Духовно - нравственное воспитание школьников через реализацию основной образовательной программы Лицея №1
статья на тему

Рыжова Оксана Валерьевна

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx62.79 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

 Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация  системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом «Об образовании». Который  устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.     Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. 

Концепция задает основные характеристики организации  воспитательного процесса в современной школе.

В ней формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтами гражданского общества, конфессиями.  

Сегодня   воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

    Каковы же наши традиционные источники нравственности?

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

 –      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

 –      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

 –      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

 –      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

 –      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

 –      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

 –      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

 –      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания  так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

     Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей?

Только в тесном взаимодействии педагогов с семьей,  общественностью, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информацииможно формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни через процесс воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

         Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

         Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

  • Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций общества, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ:

  • духовно-нравственное воспитание учащихся;
  • формирование поликультурной компетентности:

-  знание и принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира;

-  доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры.

Нравственный опыт самого человека и всего человечества в целом составляет основное содержание учебного модуля «Основы светской этики», который направлен на знакомство школьников с основами нравственности, даёт первичные представления о морали и её значении в жизни человека, опираясь на положительные поступки людей. Данный учебный модуль создает условия для воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Если считать, что ребенок может, но не хочет учиться, может, но не хочет стать человеком, то без принуждения, конечно, не обойтись, и авторитарная педагогика неуязвима. Но Амонашвили убежден: ребенку от природы хочется, чтобы его воспитывали и обучали.

Уроки познавательного чтения

Обычные программы начальных школ ориентируют ребенка на навык скорочтения.

- Но чтение нужно человеку не для того, чтобы читать в слух или про себя, а для того чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньше затратой сил извлекать из нее нужные знания. Традиционное обучение чтению объединяет мотивацию ребенка, выработку этого навыка, делает скучной и задерживает развитие ребенка, так как, не смотря на все свои сложности. Это все же слишком низкий уровень для его реальных возможностей.

Уроки письменной речевой деятельности

Сложившаяся методика обучения письму уводит детей от развития письменной речи и подменяет его обучением навыком каллиграфии, орфографии, пунктуации, которая хотя и участвует в письменно-речевой деятельности, не создает письменную речь.

Традиционная методика ошибочно полагает, что навыки письма вместе с развитой устной речью без особых трудностей породят пись-менно-речевое умение. Но устная речь отличается от письменной, как арифметика от алгебры. Самые главные отличия письменно-речевой деятельности – отвлеченность от ситуаций и собеседника, лишенность экспрессии и звучания, развернутость, логичность, полнота и завершенность, замедленность оформления мыслей и необходимость задерживать их для оформления, отдаленность мотивов.

В "Школе Жизни" письменная речевая способность у детей развивается на основе специфической программы и методики. Она часто направляется на познание ребенком самого себя, на его взаимоотношение с близкими, на совершенствование характера. В маленьких рассказах дети размышляют о разных волнующих их проблемах, философствуют, мечтают литературным творчеством. Письменная речь становится светильником души, одной из форм духовной жизни.

Диктанты, списывание, письменные ответы на вопросы в школе Амонашвили применяются ограниченно.

Искусство владеть своим внутренним миром.

Качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека зависят не только от знаний, но и от их духовной насыщенности. Надо ли напоминать, как опасно для общества давать бездуховному, без сердечному человеку современные высшие знания о законах природы, человеческой психике и вселенной? Поэтому основа основ в школе Амонашвили – уроки духовной жизни.

Ради чего мы живем? Что такое жизнь, и как она могла возникнуть? Высшие и низшие качества человека. Что такое любовь? Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Как управлять своим мышлением, знать, о чем и как думать? Что такое бессмертие?

Духовная жизнь – высший план бытия, та скрытая, не материализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материальную действительность. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его рассвет и прогресс.

Как проводить такие уроки? Основной способ – беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думанье (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, детям Земли, запись сновидений, ведений дневника своих переживаний, философствование.

Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой, учитель остается в его душе, добро в его мыслях. В таком образовательном процессе ребенок научается менять, улучшать совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться.

Внеурочная деятельность

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

 Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

 Сегодня перед учителями начальных классов очень остро стоит вопрос в создании  и  реализации программ по внеурочной деятельности, в связи с переходом на новые стандарты.

