Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Баранова Елена Михайловна

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе анализа личного опыта учащегося,  общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации. С этой целью была разработана программа внеурочной деятельности «Мир вокруг меня», для учащихся 1- 4лассов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы  внеурочной деятельности  «Мир вокруг меня»

Воспитание детей – сложное, тонкое и ответственное дело. Какими мы воспитываем наших учеников сегодня, такими взрослыми людьми они выйдут завтра из стен школы. То, какими они будут в будущем, эти ребята начальной школы, зависит не только от педагогов и родителей, но и от общества и от окружающей действительности. Если мы наблюдаем с каждым годом падение духовных, культурных, физических ценностей человека, нравственных устоев жизни, повышение агрессии уже в подростковом возрасте, то  это не может не отразится на воспитание детей и их воспитательный процесс. Несмотря на это идёт дальнейшее развитие максимального использования нравственных возможностей воспитания подрастающего поколения.

В нравственном воспитании ученика начальных классов  принимают участия все: школа,  семья, общество которое его окружает вне стен дома и школы, окружающая среда, психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, ребята с соседней спортивной площадки и другие.

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе анализа личного опыта учащегося,  общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации. С этой целью была разработана программа внеурочной деятельности «Мир вокруг меня», для учащихся 1- 4лассов, реализация которой планирует решить следующие задачи:

- развивать познавательные потребности, творческие и коммуникативные способности младших школьников через общение;

- расширять кругозор учащихся;

- раскрывать индивидуальный потенциал каждого учащегося;

- формировать метапредметные умения у учащихся;

- формировать устойчивые положительные привычки;

- способствовать формированию экологической культуры через общение с природой, пониманию прекрасного в природе, чуткого и бережного отношения к ней; трудолюбия и навыков культуры труда;

- формировать  уважительное отношения к семье, городу, региону, стране, её природе и культуре, истории и современной жизни;

-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Актуальной данной программы заключается в формировании личностной, социальной  а также семейной культуры и базовых национальных ценностей, содержание программы  основывается на интересе, потребностях учащихся. В программе сочетаются творческое  и интеллектуальное развитие, учитывается эмоциональное благополучие учащихся. Содержание программы опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную, групповую и индивидуальную деятельность. Развитие эмоциональной чувствительности происходит через общение с природой, познание живой и неживой природы. Программа  развивающего курса «Мир вокруг меня»  по содержательной тематической направленности является метапредметной.

Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работы учащихся  в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся в учебной аудитории, центральном парке, зоне развивающего обучения, актовом зале, в Музее истории и археологии, библиотеках.

Необходимо отметить, что знания  о природе детей рожденных  и живущие на севере на самом деле очень скупы, так большинство из них не видели как растут фрукты и овощи, как цветет степь, как колосится рожь. Природа севера уникальна и интересна, но она не может в полном объёме рассказать о всем разнообразии растительного и животного мира. Дефицит общения опыта с животным и растительным миром  восполняется первые 2 года реализации программы. Это экскурсии в Дом природы, это каждый год «огороды на подоконнике», это виртуальные экскурсии в разные природные зоны планеты Земля, работа с гербариями. Названия разделом говорят за себя «Мир растений», «Мир животных», « Мир цветов», «Мир воды», но при этом обязательно «Мир заботы», где пойдёт речь об экологии и бережном отношении к природе.

Раздел «Мир неба» предложит ребятам рассмотреть такое обычное небо и сравнить его с небом летним, зимним, нарисовать его, понаблюдать, как в течении недели оно меняется и изучить звездное небо.

Раздел «Мир земли» поможет ребятам осознать какую ценность представляет обычная земля, какие дары она приносит человеку, сколько пословиц и поговорок сложено народом и создать коллективную книжку-малышку «Земля-матушка».

Раздел «Моё домашнее животное» один из любимых учащимися и увлекательный. С какой гордостью, интересом они рассказывают о своих домашних животных, показывают фотографии, рисуют.

В 3 классе появляются разделы «Этикет», «Трудолюбие», «Профессии», «Культура внешнего вида», «Общение»,  «Как прекрасен мир», «Речь», «Семья»… Ролевые игры, моделирование ситуаций,  помогают разобрать различные ситуации, вспомнить или уточнить правила поведения  в обществе, осознать огромное разнообразие профессий, окунуться в мир прекрасного, создать творческие работы и подарить своим родным и близким людям.

В ходе реализации программы учащиеся принимают участие в экологических уроках, мероприятиях и конкурсах, становятся участниками различных акций , совершают экскурсии в городской музей и виртуальные экскурсии, становятся участниками творческих конкурсов, викторин, Дней добрых дел. Доброта воспитывается через общение с природой, с интересными людьми, через благотворительные акции, через подробный анализ детских произведений, где главными героями являются дети младшего школьного возраста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Духовно - нравственное воспитание школьников через реализацию основной образовательной программы Лицея №1

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы....

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация учащихся 1 класса»

Главная задача учебно-воспитательного процесса - создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи...

Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...

Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...