духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Нигматуллина Ф И.
МБОУ СОБШ №2 с.Акъяр
Хайбуллинский район
Духовно – нравственное воспитание в рамках внеурочной деятельности
в условиях внедрения ФГОС НОО
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, Республики Башкортостан, семья, культурно-территориальные сообщества, общественные объединения, мировое сообщество.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Цель работы - способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Хайбуллинского района, воспитанию любви к родному краю.
Задачи работы.
Образовательные:
- расширение и углубление знаний учащихся;
- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе.
Развивающие:
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала;
- развитие потребности к самостоятельному получению знаний, умения преодолевать трудности.
Воспитывающие:
- содействие гармоничному развитию личности школьника;
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
- гуманное отношение к окружающей среде;
- воспитание патриотизма, любви к родному краю.
Предполагаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся должны:
А) знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы; дату основания села; основные улицы села; памятные и исторические места; герб и флаг района.
правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.
К концу четвертого года обучения учащиеся должны:
А) знать: символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.
Б) уметь: поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.
Программа «Знатоки родного края» реализует гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации ФГОС.
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Программа многогодичная и состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков.
1 класс «Знатоки родного края (Моя малая Родина – с.Акъяр)
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов
2класс
Программа второго года обучения предполагает знакомство учащихся с селами, деревнями Хайбуллинского района, их историей, промышленностью, экономикой. Ребята рассказывают о том, где они побывали в районе, как выглядят села для них. Учащиеся знакомятся с природой Хайбуллинского района. Происходит знакомство с символикой Хайбуллинского района, Республики Башкортостан.
3 класс
Программа третьего года обучения предполагает начальное знакомство с историей Башкортостана через изучение сказок, былин, эпосов.
4 класс
Программа четвертого года обучения предполагает знакомство учащихся с историей России, с происхождением Русского государства с самого начала. Также учитель знакомит с символикой Российской Федерации.
Содержание программы рассчитано на занятия с учащимися 1 класса образовательной школы, проявляющих интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, ближайшими памятниками природы района; у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Содержание программы
- Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Дерево как символ класса, представление себя на этом месте.
- Я и моя семья
Понятие «родина», «край»
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка).
Содержание работы членов семьи. Как мы проводим выходные дни. Песни родителей, бабушек, дедушек. Мой лучший друг.
Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы, прослушивание аудиозаписей.
- Мое родное село
2.1. История села.
История основания села. Место основания села. Названия села. План застройки села. Геральдика района..
Практика: экскурсия в музей, работа с картосхемой села.
2.2. Микрорайон, в котором я живу.
Характеристика отдельных наиболее интересных объектов микрорайона. Их прошлое и настоящее. Характеристика улиц микрорайона, история их наименования.
Практика: экскурсия на объекты, оформление альбома по итогам экскурсии прогулка по улицам микрорайона.
- Улицы и площади села.
Центральные улицы районного центра, их облик; название и расположение в разные периоды жизни села.
Практика: Экскурсия по улицам села, сочинения на тему «Моя любимая улица».
- Памятники и памятные места села..
Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.
- Современная жизнь села.
Музей, библиотеки, РДК, другие культурные центры села Организации и предприятия.
Практика: посещение музея, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.
- Зеленый наряд села.
Парк. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих село. Охраняемые растения, экологическая обстановка в селе.
Практика: экскурсии.
- Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях
Таким образом, курс краеведение реализует гражданско-патриотическое направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности
Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...
Методическое сопровождение духовно-нравственного развития ребенка во внеурочной деятельности
Работа по воспитанию ребенка - процесс систематический. Важно, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались в жизненных ситуациях, которые способствовали эмоцион...
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности школьника
Выступлеие на областном семенаре...
"Духовно-нравственное и патриотическое воспитание во внеурочной деятельности "
Опыт работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности учителя начальных классов....
Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»
Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....
Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"
В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...
Рабочая программа духовно-нравственного развития по курсу внеурочной деятельности "Мой край" с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ...