Развитие экологической культуры через проектную деятельность младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кашлакова Евгения Александровна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие экологической культуры через проектную деятельность младших школьников

Кашлакова Евгения Александровна

МБОУ «СОШ №40», г. Ангарск

Человечество в современном мире живёт в эпоху небывалого развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природную среду. Глобальные проблемы, несущие угрозу жизни на Земле вызвали необходимость экологического образования, начиная с младшего школьного возраста.

Формирование экологической культуры личности – это главная цель экологического образования, так как культура личности определяет направленность отношений человека  к природе. Экологическая культура включает в себя как систему естествоведческих знаний, так и экомышление, и культуру чувств, и культуру поведения, экологически оправданного поведения.

Важно отметить, что личность – понятие многоаспектное, поэтому экокультура личности должна формироваться под обязательным воздействием на когнитивную, аффективную и деятельностную сферы личности.

Личность развивается непрерывно и в процессе обучения, и в процессе воспитания. Именно поэтому проектная деятельность младших школьников является эффективной технологией развития экологической культуры.

Метод  проектов  рассматривается  как  способ  организации совместной  учебно-познавательной,  творческой  или  игровой деятельности учителя, учащихся и их родителей, их взаимодействия  с  окружающей  средой  в  процессе  планирования  и  поэтапного  выполнения  постепенно  усложняющихся  практических заданий по достижению сознательно поставленной цели и получению продукта деятельности. [ ]

Уникальность проектной деятельности заключается в том, что процесс обучения накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с природой, осуществляется в совместной деятельности и опирается на собственный опыт младшего школьника.

Анализ психолого-педагогической литературы [ ] позволяет вывести следующие отличительные особенности проектной деятельности:

  1. Исходный пункт обучения – это «детские интересы сегодняшнего дня».
  2. Школьные проекты – это «копии различных сторон хозяйственной жизни страны».
  3. Проект должен стимулировать к самостоятельности, активной работе ребёнка, стремлению к успешному завершению работы.
  4. Проект – это слияние теории и практики.
  5.  Проектная деятельность осуществляется в сотрудничестве детей и взрослых.
  6. Обязателен учёт возрастных  и индивидуальных особенностей детей.
  7. Комплексность. Реализация проектной деятельность предполагает использование других проблемных методов: обучение в малых группах, «мозговой штурм», дискуссия, ролевая игра, рефлексия, а так же предусматривает необходимость применять знания из различных областей науки и творчества.
  8. Структурирование этапов выполнения проектов.

Работая по программе «Школа России», где автором  учебных пособий по окружающему миру  является  А.А. Плешаков, делаю вывод, что курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. В пояснительной записке к программе отмечены реальные экологические проблемы  в России, запланированы проектные работы экологической направленности. Но особенности такого вида деятельности  приводят к тому, что проектами мы с детьми занимаемся постоянно и в урочное, и во внеурочное время.

Организация работы над проектом требует особого педагогического такта. Необходимо не давать обучающимся готовые знания и умения, а направить их к нужному источнику информации, для того чтобы дети нашли эти знания самостоятельно в активной работе, в сотрудничестве.

http://infourok.ru/proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_vospitaniya__ekologicheskoy__kultury__mladshih_shkolnikov.-508965.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...

Эссе Видеофрагменты педпроекта "Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) "Поиск"

В этом эссе предлагается краткое сопровождение к Видеофрагментам педпроекта, представленных на 2 тур Всероссийской олимпиады учителей начальных классов "Мой 1 учитель"...

Реализация способов межпредметной интеграции через проектную деятельность младших школьников

Статья предназначается учителям начальной школы. В ней представлен опыт автора по созданию проекта, где межпредметная интеграция выступает как процесс взаимодополнения различных учебных дисциплин: окр...