Современный урок в аспекте содержания ФГОС
статья (4 класс)

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx597.17 КБ
Office presentation icon презентация2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Современный урок  
в аспекте содержания ФГОС»

Учитель начальных классов

МОУ «Лицей №1»  г. Всеволожска

Глазунова Е. А.

                                            ноябрь 2017 г.

1 слайд.

Современный урок  в аспекте содержания ФГОС

Учитель начальных классов МОУ «Лицей №1 г. Всеволожска

Глазунова Е. А.

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

2 слайд

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».

                                     Л.Н. Толстой

3 слайд

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

По словам руководителя проекта по разработке  ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова  «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

4 слайд

Требования к учителю:

Учитель точно и четко формулирует задания;

Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному;

Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал  рассматривается  с нескольких сторон.

5 слайд

Не повторяет задания 2 раза;

Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся;

Не повторяет того, что сказали учащиеся.

6 слайд

Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность всех высказываний учащихся.

Учитель использует  различные формы работы и разнообразные средства обучения, стимулирующие творческую и речевую деятельность учащихся.

7 слайд

Орудия учителя –просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.

Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися.

Ведущий девиз: «Действуем вместе!».

Модель обучения –  свободное раскрытие личности.

Модель общения – многосторонняя.

8 слайд

Портрет современного педагога.

Целеустремлённый.

Самостоятельный.

Открыт к инновациям.

Партнёр для учеников.

Умеет управлять мотивацией.

Владеет технологией проектирования урока.

Владеет ИКТ.

9 слайд

В чем основная задача школы?

Формирование у каждого ребенка умения- учить себя.

10 слайд

Каким стал современный урок?

Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств.

11 слайд

Требования к современному уроку.

Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.

Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.

Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.

 Высокая степень речевой активности  обучающихся.

12 слайд

Системно-деятельностный подход направлен на развитие личности учащегося на основе освоения  универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.

Чему учить?    Обновление содержания образования.

Ради чего учить?   Ценности образования.

Как учить?   Обновление   технологий образования.

13 слайд

Структурные элементы  урока:

мобилизующий этап урока;

целеполагание;

 коммуникация;

взаимопроверка и взаимоконтроль;

 рефлексия.

14 слайд

Методические принципы современного инновационного урока:

 Субъективизация. 

Метопредметность.

Деятельностный.

Коммуникативность.

Рефлексивность. 

15 слайд

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе.

Личностные,  регулятивные, коммуникативные, познавательные.

16 слайд

Ресурсы   современного урока.

17 слайд

Человеческие - учитель, ученик, родители.

18 слайд

Методические – формы, содержание, приёмы, технологии, методы.

19 слайд

Технологические – развивающее обучение, ИКТ, модульное обучение, проектная деятельность, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

20 слайд

Характеристика  образовательных моделей

Традиционная  педагогика

Инновационная   педагогика

  20 слайд

Цель:  формирование ЗУН.

20  слайд

Цель:  развитие личности.

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником:  репродуктивный, воспроизводящий

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником:

исследовательский, продуктивный, творческий.

  1. Слайд

Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму .

Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.)

  1. Слайд

Способы усвоения: мыслительная деятельность, рефлексия .

Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций

  1. Слайд

Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации ).

Контроль и самоконтроль усвоения нового материала

  1. Слайд

Овладение обобщенным способом решения учебной задачи

Самооценка, рефлексия результатов деятельности

  1. Слайд

Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер .

Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя

  1. Слайд

Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант .

Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

24слайд

Типы уроков – стандартные.

Изучение нового материала.

Формирование и закрепление знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Проверка и оценка знаний.

Комбинированный урок.

25   слайд

Типы уроков – нестандартные.

Урок – игра.

Урок – сказка.

Урок – соревнование.

Урок – экскурсия.

Урок – диалог.

Практические занятия.

26   слайд

Методы обучения: активные и интерактивные.

27  слайд

Интерактивные формы обучения:

Деловые и ролевые игры;

Психологические и иные тренинги;

Метод проектов;

Портфолио;

Разбор конкретных ситуаций;

Метод работы в малых группах (результат работы  исследовательских групп учащихся);

 Презентации на основе современных мультимедийных средств.

28   слайд

Так что же для  нас современный урок?

Урок-познание,   открытие, деятельность,  противоречие, развитие,  рост,   ступенька  к знанию,        самопознание,    самореализация, мотивация,   интерес, профессионализм, выбор,              инициативность,   уверенность,    потребность…

29  слайд

Высший пилотаж – это урок, на котором учитель лишь направляя детей, даёт рекомендации в течении урока. Поэтому учащиеся ощущают, что ведут урок сами.

30  слайд

Урок должен быть пронизан творчеством

 и вместе с тем оставаться уроком.

                                                С.И.Гессен

 Структура урока в начальных классах.

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

IV этап. Открытие нового знания.

V этап. Первичное закрепление.

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль .

VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

1.Организационный момент. 

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 

• 1-2 минуты

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций

(внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

III. Постановка учебной задачи. 

Цель: обсуждение затруднений

(«Почему возникли затруднения?»,  

«Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

 или в виде темы урока.

• 4-5 мин

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения). 

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин

• Способы: диалог, групповая или парная работа.

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

• Выведение алгоритма.

V. Первичное закрепление. 

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Самоанализ и самоконтроль 

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

• Выполняется письменно.

• Методы: самоконтроль, самооценка.

VII.  Включение нового знания

 в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII.Рефлексия деятельности

 (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты

• Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в аспекте содержания ФГОС Учитель начальных классов МОУ «Лицей №1 г. Всеволожска Глазунова Е. А. ноябрь 2017 г. «

Слайд 2

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Л.Н. Толстой

Слайд 3

Требования к учителю Учитель точно и четко формулирует задания; Предугадывает затруднения обучающихся и меняет по ходу урока задание - от простого к более сложному. Подбирает комплексные задания, в которых предложенный материал рассматривается с нескольких сторон.

Слайд 4

Не повторяет задания 2 раза; Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся; Не повторяет того, что сказали учащиеся.

Слайд 5

Действия учителя обеспечивают ситуативную направленность и коммуникативную ценность всех высказываний учащихся. Учитель использует различные формы работы и разнообразные средства обучения, стимулирующие творческую и речевую деятельность учащихся .

Слайд 6

Орудия учителя – просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Основная форма учебной деятельности – живое общение с учащимися. Ведущий девиз: «Действуем вместе!». Модель обучения – свободное раскрытие личности. Модель общения – многосторонняя.

Слайд 7

В чем основная задача школы? Формирование у каждого ребенка умения- учить себя .

Слайд 8

Современный урок стал гибким , разнообразным по целям и задачам , вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств .

Слайд 9

Требования к современному уроку : Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока. Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя. Обязательная рефлексия обучающихся на уроке. Высокая степень речевой активности обучающихся.

Слайд 10

Системно-деятельностный подход развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности . Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить ? Ценности образования

Слайд 11

Целеполагание. Коммуникация. Взаимопроверка и взаимоконтроль. Рефлексия. Структурные элементы урока: Мобилизующий этап урока .

Слайд 12

Методические принципы современного инновационного урока Субъективизация. Метопредметность. Деятельностный . Коммуникативность . Рефлексивность.

Слайд 13

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 14

РЕСУРСЫ современного урока МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

Слайд 15

Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ

Слайд 16

Методические ресурсы Формы Технологии Содержание Методы Приемы

Слайд 17

Технологические ресурсы ИКТ Развивающее обучение Проектная деятельность Модульное обучение Интерактивная доска Здоровьесберегающие технологии

Слайд 18

Характеристика образовательных моделей Цель: Формирование ЗУН Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником: репродуктивный, воспроизводящий Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником: исследовательский, продуктивный, творческий Традиционная педагогика Инновационная педагогика Цель: развитие личности

Слайд 19

Способы усвоения: деятельность по образцу, алгоритму Способы усвоения: мыслительная деятельность, рефлексия Восприятие новой информации через наблюдение и слушание, (беседа, рассказ, лекция и др.) Построение гипотез относительно способа разрешения проблемных ситуаций Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика

Слайд 20

Применение новых знаний в практической деятельности (сначала –по образцу, затем- в новой ситуации Овладение обобщенным способом решения учебной задачи Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика

Слайд 21

Функция учителя: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер Функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант Позиция ученика: пассивность, объект деятельности учителя Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности Характеристика образовательных моделей Традиционная педагогика Инновационная педагогика

Слайд 24

Методы обучения Активные методы Интерактивные методы

Слайд 25

Интерактивные формы обучения Деловые и ролевые игры; Психологические и иные тренинги; Метод проектов; Портфолио; Разбор конкретных ситуаций; Метод работы в малых группах (результат работы исследовательских групп учащихся); Презентации на основе современных мультимедийных средств

Слайд 26

Так что же для нас современный урок ? урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, мотивация, самореализация, интерес, выбор, профессионализм, уверенность, инициативность, потребность…

Слайд 27

Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в аспекте содержания Федеральных Государственных Стандартов второго поколения

 Уроки с использованием методов активного обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное их использование не даёт хороших результатов. Поэтому очень важно. а...

«Современный урок в аспекте реализации ФГОС»

В этой статье я хочу поделиться своими наработками и знаниями как организовать исследовательскую работу на уроке. Это  обобщение практического опыта  и соотнесение его с современными целями ...

Современный урок в аспекте содержания ФГОС.

Проектирование и анализ современного урока в свете требований    ФГОС к организации учебной деятельности....

Презентация «Современный урок в аспекте содержания ФГОС»

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения зн...

Доклад"Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "

Доклад"Урок в начальной школе   в аспекте содержания ФГОС НОО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ "...