Реализация способов межпредметной интеграции через проектную деятельность младших школьников
статья

Залилова Лилия Ришатовна

Статья предназначается учителям начальной школы. В ней представлен опыт автора по созданию проекта, где межпредметная интеграция выступает как процесс взаимодополнения различных учебных дисциплин: окружающий мир, география, краеведение, математика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_inegr_zalilova.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация способов межпредметной интеграции

через проектную деятельность младших школьников

Л.Р. Залилова, учитель начальных классов

МБОУ «Куртуковская ООШ имени В.П.Зорькина»,

Новокузнецкий муниципальный район, Кемеровская область

L.R. Zalilova, еlementary school teacher,

MBOU «Kurtukovskaya OOSH imeni V. P. Zor’kina»

E-mail: lilija.zalilowa@yandex.ru

                                                                             

Ключевые слова: начальная школа, межпредметная интеграция, сотрудничество, проектная деятельность, поиск, взаимосвязь, краеведение, сборник задач.

В период обучения в начальной школе идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. Введение интеграции предметов позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция обучения положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интереса обучения. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательные потребности новым содержанием, чтобы сформировать у ребят желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. Школьникам важно посмотреть на предмет или явление с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника, музыканта. Стремление к интеграции учебного материала является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса.[2]

Всем известна истина – дети любят учиться, но часто здесь опускается слово – дети любят хорошо учиться. Младшие школьники отличаются большой эмоциональностью, любознательностью, впечатлительностью, стремлением к поиску тайн. Переживание личностью положительно-эмоционального отношения к усвояемым знаниям сказывается на дальнейшее обучение детей. В настоящее время перед российским образованием возникло много проблем: отсутствие единого культурного пространства и национально-ориентированной системы воспитания, любви к малой родине, плохое знание истории родного края. И как тут не вспомнить слова Ш. Амонашвили. «Ребенок как лес, как река, как луг, не создашь условия – не вырастет то, что нужно». А одним из мощных рычагов возникновения желания учиться и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успешность в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнакомого к знакомому, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий. Как создать такие условия, при которых овладение детьми доступным их возрасту объему представлений и понятий об окружающем мире будет успешным и полноценным. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родины – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, где человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. [1]

Как наполнить новую деятельность для них, вчерашних дошкольников, нечто таким, что в будущем будет для них иметь реальную ценность. Каждый педагог ищет способы вовлечения школьников в активную деятельность. Одним из способов в моей профессиональной деятельности стало обучение путем открытий. Не только приобретение определенных знаний, но и самостоятельная работа, поисково-исследовательская деятельность под руководством учителя способствует успешности в обучении. Позволяет осуществить эффективное взаимодействие изучения теоретического материала и применения его на практике и в конечном счете способствует становлению творческой личности, повышению личной значимости и самореализации. Опыт такой работы пригодится в будущем каждому выпускнику.[3]

В рамках учебного сотрудничества ученика и учителя был создан проект, где межпредметная интеграция выступает как процесс взаимодополнения различных учебных дисциплин: окружающий мир, география, краеведение, математика. Основные цели проекта – изучение родного края с одной стороны, а с другой – обучение решению задач, содержащих краеведческий материал. Именно это определяет два основных направления содержания проекта.

 Проектная деятельность позволяет интегрировать знания по различным предметам для формирования целостного представления окружающего мира.

Существенное место в работе над проектом занимают метапредметные действия школьника, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, которая активно формируется при выполнении какого-либо исследования.

Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность обучающихся на уроках и во внеурочное время, педагог стимулирует творческую активность, формирует личностное восприятие, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Традиционно сложилось так, что к решению текстовых задач младшие школьники приступают довольно рано. Математические задачи должны будить мысль, заставлять ее работать. В ходе решения задач дети учатся рассуждать, сопоставлять, удивляться. Сюжетные задачи в начальной школе близки их жизненному опыту.  При обучении математики задачи имеют большое и многостороннее значение, поэтому с учетом особенностей работы в 1 классе, учитель может внести необходимую информацию в содержание условия задачи. Решая математическую задачу, школьник познает много нового, знакомится с новой ситуацией, описанной в задаче. А почему бы не наполнить сюжетное содержание задачи материалами о родном крае? Эти материалы могут стать основой задачи. Почему бы не попробовать? Педагог имеет возможность формулировать задачи. Ребенок с увлечением решает задачу, когда она ему интересна, когда приобретает эмоциональную окраску. И теперь мои первоклассники решают не только задачи, что у Васи было 8 шаров, а у Лены на 2 больше. Дети решают задачи типа «У барсука рождается 6 детенышей, а у зайца-беляка на 4 больше». Такие задачи дети с большим желанием не только решают, но и составляют самостоятельно, получив определенные знания от учителя. Предлагается найти интересную информацию о растениях и животных нашей области, содержащую числовые данные из других источников, составить свою задачу. Проявить себя в роли «учителя», предложив одноклассникам составленные дома задачи. Таковая рода деятельность способствует формированию активной познавательной позиции. Любая ситуация, представленная в условие задачи, находит живой отклик в душе школьника, если он сам становится её участником.

Приведенные рассуждения позволяют сделать вывод о целесообразности создания сборника задач, где реализуются поставленные цели. Продуктом нашего проекта стал сборник задач, в содержании которых есть краеведческий материал. Иллюстративный материал и краткая информация рассчитаны так, чтобы позволить ученикам не только решать задачи, но и узнавать о жизни растений и животных родного края. В приложении есть таблицы по всем представленным разделам «Рыбы, птицы, звери, деревья, растения», в которых размещен числовой материал для самостоятельного составления и решения задач.

На уроках окружающего мира, изучая живую природу, используем материал из сборника, а на уроках математике составляем и решаем задачи. В дальнейшем, когда ученики начнут пользоваться многозначными числами, продолжим наш сборник материалами по изучению неживой природы, а именно: сравнение высоты гор родного края, длины границ области и т.д. Знакомясь с историей развития родного края, можно будет использовать данные о годах образования городов и населенных пунктов Кемеровской области, численности населения, выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства. Страниц в сборнике может быть неограниченное количество, ведь наш родной один из прекраснейших уголков России.  Составление и решение задач лишь еще раз закрепит полученные знания учащихся на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.

Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребят остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания по различным предметам для формирования целостного представления окружающего мира.

Список информационных источников:

  1. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе [Текст] /Л.Н. Бахарева // Начальная школа.-1991.-№8.-с.48-51.
  2. Колягин,И.М. Интеграция школьного обучения [Текст] /И.М.Колягин // Начальная школа.-2001.-№9.-с.28-31.
  3. Светловская, И.С. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении [Текст] /И.С.Светловская// Начальная школа.-1990.-№5.-с.57-60.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...