Признавая социализацию в качестве одной из задач  российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно  ФГОС  организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно – нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

  • Выявление интересов, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
  • Создание условий для индивидуального развития ребенка;
  • Формирование системы УУД в избранном направлении деятельности;
  • Развитие  творческих способностей;
  • Расширение рамок общения с социумом.

Направление внеурочной

деятельности

Название

(кружки, секции, проектная деятельность и т.д.)

Количество часов в неделю

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Здоровый ребенок – успешный ребенок»

2

Военно-патриотическое

Кружок «Я люблю тебя, Россия»

2

Научно-познавательное

Кружок «Математика и конструирование»

1

Научно-познавательное

Кружок «Занимательная грамматика»

1

Художественно-эстетическое

Кружок «Детский музыкальный театр»

2

Проектная деятельность

Кружок «Я – исследователь»

1

Общественно полезная деятельность

Кружок «Умелые ручки»

1

Итого

10

Развитие нравственных качеств с помощью программы "Step by step"         

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

         Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Развитие нравственных качеств с помощью программы "Step by step"

  • Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 25 странах мира. По замыслу она должна соответствовать специфическим потребностям и культурным традициям каждой страны.
  • Программа "Step by step" для начальной школы призвана предложить детям, родителям и педагогам академический вариант образования ,при котором соблюдаются как демократические принципы обучения, так и адекватная практика развития.

Развитие поведенческих навыков обеспечивается:

осознанием детьми значимости приобретаемого навыка для себя и коллектива;

осознанием справедливости, лежащего в основе навыка нравственного требования;

многократным упражнением детей в поведении, навыком которого должен овладеть ребенок.

  • Привычка к поведению, определяемому усвоенными нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива. Воспитание нравственной привычки необходимо осуществлять на основе положительной мотивации поведения учащихся. 

Следует воспитывать такие привычки культурного поведения, как:

  • Привычки к вежливости;
  • Привычки заботы об окружающих;
  • Привычки к сдержанности, торможению;
  • Привычки к точности ;
  • Привычка к внимательности
  • Привычки к организованности и т.д.

Воспитание культуры поведения- одна из целей программы "Шаг за шагом"". Данная программа предполагает, что в процессе обучения в начальных классах дети будут играть различные роли, достигая при этом вышеуказанной цели:

  • как мыслители они будут задумываться над своими действиями и устанавливать связь между уже имеющимися у них знаниями и новой информацией
  • как слушатели дети будут учиться полностью концентрировать внимание и становиться активной и сопереживающей аудиторией
  • как партнеры они будут учиться сотрудничать и учитывать противоположные точки зрения
  • как друзья будут учиться доверять другим и заботиться о них, а также понимать, что от этого зависит и отношение к ним со стороны окружающих.

Методы приучения детей к определенному поведению

  • 1) Общие ценности.
  • 2) Академические занятия.
  • 3) Утренняя встреча.
  • 4) Разработка правил и процедур.
  • 5) Центры обучения.

1) Общие ценности . Маленькие дети испытывают сильное стремление поступать "как надо". Поэтому взрослые должны объяснить детям, в чем же выражается это самое "как надо". Учителя и дети как класс или, что еще лучше, как школьное сообщество должны совместно определить, какие качества считаются наиболее ценными. Модель "Step by Step" подразумевает главенствующую роль родителей в этой области и тесное сотрудничество с семьей в деле создания атмосферы сообщества, поощряющего этичное поведение. Этот подход направлен на развитие таких черт характера, как уважение, ответственность, честность и соучастие. Это лишь небольшая часть тех ценностей, которые класс может принять в качестве правил поведения. [23]

После того как все дети обсудят и поймут такие ценности и примут их в качестве норм поведения как в школе, так и дома, в классе на всеобщее обозрение нужно будет повесить красочно оформленный плакат с правилами поведения. Таким образом они становятся даже не правилами, а скорее стандартами, с которыми сверяется поведение каждого ребенка. Например, если один ребенок обижает другого морально или физически, учитель спрашивает: "Какое из наших правил ты нарушил?" и здесь же, обязательно: "Как ты можешь исправиться?" Такой подход перекладывает на ребенка ответственность за исправление ситуации, подразумевая не только принесение извинений, а помогает ребенку понять, что исправление собственных неправильных действий позволяет ему "реабилитироваться" в глазах товарищей. [23]

2) Академические занятия. Дети лучше всего вырабатывают характер и обучаются этике поведения на примерах взрослых, которые много значат в их жизни. Но они также достигают этого, изучая жизнь известных исторических личностей и современников своей страны, обсуждая моральную сторону таких примеров и вырабатывая устойчивые привычки, основанные на общепринятых ценностях.

