Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый
статья по изобразительному искусству (изо, 3, 4 класс)

Шумик Елена Борисовна

В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса внеурочной деятельности «Маленький художник». Программа курса охватывает 3 направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное и общекультурное. Содержание включает культуротворческое и эстетическое воспитание, как одно из направлений и ценностных основ духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый

Елена Борисовна Шумик, shumiklena@yandex.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павлоградского муниципального района Омской области  Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко»,  учитель начальных классов

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность … приобретаемого опыта деятельности и компетенции … в целях … духовно-нравственного, творческого … развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». [1] Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами …, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. [1]

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,  «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности …способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию…»[2].

В связи с вышеуказанными нормативными документами Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, как компонент ООП НОО МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко» ориентированы на формирование гражданственности, нравственности, уважения и любви к Родине, окружающей природе, создание условий для участия семьи в воспитательной деятельности школы. [3]

Наша школа в сотрудничестве с сельским культурно-досуговым центром является очагом культуры всех жителей, а педагог – её носителем. Поэтому мне, как сельскому учителю необходимо учитывать данное обстоятельство в реализации программ, в том числе курсов внеурочной деятельности.         В данной статье мной представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса внеурочной деятельности «Маленький художник». Программа курса охватывает 3 направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное и общекультурное. Содержание включает культуротворческое и эстетическое воспитание, как одно из направлений и ценностных основ духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся.  

        Девиз программы «Маленький художник» – «Рисовать может каждый».  Под данным девизом формируются ценности: красота, гармония, самовыражение в творчестве, культуросозидание, чувство прекрасного, стремление к опрятному внешнему виду, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости; развиваются индивидуальные творческие способности, умение видеть красоту природы, труда и творчества. Данная программа разработана с учётом Программы курса внеурочной деятельности А.В. Предит. Мы раскрасим целый свет. М.: Академкнига/Учебник, 2017 и использует учебники системы «Перспективная начальная школа».

В 2017-2018 учебном году программа «Маленький художник» являлась краткосрочной (9 часов) и была реализована в период каникул, занятия посещали 15 учащихся 1-4 классов. По итогам оформилась выставка работ, которая работала в течение следующей учебной четверти. В связи с тем, что занятия пользовались популярностью, было принято решение в 2018-2019 учебном году разработать 2 среднесрочных программы (по 34 часа) для обучающихся 1-2 и 3-4 классов соответственно. Таким образом, курс «Маленький художник» реализован в течение всего 2018-2019 учебного года, в целом занятия посещали 32 учащихся.  Обе программы имели единую идею, но были адаптированы к возрастным особенностям и возможностям детей. Творческие выставки детских рисунков создавались в течение всего года.

Программы «Маленький художник» могут быть реализованы не только в 1-2, 3-4 классах, но также и в отдельно взятом классе. Однако предпочтительнее реализация в разновозрастном объединении учащихся начальных классов. Мобильность программы заключается в том, что занятия по отдельным разделам можно проводить в ходе ряда внеклассных мероприятий, в период любых каникул, работы летнего пришкольного лагеря.  

Цель программы: развитие способностей художественно-образного и эмоционально-ценностного восприятия и выражение в творческих работах отношения младших школьников к разнообразию красоты природы России в разное время года (1-2 классы) и разных климатических зон (3-4 классы).

Задачи: формирование целостной социально ориентированной картины мира в органичном единстве и разнообразии природы;

формирование чувства гордости за красоту природы своей Родину;

формирование универсальных учебных действий, связанных с практическими умениями художественного восприятия, анализа и оценки окружающего мира;

создание условий для развития эстетического вкуса, умений выражать свое отношение художественными средствами; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование умения демонстрировать свои работы в обществе сверстников.

Курс также решает задачи рефлексии, практического применения знаний из разных предметных областей, используя художественные средства. Происходит активная, творческая, авторская трактовка младшими школьниками впечатлений и представлений о разнообразии природных зон России и особенности сезонов года.

