Главные вкладки

    Выступление: "Образовательный туризм как часть программы по духовно – нравственному развитию учащихся начальных классов при реализации ФГОС"
    статья на тему

    Ширякова Татьяна Владимировна

    Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_turizm.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление

    на фестивале педагогических идей

    в МАОУ «СОШ №6 с углубленным

    изучением иностранных языков»

    по теме:

    «Образовательный туризм как часть программы

    по духовно – нравственному развитию

     учащихся начальных классов

    при реализации ФГОС.»

    Учитель начальных классов –

    Ширякова Т.В.

    2017 год.

    Многим из нас предстоит работать по новым Стандартам второго поколения. И одним из требований их реализации является создание программы духовно – нравственного воспитания и развития учащихся.

    Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся  направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

    Обобщенный результат образовательной деятельности первой ступени обучения фиксируется в портрете ее выпускника.

    Портрет обучающегося начального общего образования

    МАОУ «СОШ №6 с углубленным изучением иностранных языков»

    • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
    • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
    • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
    • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
    • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
    • любящий свой край и свою Родину;
    • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
    • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
    • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
    • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм.

    Образовательный туризм появился на планете одним из первых, ведь именно погоня за новыми знаниями являлась целью подавляющего большинства древних путешественников. И по сей день образовательный туризм не теряет своих позиций, он является одним из самых актуальных, самых востребованных видов туризма в России и в других странах. Современный человек имеет доступ к любой информации благодаря Интернету, но все-же он предпочитает увидеть мировые культурные диковинки своими глазами. Например, в какой бы полной не была представленная в сети информация о России и ее культуре, только личное путешествие в Россию может подарить полное понимание этой удивительной страны.

    Поэтому, можно сказать, что одним из неформальных видов образования является туризм.

    Образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени. Образовательный туризм, имеющий глубокие традиции, в настоящий период представляет важное и перспективное направление.

    Образовательный туризм - туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением. 

    Традиция образовательного туризма в России зародилась в петровские времена, когда «царевы слуги» учились морскому и корабельному делу в морских державах. Эстафету переняла Екатерина II. При ней отпрыски придворной аристократии постигали за границей различные науки в течение нескольких лет, чтобы потом служить верой и правдой на благо своего отечества.

    Продолжил традицию директор Санкт-Петербургского кадетского корпуса для детей дворян, не имеющих собственного дохода. Медалисты по окончанию учебы в корпусе, три года могли проводить за границей, путешествуя за казенный счет. Для них даже существовала специальная инструкция, предписывающая постигать науки, так как любое путешествие должно быть предметом исследования и постижения наук. А будущие учителя помимо заграничных путешествий должны были путешествовать и по России, чтобы подмечать все хорошее, достойное принятия к сведению для славы своего отечества.

    В ХХ веке туризм в России приобретает массовый характер. В Законе РФ «об основах туристкой деятельности», дается определение туризму, как «временному выезду граждан с постоянного места жительства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного проживания». Согласно данному определению, все виды просвещения и обучения, получаемые вне места жительства, охватываются сферой образовательного туризма.

    • Образовательный туризм является частью общешкольной воспитательно-образовательной программы.
    • Поездки различаются по длительности, дальности и целям в зависимости от возраста детей.
    • Воспитательно-образовательный процесс в поездках органично связан с предварительной работой и последующим выполнением творческих и проектных работ, которые осуществляются в школе.

    Различаются однодневные автобусные туры, историко – культурологические поездки.

    Однодневные автобусные экскурсионные туры:

    • расширение знаний и обогащение впечатлений детей, воспитание любви к родному городу, области; восхищение красотой и уважение к древности;
    • формирование начальных историко-культурологических представлений;
    • развитие любознательности и расширение начальных естественнонаучных представлений

    Историко – культурологические поездки.