Такой тип обучения является составной частью программы "Step by Step". К примеру, при изучении общественных дисциплин дети обсуждают героические поступки исторических персонажей. Во время игр и занятий спортом дети задумываются о том, что значит быть членом команды и хорошим спортсменом. При чтении детям вслух и при обучении детей чтению учителю следует уделять особое внимание рассказам с этической подоплекой. Дети начинают понимать, что, несмотря на разницу в национальной культуре и внешние различия, у людей могут быть общие ценности и принципы, что люди заслуживают уважения, даже если внешне они разные. Все аспекты программы "Step by Step" для начальной школы подчинены задаче воспитания личностей с яркими характерами. [23]

3) Утренняя встреча. Проведение утренней встречи помогает учителю свести воедино учебные планы по академическим и социальным дисциплинам, а это, в свою очередь, позволяет педагогам и ученикам лучше чувствовать друг друга. Подобное групповое собрание является примером применения общепринятой в США практики, хорошо зарекомендовавшей себя при воспитании детей младшего возраста и формально сформулированной Р. Чарни и М. Клэйтон. Такое ежедневное утреннее мероприятие имеет следующие цели:

  1. Сформировать единое классное сообщество.
  2. Стимулировать обмен мнениями, внимательное слушание собеседников.
  3. Способствовать вовлечению и участию в общей деятельности.
  1. Обучить детей с помощью ежедневных ритуалов и стандартных мероприятий навыкам, которые необходимы, чтобы стать ответственным членом сообщества, будь то класс или вся школа.

"Утренняя встреча" проводится каждый день перед первым уроком, за 20 минут до звонка, на ковре.

Первый этап "Утренней встречи" начинается с рассаживания детей. Ребята садятся в круг: вариативность рассадки может варьироваться от урока к уроку- мальчики и девочки отдельно, по гороскопу, по временам года, в соответствии с их днями рождения и т. д.

Второй этап — приветствие. Оно не всегда соответствует тематическому планированию. Приветствие настраивает ребенка на положительную работу в течение целого учебного дня.

 Участие в выработке правил способствует росту чувства ответственности у детей. Для того, чтобы вовлечь детей в разработку правил, следует:

  • собрать детей в круг в месте проведения классных собраний;
  • начать обсуждение о назначении правил и процедур. Важно, чтобы дети понимали, что правила и процедуры, так же, как и законы, необходимы для обеспечения безопасности людей, прав и свобод личности, кроме того, они являются ориентиром правильного поведения. Дети начинают понимать, что правила нужны членам сообщества прежде всего для того, чтобы знать, что они должны делать, а не для того, чтобы запрещать им что-либо;
  • дать несколько примеров позитивных и четких правил. Например, "кладите вещи на место", "Будьте уважительны со всеми";
  • попросить детей высказать собственные соображения;
  • дать классу возможность решить, какие правила и процедуры они примут; напомнить ученикам, что им нужно выбрать несколько конкретных общих правил, а не массу мелких условий;
  • напечатать правила на листе и вывесить их в классе в том месте, где проводятся собрания, чтобы дети могли пользоваться правилами по мере необходимости.

После того, как правила приняты и вывешены, учитель должен реагировать на их выполнение соответствующими комментариями и призывать остальных детей вести себя соответствующим образом.

Когда дети нарушают какое-то правило, учитель напоминает им его и просит изменить их поведение. [24]

5) Центры обучения. Спланированная активная методика, обеспечивающая вовлечение ребенка в учебный процесс и ориентированная на него, может обеспечить детям возможность развиваться и расти различными способами. Эффективная индивидуализация может быть достигнута использованием центров обучения, которые отражают текущие интересы и учебные потребности детей. Центры обучения разрабатываются на основе определенного ряда критериев, но могут иметь самые разные формы. Созданные для обучения в малых группах посредством исследовательской работы, самостоятельности и активной вовлеченности детей, центры могут использоваться для индивидуальной работы отдельного ребенка, для работы в паре или малой группе. Каждый центр должен предусматривать многоуровневые (конкретные, графические, абстрактные) виды деятельности и быть обеспечен материалами, удовлетворяющими индивидуальные потребности и стили.

