрать нужную литературу;

  •  поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возмо-

жностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать.

При этом данная технология предоставляет учителю свободу в выборе методов, средств и форм обучения.

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия - умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: коммуникативных - использование диалога, познавательных - извлечение информации.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развивается умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет решить главную задачу - не только дать знания, но и научить ими пользоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?...

Современный урок в аспекте содержания ФГОС.

Проектирование и анализ современного урока в свете требований    ФГОС к организации учебной деятельности....

Современные образовательные технологии, обеспечивающие реализацию ФГОС

Выступление на педагогическом совете 2015-2016г.г. учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны...

Современный урок в аспекте содержания ФГОС

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения зн...

Презентация «Современный урок в аспекте содержания ФГОС»

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения зн...

ПОРТФОЛИО КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ФГОС.

ПОРТФОЛИО КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ФГОС....