Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
статья
Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2022.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Любовь к родному краю, знание его истории –
основа, на которой может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
(Д. С. Лихачёв)
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.
Задача формирования духовного опыта может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа. Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые им помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти ребенка на всю жизнь.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли.
Внеурочная деятельность создает условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития.
С целью комплексного изучения учащимися природы, истории и культуры нашего края мною разработана программа внеурочной деятельности «Мой край». Данная программа реализует следующие задачи:
- побуждение интереса и любви к родному краю;
- ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера;
- развитие мышления и познавательной активности учащихся;
- воспитание духовной нравственности подрастающего поколения: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;
Программа факультативного курса помогает в воспитательной работе формировать у младших школьников чувство патриотизма, любви к родному краю. На занятиях дети получают знания по истории города, осознают значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Школьники начинают интересоваться своим краем, разбираться в проблемах окружающего мира. Понимая, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущают гордость за свою землю, за себя. У обучающихся повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Для организации работы с учащимися используем следующие формы:
- беседы;
- викторины;
- проекты;
- библиотечные уроки (сотрудничество с ЦДБ г.Оленегорска);
- экскурсии;
- встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми;
- краеведческие игры;
- изучение музыкальных и литературных произведений;
- презентации, связанные с природой родного края;
- участие в конкурсах рисунков «Мой край !»
- выставки творческих работ к знаменательным датам.
Опыт показывает, что одной из наиболее эффективной, интересной и перспективной формой признана организация проектной деятельности. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать нравственные качества и коммуникативные навыки. Важно направлять интересы ребенка в сферы, которые помогают ему развиваться духовно, нравственно.
Оценивая опыт последних лет, можно сказать, что возросло не только количество проектных работ ежегодно представляемых на школьную и городскую конференции, но и уровень воспитательной значимости выполненных проектов для формирования нравственности обучающихся. Участие ребят в проектах «Моя родословная», «Имена нашего края», «Улицы города рассказывают», «Дети войны», «Спортивные звёзды Оленегорска» способствует их нравственному взрослению. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Ученики изучают историю края, проводят краеведческое исследование. Интересен сбор материала, в ходе которого проводятся, непосредственно, личные наблюдения, например, встречи со знаменитыми земляками, ветеранами ВОВ.
Очень эффективны экскурсии в школьный музей «Истоки» и городской музеи. Активисты школьного музея рассказывают ученикам об истории создания города, о появлении нашей школы, показывают экспонаты, хранящиеся в музее.
Городской музей играет важную роль в сохранение и передаче исторической памяти. Музей соединяет многие поколения жителей города Оленегорска, хранит лучшие традиции школы, через любовь к малой родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия, уважение к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире.
Следующая форма внеурочной деятельности – экскурсии по родному краю. Мы посетили г.Мурманск - столицу Кольского Заполярья с целью ознакомления с родным краем. Совершили увлекательную и познавательную экскурсию по музею "Атомный ледокол "Ленин". Посаетили областной краеведческий музей. Здесь учащиеся узнали об истории и природе Мурманской области, о Великой Отечественной войне в Заполярье. И под конец экскурсии ребята побывали на сопке "Зеленый мыс", где установлен всем известный памятник защитникам Заполярья в годы Великой Отечественной войны, называемый в народе "Памятник Алеше". С высоты сопки дети полюбовались столицей Кольского Заполярья, морским портом и Кольским заливом. Экскурсии в саамскую деревню, город Мурманск и другие обогащают жизненный опыт ребят, формируют мировоззрение, помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности.
Участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения считаю очень важным, именно живое общение с ветеранами дает возможность молодому поколению знать историю своей Родины, учиться уважению к старшему поколению, принимать решения и использовать опыт в своей будущей жизни. Встречи с ветеранами или интересными людьми помогают обучающимся в развитии личностного роста.
Библиотечные уроки являются неотъемлемой частью воспитанию учащихся и помогают сохранить культурно-нравственные ценности и укрепить духовное единство.
30 сентября – День поэзии Заполярья и День рождения выдающегося мурманского поэта Владимира Александровича Смирнова. Мои ученики принимали участие в конкурсе стихов «Мой край суровый, мой любимый край!, посвященного этому событию.
Ежегодно в детской библиотеке Оленегорска проходят Васильевские чтения, в которых мои учащиеся принимают активное участие.
Также участвовали в краеведческой квест-игре "Тайны Оленегорского треугольника"
Таким образом, приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Мурм области, желающего внести свой вклад в ее развитие.
Развитие нравственной сферы младших школьников является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но, в первую очередь, перед обществом, так как его развитие во многом определяется шкалой ценностей и нравственным потенциалом личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"
В выступлении приводятся доказательства о том, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....
Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)
Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....
Реферат на тему "Духовно-нравственное развитие личности через приобщение к культуре
В стратье раскрыт смысл духовно-нравственного воспитания...
Выступление на тему: Активизация познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать...
Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».
В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....
«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»
Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...