Для центра обучения имеют важное значение:

• предоставляют возможность для развития новых умений на базе предыдущего опыта;

• предоставляют возможность для развития и углубления понимания; •удовлетворяют индивидуальные запросы;

  • дают детям возможность свободно перемещаться по классу, чтобы самостоятельно продвигаться по пути познания ;
  • группы, работающие в центрах в рамках класса, должны быть разнородными по составу, чтобы дети могли учиться друг у друга. [24]

Успех образовательного процесса возможен:

- при создании развивающих заданий, лежащих в русле самоценных форм активности ребенка, которые позволяют ему самостоятельно приобрести новый опыт, совершить открытие, проявить себя творчески;

- при создании социальных условий, необходимы для поддержки разных видов самоценной активности детей;

- при условии непрерывности ориентированного на ребенка обучения.

Сочетание самостоятельного учения ребенка и обучение его взрослым в процессе доброжелательного продуктивного общения как раз и представляет суть личностно-ориентированной дидактики.

Развивающие задания для младших школьников, должны быть направлены на расширение их субъективного опыта и систематизированы вокруг категорий разного характера (таких, как "живое", "неживое", "движение", "качество", "количеств", "причина", "следствие", потребности", "ресурсы" и др.

Задания должны быть составлены так, чтобы у детей была возможность получать образные представления об окружающем мире, расширять составляющие субъективного опыта каждого ребенка.

Успешность выполнения этой цели зависит от:

- диагностирования детей с целью определения психологических особенностей каждого ребенка, подготовки рекомендаций для обучающихся взрослых;

- составления проектов (тем) программ работы с детьми по каждому виду деятельности (игра, спорт, литературно-художественная, художественно-изобразительная, музыкально- театрализованная, речевое общение, труд.

Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов.

В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным,  последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат.

В.А. Сухомлинский писал:

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Притча

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды, свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

Обобщенный образ педагога

Педагога отличают следующие качества:

  • яркая индивидуальность;
  • любовь к детям;
  • внутренняя сила, целеустремленность;
  • широта и глубина интересов;
  • уверенность  в правильности избранного им пути;
  • творческое отношение к детям, к своему делу;

Технология развития чувства «педагогической любви»

  • 1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
  • 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.
  • 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
  • 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
  • 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
  • 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
  • 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

В.А. Сухомлинский:

 «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Решение педагогического совета:
  1. Одобрить систему работы педагогического коллектива по реализации программы Духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
  2. Классным руководителям сформировать пакет документов по проблеме духовно – нравственного воспитания (педагогические карты классов, дневники наблюдений учащихся “группы риска”, банк данных родительских ресурсов, методические материалы для проведения классных часов, родительских собраний), рекомендовать его к использованию в последующие годы в процессе воспитательной работы и презентовать свой опыт работы на семинарах, м.о. классных руководителей, педсоветах.
  3. Каждому учителю определить свои эффективные методы и приёмы духовно – нравственного воспитания средствами своего предмета и обобщить опыт работы на методических объединениях, педсоветах.
  4.  Систематически изучать каждого школьника. Школьный психолог должен стать первым помощником классного руководителя в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных вариантов воспитания и развития школьника.
  5. Повышать педагогическую культуру родителей.
  6. Классным руководителям запланировать и провести в 3 триместре родительские собрания по теме «Духовное и нравственное воспитание в семье», изучить опыт семей в этом вопросе.
  7. Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.
  8. Классным руководителям продолжить разработку воспитательных программ классов и рассматривать их на методическом объединении классных руководителей.
  9. Всем классным руководителям активнее внедрять в воспитательный процесс различные педагогические технологии и применять новейшие компьютерные технологии при проведении внеклассной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

Духовно-нравственное воспитание школьников и особенности его реализации в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание  школьников и особенности его реализации в начальной школе....

Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..

Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - к...

Развитие навыков наставничества у младших школьников через реализацию дополнительной образовательной программы «Группа временного пребывания»

В материале представлен опыт работы учителя по формированию навыков наставничества в начальной школе, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы "Группа временного пребывания&q...

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...