Рабочая программа духовно-нравственного развития по курсу внеурочной деятельности "Мой край" с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей
рабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Челябинск

2020

Задание № 9

«Вариант рабочей программы курса, учитывающего региональные,  этнокультурные особенности и потребности обучающихся, в том числе по реализации образовательного проекта ТЕМП».

Выполнила:

Лизанец Олеся Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «СШИ №3 г. Челябинска»


Пояснительная записка

В концепции развития воспитания в системе начального общего образования г. Челябинска раскрывается необходимость формирования у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину.

Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования г. Челябинска. В образовательной программе МБОУ «СШИ № 3 г. Челябинска»  сформулирована миссия школы:  наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России. Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения народных традиций, обычаев, обрядов.  Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей,  мной была разработана рабочая программа дополнительного образования для младших школьников  «МОЙ КРАЙ».

Дополнительная образовательная  программа  «МОЙ КРАЙ»

Дополнительная образовательная  программа для 1 класса курса «Мой край» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.

Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Южного Урала; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок, активной и ответственной гражданской позиции.

В системе дополнительного образования курс «Мой край» реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает ознакомление обучающихся с основными представлениями о природе и обществе Южного Урала и формирование на этой основе естественнонаучных, обществоведческих, исторических  понятий, целостное восприятие окружающего  мира;
  • социокультурная цель — изучение окружающего мира — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание  своей индивидуальности, способностей и возможностей

Ключевой целью программы является содействие социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, в том числе многонационального народа Южного Урала.

Задачи начального общего  образования с учетом специфики» курса «Мой край:

  • Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; развивать основы учебной деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки (на основе освоения первоначальных знаний о правилах взаимодействия во всех сферах окружающего мира);
  • Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;
  • Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию   индивидуальности каждого  ребенка.

В области формирования нравственной культуры:

– формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов, проживающих на территории Челябинской области и России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

– укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

– формирование основ нравственного самосознания личности (совести) –способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

– формирование нравственного смысла учения;

– формирование основ морали – осознанной обучающимся необхо-димости определенного поведения, обусловленного принятыми в обще-стве представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укреп-ление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоува-жения и жизненного оптимизма;

– принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

– формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

–развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, це-леустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

– формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);

– пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответ-ственности за Отечество;

– воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

– формирование у обучающихся привлекательного и интересного образа края, способствующее их мотивации на познание родного края;

– формирование патриотизма и гражданской солидарности;

– развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;

– становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;

– формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

– формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.

В области формирования семейной культуры:

– формирование отношения к семье как основе российского общества;

– формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим членам семьи;

– формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;

– знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Роль курса «Мой край» в достижении планируемых результатов.

К личностным результатам относятся:

  • сформированность  ценностного взгляда на окружающий мир,
  • понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; в мировой истории, чувство гордости за национальные достижения;
  • уважительное отношение к своей стране, любовь к родному краю, своей семье, толерантность к людям, понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе;

К метапредметным результатам относятся:

  • Познавательные УУД -  способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); владение способами получения, анализа и обработки информации), методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
  • Регулятивные УУД -  владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой),
  • Коммуникативные  УУД  -  способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Реализация особенностей, специфики

Наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

При изучении тем из разделов «Любовь к Отчизне окрыляет сердце», «Родная природа», «Коренные народы Южного Урала, их занятия и традиции» в программу в качестве упражнений и текстов для формирования гражданского поведения  обучающихся, развития духовно-нравственного мира первоклассников, военно-патриотического воспитания детей на основе ценностей российской истории, культуры и традиций включены авторские тексты А. Митяева, А. Алексеева (серия «Рассказы о войне», «Рассказы о Суворове и Нахимове»), К. Паустовского «Солдатские сказки», а также публицистические статьи о Родине, об Армии и флоте.

Общая характеристика содержания курса  «Мой край»

Курс краеведения «Мой край» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир» и является интегрированным, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.

Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи, что усиливает его воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческий интегрированный курс способствует развитию специальных литературных и художественно-прикладных способностей детей; есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Урала, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Краеведческий курс ценен не только в воспитательном значении, он способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в начальной школе, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям; формировать саморазвивающуюся личность путем развития самостоятельности, самоорганизации, саморазвития, самореализации; развивать интеллект детей и эмоциональное восприятие ими действительности; гармонично развивать личный потенциал каждого учащегося.

