Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие. В своей работе по воспитанию национального самосознания и духовно-нравственного становления личности обучающихся с первого класса большое внимание уделяю проектной деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Особое значение в  духовно-нравственном воспитании и развитии учащихся  считаю социальные проекты:

- проект «Мой родной край» - сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю;

- практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета» - разработка и создание словарика «волшебных слов»,  их значения и истории возникновения;

- практико-ориентированный социальный проект «Помощь местным растениям и животным» - сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи; уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы,классной комнаты и т.п.;

- творческий проект «Инсценировка сказки народов своего края» - выбор сказки, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление;

- этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» - подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Проектная   деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного  становления личности  учащихся.                    

                                                           

                                       

                                         Скворцова Галина Васильевна

                                         учитель первой квалификационной категории

                                         МБОУ «Черемшанский лицей»

                                         Черемшанского муниципального района РТ                                                                

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; низкий уровень патриотического воспитания и некоторые другие.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия  ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными и, соответственно, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Программу духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разрабатываю в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации программ начального общего образования.

В своей работе по воспитанию национального самосознания и духовно-нравственного становления личности обучающихся с первого класса большое внимание уделяю проектной деятельности учащихся во внеурочной деятельности. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям,  к результатам труда и др.

Особое значение в  духовно-нравственном воспитании и развитии учащихся  считаю социальные проекты:

- проект «Мой родной край» - сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю;

- практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета» - разработка и создание словарика «волшебных слов»,  их значения и истории возникновения;

- практико-ориентированный социальный проект «Помощь местным растениям и животным» - сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи; уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы,классной комнаты и т.п.;

- творческий проект «Инсценировка сказки народов своего края» - выбор сказки, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление;

- этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» - подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.

Проектная деятельность учащихся должна потеснить традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным организатором был педагог, эти дела должны быть организованы так, чтобы там нашлось место для самостоятельной деятельности детей.    Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему, работают (индивидуально или коллективно) над выбранной темой.

   Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия во внеурочной деятельности по проекту  провожу  в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе работы у учащихся  формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в областях изучаемых тем, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании работы над проектами провожу публичную защиту проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

 Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания.

   Литература для учителя

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.
  2. М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. -М. БАЛЛАС,2008
  3. О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк «Проектная деятельность» (мастерская учителя «Путь к грамотности». Практическое пособие для учителей начальных классов. Москва, «Вако», 2013.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности проектной деятельности в воспитании петербуржца

Концепция развивающего обучения предполагает такую организацию учебного процесса, которая будет ускорять, интенсифицировать развитие учащегося. А так как в качестве ведущих принципов обучения ...

Проектная деятельность в воспитании толерантности (из опыта работы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материлаАкселевич Екатерина Дмитриевна2.   Место работы (полное наименование ОУ, г...

программы по воспитанию национального самосознания на прогулках средствами фольклора и русскими народными играми «За околицей»

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольс...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Обобщение опыта работы по проектной деятьятельности с использованием национально-регионального компонента....

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...