Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..
статья на тему

Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - каким человеком станет в будущем ребенок - добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Раскрытию способностей ребенка, ранней профориентации и духовно- нравственному воспитанию спсобствует именно внеурочная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-_nravstvennoe_vospitanie_v_shkole.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников

во внеурочной деятельности.

  Учитель начальных классов

 МБОУ «Мотызлейская ООШ»

Устимкина Татьяна Алексеевна

Проработав в школе более 20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт  хорошее общее образование, но ребенок не может только учится, он должен еще и развиваться как личность,  уметь жить в социуме. Но  мы живем в сельской  местности, где  низкий  уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни.  А также не всегда можем предоставить ребенку занятие по его интересам. Причин  этому много:

  1. У нас нет   возможности посещать театры и музеи.
  2. Многим не позволяет отправить ребенка в музыкальную школу или в  спортивную  секцию в район  материальное положение.
  3. Взрослые заняты работой,  и не могут  сопровождать детей и т.д.

 Сегодня  в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником.

Но ребенку нужно не только общее образование очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность.

Что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность - это «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных).

Цель внеурочной деятельности в нашей школе: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.  Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в нашей школе  ведется по 5 направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное: кружковая работа,  организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,  «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований;  проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток; проведение  «Уроков здоровья»  и др.

2. Общекультурное направление: кружковая работа, организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;    участие в конкурсах, выставках детского творчества.

 3. Общеинтеллектуальное направление: кружковая работа, предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы,  района; разработка проектов к урокам.

4. Духовно-нравственное направление: кружковая работа,  встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; выставки рисунков;  тематические классные часы; оказание помощи ветеранам ВОВ и труда; фестивали патриотической песни.

5. Социальная деятельность: кружковая работа,  проведение субботников; работа на пришкольном участке; разведение комнатных цветов; акция «Спаси дерево», «Помоги птицам», «Кормушка» и др.

Я хочу рассказать о работе кружка «Юный краевед». Главной целью работы является воспитание гражданина России, патриота  малой родины, знающего и  любящего свой родной край, село (его традиции, обряды). Кружок данной направленности - разновозрастной.  С удовольствием его посещают как учащиеся начального звена, так и среднего звена. В работе кружка практикуюся виртуальные экскурсии «Старая Куриха – частичка жизни преподобного Серафима Саровского», «Дивеево – обитель Преподобного Серафима Саровского», «Нижний Новгород и его достопримечательности» и другие , встречи с жителями села и, конечно же,  создание проектов.

На занятиях кружка мы изучаем историю своего района, села.

В прошлом году вместе с детьми разработали социальный проект «Исчезнувшие деревни Вознесенского района». Цель данного проекта -восстановление памяти об исчезнувших деревнях и поселках Вознесенского района, участвуем во Всероссийском проекте «Исчезнувшие деревни России». 

Официальные встречи, разговоры, переписка, социологический опрос – все это позволяет детям приобрести на практике навыки общения в социуме. Особенно интересными для детей являются встречи со старожилами села.

Рассказы, записанные со слов жителей, мы оформляем в альбомы.  По старым фотографиям знакомимся с традициями и обычаями, народными костюмами  села.

Несколько лет  ведет  работу по данному направлению  учитель русского языка и литературы Никонова М.В.  Дети, под руководством Марии Васильевны собрали большой фольклорный  материал: праздники, обряды села Мотызлей, а также материалы по истории Храма. Со своей работой Мария Васильевна  вместе с детьми участвовала в конкурсе «Юный исследователь» и  заняли 1 место.

 Исследование истории родного края способствует  воспитанию бережного отношение к памяти о прошлом. Благодаря кропотливой работе учащиеся, родители, общественность узнают историю родного края.

Педагоги  школы   развивают творческие способности учащихся – многие дети  сочиняют  стихи. Так при подготовке материала о единственном ветеране ВОВ, ветеране педагогического труда Сергушкине В.А., которому исполнилось 90 лет,  ученица  7 класса Устимкина Елена сочинила стихотворение «Признание потомков».    Мы  планируем составить  сборник стихов учащихся нашей школы, в который войдут стихи Фоломкиной Оксаны, Колотухиной Ксении, Устимкиной  Елены, а также выпускников нашей школы прошлых лет.  Дети  со своими работами участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места.  В  районном  этапе областного  конкурса  исследовательских работ «Моя семья в истории страны»  работы  Устимкиной Елены и  Леонтьевой Татьяны заняли  первое место в номинациях «Нет забытых деревень» и  «Семейная  реликвия».  В областном конкурсе «Экология и права человека на благоприятную окружающую среду» Устимкина Елена  со стихотворением «Чтобы жизнь  была прекрасной» получила диплом  и  поощрительный приз –музыкальный  центр, а Юнчина Ксения грамоту и новогодний подарок.   Стихи и сочинения детей   о своем селе были отправлены на областной конкурс  «С малой Родины начинается Россия»,  «Моя Нижегородская губерния». Дети были награждены грамотами. 

Бесспорным является факт, что первоначальное формирование духовности и нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье формируется главное – вера и благочестие, а школа призвана только помочь родителям, но не заменить их.

Для достижения этих целей в нашей школе проводятся совместные воспитательные мероприятия с родителями,  классные часы, родительские собрания, праздник  День матери, мероприятия приуроченные к 8 марта, конкурсы сочинений и рисунков и т.д.

Начиная с  первого  класса,  дети вместе с родителями создают  проекты «Моя семья», цель которых направлена на изучение своей родословной, истории своей семьи.  Грибкова Ю.И. разработала паспорт проекта «Моя семья». В прошлом учебном году Ширяева М.В. проводила открытое внеклассное мероприятие «Моя семья» с учащимися 5 класса.

Большая работа проводится и по экологическому воспитанию: акции «Сделай мир чище»,  субботники, классные часы, акции «Кормушка»,  «Домик для певца» и многое другое.

В своем выступлении  я коротко рассказала  о том, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих  нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...

Мои принципы и приемы работы на занятиях по духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности.

Данная статья содержит ответы на вопросы: какие принципы и какие приемы можно использовать при организации работы по духовности на кружках и внеурочке....

Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»

Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....

Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"

В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования.  Д...