Цель курса «Мой край» - создание творческой образовательной среды для самореализации личности, которая в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей  обеспечит духовно-нравственное развитие и условия для социализации младших школьников

Задачи:

  • Создать организационно-педагогические условия для построения духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона для самореализации учащихся посредством приобщения к краеведческой культуре.
  • Предоставить учащимся возможность приобретения социального опыта, развития творческих способностей, познавательной активности   в рамках внеурочной досуговой деятельности краеведческой направленности; создать условия для реализации индивидуальных и коллективных социальных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
  • Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и духовно-нравственного развития учащихся.

Ценностные ориентиры содержания занятий

Ведущее место курса «Мой край» в системе общего образования обусловлено тем, что процессе его изучения на занятиях формируется целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. На внеурочных занятиях обучающиеся получают начальное представление о природе, культуре Южного Урала, нравственном  выборе  и  ответственности человека  в  отношении  к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Описание места учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Мой край»

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это готовность и способность к саморазвитию и самообучению; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов в современном мире
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Планируемые результаты освоения курса «Мой край»  в 1 классе

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, округа, достопримечательности Южного Урала;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта Южного Урала; приводить примеры различных профессий уральцев;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения на Южном Урале;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы Южного Урала
  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира Южного Урала;
  • организовать подвижные национальные игры для друзей, для младших товарищей;
  • изготавливать новые экспонаты для экспозиции школьного музея.

Содержание программы учебного  предмета

Представления: Родина как место, где человек родился; природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; патриотические чувства

Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить ученика 1 класса на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям.

Календарно- тематическое планирование

Тема

 Содержание

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1

Что изучает краеведение?

Характеризовать объекты окружающего мира. Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира.

Вернисаж «Мой любимый край»

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. Находит ошибки в предъявленной последовательности.

2

Мой край Южный Урал

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Усвоить понятия «Родина, Отчизна, Отечество». Малая Родина. Урал – субъект Российской Федерации

Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем с Уралочкой».  

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

3

Экскурсия в осенний южноуральский лес

Наблюдать и характеризовать основные признаки осени. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Контролировать свое поведение в соответствии с правилами поведения в школе. Оценивать свою работу по предложенным учителем критериям. Осень в нашем округе.

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при-родными явления-ми.Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме.

Кратко характеризует сезонные изменения. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы. Рассматривает различные деревья(цвет листьев, их форма), сравнивает внешний вид разных деревьев. Наблюдает за птицами. Называет несколько деревьев и кустарников.

4

Грибная пора

Называть богатства осеннего леса: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Классифицировать объекты природы по разным основаниям. Сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. Работать с информацией, представленной в таблице.

Грибы нашего округа.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Выделяет из группы растений опасные для жизни и здоровья людей. Описывает внешние признаки растения,

Находит ошибки в предъявленной последовательности. Сравнивает и описывает внешний вид грибов (подосиновик, лисички, белый, подберезовик), плодов разных кустарников и деревьев(кедровые орешки, рябина, брусника, калина). Работает с таблицей  «Календарь сбора грибов». Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира.

5

Птицы нашего краяо сенью

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника).

Описывает (характеризует) отдельных представителей животного мира. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы. Описывает объекты окружающего мира по плану.

6

Праздник осени

Литературно-музыкальная композиция о времени года осени, построенная на поэзии Ю. Шесталова, А.Тарханова, Е. Айпина.

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы.

Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме.

Кратко характеризует сезонные изменения. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы.

7

Дом, в котором ты живешь.

Описывать здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Узнавать здания по вывеске. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Главные здания города Челябинска.

КТД ««Вот эта улица, вот этот дом»

(Составление фото- коллажа  «Улицы родного города», творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы)

Уважительно относится к своей стране, округу. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Воспроизводит домашний адрес. Воспроизводит название города, округа. Описывает здания разных функциональных значений: учреждение, жилой дом. Понимает и объясняет значение некоторых вывесок. Узнает здания Челябинска по вывеске.

8

Моя семья

Описывать особенности жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Понимать, что такое семья. Рассказывать о своей семье: ее члены, их труд, семейные обязанности.

Мастер- класс «Семейное увлечение»

Успешно использует информацию для решения учебных и практических задач.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему «Что делают в...». Составляет небольшой рассказ о своей семье.

Понимает отличительные особенности полного и короткого имени. Воспроизводит свое Полное имя. Различает основные нравственно-этические понятия. Рассказывает о семье, своих любимых занятиях. Составляет словесный портрет членов семьи, друзей. Рассказывает о семье по рисункам и о своей семье по образцу.

9

Нам есть чем гордиться

Устный  журнал « Нам есть чем гордиться» (презентация «Вклад  моей семьи в развитие любимого города»)

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

10

Экскурсия в городской историко - краеведческий музей.

Посещение выставки декоративно-прикладного искусства

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

11

Официальные символы Челябинска и Южного Урала: герб, гимн, флаг. Герб Челябинска

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Усвоить понятия: герб, гимн, флаг.

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

12

Народные умельцы

Творческая мастерская по изготовлению традиционной уральской тряпичной куклы

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

13

Мой город - Челябинск

Экскурсия по городу

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы

Принимает нормы нравственного поведения в обществе, уважительно относится к своему городу,округу

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

14

Экскурсия в школьный музей.

Встреча со старожилами города

Игровая программа «Ключ к пониманию» Формирование образа себя как носителя культуры своего народа

Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе

Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

15

Старые фотографии рассказали

История рождения города, становления округа через коллаж «Семейный альбом рассказал». Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины.

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности

16

Экскурсия в городской историко - краеведческий музей

Классифицировать предметы по заданному признаку. Называть правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понимать антонимы: аккуратный- неаккуратный, бережливый- расточительный (небережливый).

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

Различает особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Различает понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия».

17

Спортивный Челябинск

Презентация телегазеты «ХКЛ Трактор» – гордость России». Будущие чемпионы живут рядом.

Уважительно относится к своей стране, округу. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Получает информацию из разных источников

Понимает правила поведения во время проведения соревнований. Соблюдает технику безопасного поведения в спортивном зале. Оценивает ловкость и быстроту (свою и одноклассников).

18

Из истории моего края

Рассматривать иллюстрации. Строить речевое высказывание по теме занятия.

Игра «Путешествие на машине времени в Урал»

Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно

19

Подземные кладовые нашего края

Характеризовать объекты окружающего мира. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос.

Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.

Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы.

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя. Находит ошибки в предъявленной последовательности.

14

Самоцветы - богатство Южного Урала

Открытие полудрагоценных пород, применение в жизни человека. Коллаж «Богатство Урала». Рассказ традиционных легенд Южного Урала.

Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Называет несколько профессий, связанных с добычей камней.

Выполняет дифференци-рованную работу.

16

Рассказ традиционных легенд Южного Урала.

История рождения города, становления округа.

Выставка рисунков «Моя любимая легенда о...»

Осмысленный комментарий. Выражает свою точку зрения. Отличает вымысел от настоящих событий.

Понятие: легенда, миф

Использует информацию для решения учебных и практических задач.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.

17

Узоры вплетаются в жизнь

Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве

Творческая мастерская «Конструирование узоров»

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

18

О дружбе

Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. Составлять правила дружбы. Участвовать в обсуждении проблемы «Кого называют друзьями».

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Различает основные нравственно-этические понятия. Рассказывает о семье, своих любимых занятиях. Составляет словесный портрет членов семьи, друзей.

19

Природа родного края. Жизнь птиц зимой.

Выделять группу птиц по отличительным признакам. Характеризовать поведение птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Понимать зависимость питания птицы от строения клюва.

Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

Акция «Помоги птицам»

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Различает животных по классам (без термина).

Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. Выделяет группу птиц по отличительным признакам. Характеризует поведение птиц в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Понимает зависимость питания птицы от строения клюва.

20

У природы нет плохой погоды.

Кратко характеризовать некоторые явления природы. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. Находить ошибки в предъявленной последовательности. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы.

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет доводить работу до конца.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

Кратко характеризует сезонные изменения. Устанавливает зависимости между явлениями неживой и живой природы. Работает с иллюстративным материалом. Выделяет характерные особенности разных явлений природы. Выполняет дифференцированную работу.

21

«И небывалое бывало!»

Редкие  погодные  явления, народные приметы

Устный журнал «И небывалое бывало!»

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет доводить работу до конца.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

22

Экскурсия по городу «Мой родной город»

Характеризовать объекты окружающего мира. Объединять разные предметы и объекты окружающего мира.

Уважительноотносится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе

Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

23

Живи, родник, живи!

Экологический урок

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Имеет представление об основах экологической культуры.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.