Формы организации деятельности: индивидуальная -  каждый учащийся имеет возможность создавать свой авторский проект.

Парная, групповая  -  учащиеся имеют возможность объединяться по своему выбору в творческие пары сменного состава, как из числа одноклассников, так и нет, а также временные группы из 3-4 человека из 1-2, 3-4 классов, но при этом итоговый размер проекта должен увеличиваться пропорционально числу участников.

Коллективная - используется при обсуждении темы занятия и рисунков, а также в процессе поиска необходимых материалов.

Виды деятельности: экскурсия (наблюдение природы), практическое занятие (рисование), дискуссия, оформительская деятельность (организация и оформление выставки - презентации для родителей, школьного сайта), чтение текстов, просмотр фото-видео-материалов, сопровождение посетителей выставки.

Далее привожу тематику разделов и занятий программ:

Ключевая тема «Времена года» (1-2 классы)

Раздел 1. «Любуемся красотами зимушки-зимы»: Зимняя поляна. Совы на заснеженном дереве. Морозное утро в деревне. Выставка.

Раздел 2. «Восхищаемся нежной палитрой весны»: Весенний сад. Вишня в цвету. Майские ландыши. Выставка рисунков.

Раздел 3. «Радуемся цветовой палитре лета»:  Одуванчики полетели. Маковое поле. Цветы на холмах. Выставка рисунков.

Раздел 4. «Радуемся красоте нарядной осени»: Осенний лес. Золотая аллея. Осенний вечер на озере. Выставка рисунков.

Раздел 5. Презентация итоговой выставки (промежуточная аттестация): Групповой проект - итоговая выставка рисунков.

Ключевая тема «Путешествие по России» (3-4 классы)

Раздел 1. «Степные просторы»: Степная трава на закате. Синяя река. Степные тюльпаны. Выставка рисунков.

Раздел 2. «Лесные красоты»: Лесной ручей. Яркое солнце в лесу. Волшебный лес. Выставка рисунков.

Раздел 3. «Величие гор»: Сказочная луна в горах. Горный пейзаж с люпинами. Выставка рисунков.

Раздел 4. «Морской залив»: К родным берегам. Морская прогулка под парусом. Выставка рисунков.

Раздел 5. «Ледяное царство»: Северное сияние. Арктическая пустыня. Выставка рисунков.

Раздел 6. Презентация итоговой выставки (промежуточная аттестация): Групповой проект - итоговая выставка рисунков.

Программа использует возможности учебных предметов литературное чтение, окружающий мир и изобразительное искусство для интеграции содержания и способов взаимодействия в художественно-эстетическом образовании младших школьников.

Творческие задания курса «Маленький художник»  завершающий этап изучения разных тем учебного предмета «Изобразительное искусство». В начале каждого занятия отводится время беседе по теме занятия, чтению фрагментов текстов о природных зонах в учебнике «Окружающий мир» и отрывков литературных произведений из учебника «Литературное чтение». Далее возможно детальное рассматривание репродукций художников в Музейном доме (учебник «Литературное чтение»), а также в ходе виртуальной экскурсии в Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (http://vrubel.ru/).

Затем на каждом занятии выполняются собственные работы – пейзажи. Рисунки выполняются по памяти, представлению или воображению, для неуверенных в себе детей предлагается возможность рисовать по образцу. На практике становится ясно, что все детские работы отражают авторскую позицию, отношение к изображаемому объекту или событию.

Основным материалом является гуашь, так как она наиболее подходит возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Гуашь имеет яркие цвета, учащиеся приучаются работать с палитрой, смешивать краски, добиваться нужной консистенции при замесе. Гуашью можно работать в несколько слоев, имеется возможность корректировать рисунки. В результате курса дети освоили и имели возможность совершенствовать различные техники рисования (мазок, набрызг, тычок, прикладывание, процарапывание, рисование пальчиками, ватными палочками, пластиковой вилкой, мятой бумагой).

