Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
статья

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2022.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Любовь к родному краю, знание его истории –

основа, на которой может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

 (Д. С. Лихачёв)

 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.

 Задача формирования духовного опыта может осуществляться посредством приобщения детей к культуре, быту, традициям своего народа. Как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего. Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Знакомство детей с родным краем формирует у них такие черты характера, которые им помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории своего края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти ребенка на всю жизнь.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли.

Внеурочная деятельность создает условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребенку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития.

С целью комплексного изучения учащимися природы, истории и культуры нашего края мною разработана программа внеурочной деятельности «Мой край». Данная программа реализует следующие задачи:

- побуждение интереса и любви к родному краю;

- ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера;

- развитие мышления и познавательной активности учащихся;

- воспитание духовной нравственности подрастающего поколения: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам;

Программа факультативного курса помогает в воспитательной работе формировать у младших школьников чувство патриотизма, любви к родному краю. На занятиях дети получают знания по истории города, осознают значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Школьники начинают интересоваться своим краем, разбираться в проблемах окружающего мира. Понимая, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущают гордость за свою землю, за себя. У обучающихся повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.

Для организации работы с учащимися используем следующие формы:

  • беседы;
  • викторины;
  • проекты;
  • библиотечные уроки (сотрудничество с ЦДБ г.Оленегорска);
  • экскурсии;
  • встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми;
  •  краеведческие игры;
  • изучение музыкальных и литературных произведений;
  • презентации, связанные с природой родного края;
  • участие в конкурсах рисунков «Мой край !»
  • выставки творческих работ к знаменательным датам.

      Опыт показывает, что одной из наиболее эффективной, интересной и перспективной  формой  признана организация проектной деятельности. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать нравственные качества и коммуникативные навыки. Важно направлять интересы ребенка в сферы, которые помогают ему развиваться духовно, нравственно.

Оценивая опыт последних лет, можно сказать, что возросло не только количество проектных работ ежегодно представляемых на школьную и городскую конференции, но и уровень воспитательной значимости выполненных проектов для формирования нравственности обучающихся. Участие ребят в проектах «Моя родословная», «Имена нашего края», «Улицы города рассказывают», «Дети войны», «Спортивные звёзды Оленегорска»  способствует их нравственному взрослению. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.  Ученики изучают историю края, проводят краеведческое исследование. Интересен сбор материала, в ходе которого проводятся, непосредственно, личные наблюдения, например, встречи со знаменитыми земляками, ветеранами ВОВ.

     Очень эффективны экскурсии в школьный музей «Истоки» и городской музеи. Активисты  школьного музея рассказывают ученикам об истории создания города, о появлении нашей школы, показывают экспонаты, хранящиеся в музее. 

Городской музей играет важную роль в сохранение и передаче исторической памяти. Музей соединяет многие поколения жителей города Оленегорска, хранит лучшие традиции школы, через любовь к малой родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия, уважение к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире.

         Следующая форма внеурочной деятельности – экскурсии по родному краю. Мы  посетили г.Мурманск - столицу Кольского Заполярья с целью ознакомления с родным краем. Совершили увлекательную и познавательную экскурсию по музею "Атомный ледокол "Ленин".  Посаетили областной краеведческий музей. Здесь учащиеся узнали об истории и природе Мурманской области, о Великой Отечественной войне в Заполярье. И под конец экскурсии ребята побывали на сопке "Зеленый мыс", где установлен всем известный памятник защитникам Заполярья в годы Великой Отечественной войны, называемый в народе "Памятник Алеше". С высоты сопки дети полюбовались столицей Кольского Заполярья, морским портом и Кольским заливом. Экскурсии в саамскую деревню,  город Мурманск и другие обогащают жизненный опыт ребят, формируют мировоззрение, помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности.

          Участие ветеранов в нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения считаю очень важным, именно живое общение с ветеранами дает возможность молодому поколению знать историю своей Родины, учиться уважению к старшему поколению, принимать решения и использовать опыт в своей будущей жизни. Встречи с ветеранами или интересными людьми помогают обучающимся в развитии личностного роста.

           Библиотечные уроки являются неотъемлемой частью воспитанию учащихся и помогают сохранить культурно-нравственные ценности и укрепить духовное единство.

     30 сентября – День поэзии Заполярья и День рождения выдающегося мурманского поэта Владимира Александровича Смирнова. Мои ученики принимали  участие в конкурсе стихов «Мой край суровый, мой любимый край!, посвященного  этому событию.

      Ежегодно в детской библиотеке Оленегорска проходят  Васильевские чтения, в которых мои учащиеся принимают активное участие.

Также участвовали в краеведческой квест-игре "Тайны Оленегорского треугольника"

Таким образом, приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Мурм области,  желающего внести свой вклад в ее развитие.

Развитие нравственной  сферы младших школьников является актуальной проблемой, стоящей не только перед педагогической наукой и практикой, но, в первую очередь, перед обществом, так как его развитие во многом определяется шкалой ценностей и нравственным потенциалом личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"

В выступлении приводятся доказательства о том, что  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....

Выступление на МО по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки ОРКСЭ» (из опыта работы)

Учитель в своём выступлении знакомит коллег с формами и методами применяемыми им в  работе по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через уроки ОРКСЭ....

Реферат на тему "Духовно-нравственное развитие личности через приобщение к культуре

В стратье раскрыт смысл духовно-нравственного воспитания...

Выступление на тему: Активизация познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать...

Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...