    • обогащение опыта восприятия произведений искусства (архитектуры, скульптуры, живописи)
    • расширение знаний детей в области мировой и отечественной истории;
    • знакомство с историей страны (города, региона);
    • развитие любознательности;
    • совершенстовование умения слушать, запоминать и фиксировать для себя новый материал, рассказывать об увиденном.

    Образовательный туризм с 1 по 4 класс:

    С первого класса мы начинаем изучение своего города, края, страны не только по учебнику, но и вживую.  Сначала «открываем» для себя город – краеведческий музей, экскурсии на предприятия, где работают родители, городские библиотеки, мастер – классы, кинотеатры, Драмтеатр, бассейн. Затем совершаем выездные однодневные экскурсии:

     - г. Архангельск

     - о. Ягры

     - Школа ремесел Бурчевского

     - Музей Арктики

     - Музей Писахова

     - Музей изо

     - завод «Беломорские узоры»

     - музей в дер.Уйма

     - прогулка на теплоходе по Северной Двине

     - спортивный клуб «М - 33»

          -  Музей шоколада

    Туры разрабатываем самостоятельно через Интернет, находим для детей соответствующего возраста интересные, познавательные, обучающие  мероприятия.

    Обязательно продумываем питание – для детей начальной школы только трехразовое питание (плюс дополнительный полдник, вечерний чай).

    К поездкам мы готовимся: узнаем информацию о данном городе, об известных достопримечательностях, читаем художественную литературу. Пример – поездка в Беларусь, книга «Брестская крепость».

    Мы побывали:

     - Золотое Кольцо – 2 раза (дельфинарий, музей – усадьба Некрасова, спортивные соревнования на надувных лодках, Музей музыки, Ярославский Кремль. Планетарий и т.д.)

     - Москва – 2 раза: Кремлевская елка, Любимая Москва. Ледовое шоу, Кремлевская елка, Мосфильм, Анимация мультфильмов, новый планетарий, монорельсовая ж/д, Тихвинский монастырь, Останкинская    телебашня.

    - Санкт – Петербург: Ботанический сад, Кунсткамера, настоящий цирк. Музей ВОВ, Музей Левши, Океанариум.

     - Беларусь: Минск -  Брест – Минск (Брестская крепость, Беловежская пуща, Музей природы)

    У нас родители -  активные участники поездок.

    После поездки – делимся впечатлениями, пишем сочинения, проекты, исследовательские работы. Пример – сочинение по теме: «Россия и Беларусь», написанное Богдановой Ксюшей, заняло второе место по городу на конкурсе «Лучший урок письма».  Письмо Максима Лоскутова «История о подвиге моей семьи» также явилось призером. Сейчас мы разрабатываем  новый проект – посещение Карелии. Закончить свое выступление я бы хотела следующими словами:

    За уши зайца ведут к барабану.

    Заяц твердит: « Барабанить не стану!

    Нет настроенья, нет обстановки,

    Нет вдохновенья, не вижу морковки!»

    Чтобы наши дети ходили в школу с желанием учиться, чтобы они приходили всегда с отличным настроением, чтобы не погас в юных душах пытливый огонек любознательности, мы используем в образовательном процессе – образовательный туризм.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС»

    Выступление на конференции педагогических работников образования.Доклад на тему: "Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС".Доклад + презентация....

    Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Россия - моё Побочино"

    Тема проекта «Моя Россия – моё  Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих  учащихся и выпускниках школы. Особо ценен дан...

    Духовно - нравственное воспитание школьников через реализацию основной образовательной программы Лицея №1

    Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы....

    Проблемы, возникающие на начальном этапе реализации ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальной недостаточностью) и пути их решения.

    Заканчивается первый учебный год работы по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выявились трудности, стоящие перед педагогическими коллективами, но в процессе раб...

    Организация воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС

    В данной работе рассматривается организация  воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации ФГОС НОО, Подробно рассматриваются социально-педагогическое партнерство ...

    Районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа»

    27 января 2018 г.на  базе нашей школы состоялся районный семинар учителей начальных классов «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного ...

    Духовно-нравственное воспитание школьников как основа ФГОС

    Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...