Проводит опыты под руководством учителя. Определяет свойства воды как вещества. Заносит результаты исследований в таблицу. Находит ошибки в предъявленной последовательности. Различает понятия «живая природа», «неживая природа». Понимает значение выражений: «Вода - вещество», «Вода - растворитель». Кратко характеризует различные состояния воды. Различает понятия «тело», «вещество».

24

О чем могут поведать узоры

Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве.

Творческая мастерская «Узоры живут рядом»

Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Оценивает работу по предложенным учителем критериям.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

25

Экскурсия в центр национальных культур.

Многоликий мир Южного Урала

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Различает основные нравственно- этические понятия.

26

Экскурсия в центр национальных культур.Традиции и праздники

Знакомство с традициями и праздниками народов Южного Урала

Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Различает основные нравственно- этические понятия.

27

Этнографический праздник «Сабантуй»

Праздник «Сабантуй», его история, особенности

Уважительно относится к своей стране, любит родной край, понимает роль человека в обществе, принимает нормы нравственного поведения в обществе

Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

28

Растительный мир Южного Урала

Описывать внешние признаки растений. Кратко характеризовать деревья. Понимать, что такое хвойные деревья, называть ель, сосну, кедр и др. Приводить примеры деревьев, которые сбрасывают на зиму листву.

Виртуальная прогулка в лес

Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности.

В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира.

Находит ошибки в предъявленной последовательности. Различает понятия: «живая природа», «неживая природа», «изделия». Выполняет практическую работу с гербарием.

29

Наш уголок природы. Животные уголка природы.

Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. Описывать отдельных представителей растительного и животного мира.

Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Участвует в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. Описывает (характеризует) отдельных представителей растительного и животного мира. Наблюдает за обитателями живого уголка.

30

Животный мир Южного Урала

Различать животных по внешним характеристикам. Назвать животных и их детенышей. Рассказывать о жизни диких животных по плану.

Создание телегазеты.

Умеет работать индивидуально и в малых группах.

Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Описывает (характеризует) отдельных представителей животного мира. Находит ошибки в предъявленной последовательности. Называет животных и их детенышей.

31

Экскурсия в музейный краеведческий комплекс. Священные животные нашего края

Характеризовать объекты окружающего мира. Объединять разные предметы и объекты окружающего

Уважительноотносится к культуре своего края, принимает нормы нравственного поведения в обществе

Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

32

Челябинск - столица Южного Урала

История становления Челябинска как города.

Владеть понятиями: город, край

Уважительно относится к истории своего края, принимает нормы нравственного поведения в обществе

Осознаёт целостность окружающего мира, расширяет знания о разных его сторонах и объектах; устанавливает элементарные связи и зависимости в обществе

Узнает и называет объекты окружающего мира. Классифицирует объекты по заданному критерию. Строит речевое высказывание на основе наводящих вопросов учителя.

33

Повторительно-обобщающий урок.

Конкурс юных краеведов

Умеет работать индивидуально и в малых группах.

Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Использует полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, формирует умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Печатные средства обучения:

  • Наборы географических карт (с ориентировкой на содержание курса)
  • Таблицы, иллюстрирующие различные объекты природы и социума

Оборудование для проведения практических занятий:

  • Компас, лупы (в том числе интерактивные), микроскоп;
  • Гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы), коллекции минералов;
  • Естественно научная лаборатория для проведения опытов и исследований (в рамках курса «Окружающий мир»):
  • Комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» (с руководством для учителя) – 2 шт.
  • Комплект лабораторного оборудования «Фильтрация воды» (с руководством для учителя) – 2 шт.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Принтер

Игры и игрушки

  • Лото «Растительный мир».
  • Лото «Животный мир».
  • Настольная игра «Правила дорожного движения».
  • Карточки «Дорожные знаки»
  • Набор кукол в национальных костюмах

Список источников

  1. Конституция РФ;
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1(ред. От 10.07.2012г.);
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ; (в редакции от 03.12.2011 N 378-ФЗ);
  4. Конвенция ООН о правах ребенка;
  5. Декларация принципов терпимости (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г.);
  6. Окружающий мир: программа: 1-4/ Н.Ф. Виноградова.-М.: Вентана – Граф, 2020г;
  7. «Мы – дети природы» (интегрированный курс краеведения). Книга для учителя начальных классов.
  8. Д.В.Смирнов «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
  9. Л.Н.Михеева «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс

Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс...

Реализация учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей через литературное краеведение в начальной школе

В статье рассматриваются  возможности для обеспечения учета НРЭО на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности  через использование  комплекса методических и дидактических...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый

В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса вне...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...