Каждое занятие завершено просмотром работ и их обсуждением - этап презентации готовых работ, где важно отметить уникальность детской интерпретации каждой композиции, задать вопросы, по которым дети проводят сравнение и анализ композиций, высказывают свое мнение, объясняют авторскую позицию. На этом этапе возможны рекомендации по доработке рисунков, композиций, проведен отбор работ для выставки. (см. Приложение).

В конце каждого раздела была оформлена выставка рисунков и организована работа выставки в течение следующего месяца. Объявление размещалось на информационных стендах школы. После окончания выставки рисунки возвращены авторам для размещения в портфолио.  Финалом года стала картинная галерея на стене школьного коридора начальных классов, которая включила лучшие работы, по выбору самих обучающихся и их родителей. Для решения вопроса передвижения выставки планируется сотрудничество и использование ресурсов местных сообществ (сельский Культурно-досуговый Центр, Детский сад). Приобретя опыт творческой деятельности, группа обучающихся 3 класса под моим руководством провела исследование, выполнила творческий проект и представила свою работу «Особенности написания пейзаж гуашью» на школьной, муниципальной и региональной НПК «НОУ ПОИСК». Данная работа получила высокую оценку и позволила девочкам стать лауреатами LI межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодёжи. (см. Приложение).

Подводя итоги, следует отметить, что внеурочная деятельность «Маленький художник» представляет ценность в достижении воспитательных результатов 1-3 уровней и проявления их эффектов: воспитательный эффект первого уровня результатов – знания о ценностях, об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе при обсуждении рисунков одноклассников. Воспитательный эффект второго уровня результатов – корректное поведение в ходе дискуссии на выставке рисунков. Воспитательный эффект третьего уровня результатов демонстрация выставки посетителям, представление проекта на научно-практической конференции.

Таким образом, средствами внеурочной деятельности «Маленький художник» осуществляется  духовно-нравственное воспитание младших школьников в области культуротворческого и эстетического воспитания. Знакомство с лучшими произведениями искусства; получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях России; получение навыков видеть прекрасное в природе родного края в разное время суток и года; умение понимать красоту окружающего мира через художественные образы; первичный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; выражение себя в художественном творчестве; участие в художественном оформлении помещений. Девиз «Рисовать может каждый» нашёл подтверждение!

Ресурсы, которые были использованы при подготовке статьи

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.1 ст. 2; п.1. ст. 12.
  2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Распоряж. Правительства РФ от 29.05.2015 г.№996-р
  3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко».

Приложение

C:\Users\123\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190401_134215.jpg

Восхищаемся нежной палитрой весны – 2018-2019 уч.года

D:\ФЛЕШКА-2018\ВНЕУРОЧНАЯ 2017\Маленький художник-2017\WP_20171209_12_07_47_Pro.jpg

Первая выставка – 2017-2018 уч. год

H:\DCIM\107_PANA\P1070875.JPG

Выставка «Степные просторы» 2018-2019 уч. год

C:\Users\123\Desktop\IMG_20191111_125253.jpg

Картинная галерея 2019-2020 уч. год

C:\Users\123\Desktop\Горный пейзаж.jpg

Горный пейзаж для конференции 2019 года

D:\работа\Аттестация 2023\18-19\НОУ-2019диплом.jpg

Заслуженная награда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности"...

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».

В  современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по п...

: Ориентирование на развитие духовно-нравственного локуса ребенка при организации занятий внеурочной деятельности. Фрагмент внеурочного занятия «Молчаливые соседи – цветы на газонах»

В настоящее время, когда Человечество испытывает спад духовности и уничижение природоохранительных моральных норм поведения, фактором сохранения хороших привычек, экологического сопереживания Природе ...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеурочной деятельности

Творчество – сложный  процесс, связанный с интересами, с характером, способностями личности....

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности

В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмет...