Главные вкладки

    «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
    статья по теме

    Клементьева Тамара Анатольевна

     

           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

            Таким образом, духовно-нравственное  воспитание детей является одной из основных задач школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

    Клементьева Т. А.,

    учитель начальных классов

     МБОУ СОШ №137 г. Самара

    В связи с коренной перестройкой начальной школы, переходом на обучение детей с 6,5 лет огромное значение приобретает совершенствование всех звеньев учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Это в полной мере распространяется и на совершенствование духовно-нравственного воспитания младших школьников.

    В.А. Сухомлинский писал :

         «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

                   тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

                   что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

              и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

         Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет пытаются сменить иными духовными ориентирами: якобы  добро, истина и красота в современном мире уже не являются основополагающими критериями. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций у значительной части молодежи, деформированию у них ранее существовавших бесспорных убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм».

           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому с самого раннего детства необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

            Таким образом, духовно-нравственное  воспитание детей является одной из основных задач школы.

           В вопросах касающихся духовно-нравственного воспитания младших школьников требуется особый подход. И, соответственно, необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

           Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

         Формирование базовых ценностей моих учеников  проходило и через реализацию следующих социальных проектов:

                    3класс                                                                  4 класс

    1. Моя родословная                                       1. Война 1812 года
    2. Моя Самара                                                2. Спасибо деду за Победу.

              3. Берегите Землю                                            3. Мы – граждане России

      В ходе реализации этих проектов понимала, что для доступности и прочного закрепления духовно-нравственных качеств нужен переход от « книжного» материала  к окружающей их социальной жизни и тем ближайшим и доступным объектам, которые окружают ребёнка, таким образом, вовлекая его  в социально-значимую деятельность.

    Несколько слов о некоторых проектах, над которыми мои ребята и я работали в 3 и 4 классах с точки зрения нравственного воспитания.

      Первый проект назывался «Моя родословная».

     При работе над проектом мною было предложено каждому ребенку составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного альбома или просто нарисовать свою семью. И каждый с большим удовольствием  и энтузиазмом совместно с родителями, бабушками и дедушками выполнил большой объем работы. Одним из результатов этой работы стало участие ученицы нашего класса Черезовой  Евгении в районной научно-практической конференции, где она заняла первое место.

    Так же этот проект группа учащихся представляла в Неделе проектной деятельности. Мы победили в номинации «Лучшее исследование, проведенное в рамках проекта»

    Следующий проект «Моя Самара».

    Здесь мы совместили учебную и  внеурочную деятельность. Обсудив   данную тему, проведя беседу о малой Родине, дети получили задание.  И уже на следующий урок ребята стали приносить готовые работы. Самым увлекательным для детей стала работа по оформлению собранных материалов и защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей малой Родине (о городе, в котором они живут, о тех местах, где побывали со своими родителями летом), показывали фотографии, рисунки. Данный проект победил в Карусели проектов для учащихся 2-5 классов в номинации «Лучший коллективный проект»

    Ученический проект «Спасибо деду за Победу» попал в 10 лучших разработок во Всероссийском конкурсе «Мы помним».

          Эту тема  выбрана не случайно. У 23 учеников из 27 прадеды и прабабушки ветераны Великой Отечественной войны. Они прошли  по фронтовым дорогам от Москвы до Берлина. О боевом пути прадедушек и прабабушек  ученики узнавали по рассказам бабушек и дедушек, которые с особой гордостью и душевной теплотой делились своими воспоминаниями о своих близких и дорогих людях.

          С каждым годом все меньше становится среди нас ветеранов Великой войны. Мы живем мирно и счастливо. Но мы и наши потомки не должны забывать то, что всей нашей жизнью  обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше мы должны помнить тех, кто подарил нам мир.      

               Материалы, над которыми работали дети, могут показаться простыми, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется  творческая личность.

    Так же такие проекты активизируют познавательную деятельность, формируют гражданскую позицию школьников,  преемственность от поколения к поколению и действительно способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

    Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

    Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

    В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

    Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

    Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

    Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

    Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

    Реализация способов межпредметной интеграции через проектную деятельность младших школьников

    Статья предназначается учителям начальной школы. В ней представлен опыт автора по созданию проекта, где межпредметная интеграция выступает как процесс взаимодополнения различных учебных дисциплин: окр...