Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
классный час на тему

Лилия Александровна Фомина,

учитель начальных классов,

«Почетный работник общего

 образования Российской Федерации»,

 г.Курчатов, Курской области,

МБОУ «СОШ  №4».

 

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

 

    Любовь к своему первому учителю повлияла на выбор моей будущей профессии. Вернее, выбора как такового и не было потому, что я с 3 класса точно знала, что стану учителем начальных классов.

Мое призвание-учитель. Для меня учитель не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа …. Это смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем.

Каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и удовлетворение, думать о них, любить… - вот моя жизненная позиция:

Достучаться до каждого сердца

Тех, кого решилась учить,

И откроется тайная дверца

В душах тех, кого смогла полюбить.

Существует мнение, что любовь можно воспитать любовью, доброту - добротой, совесть - совестью, значит, творчество можно развивать  творчеством.  Я полностью с этим согласна. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие творчества ребенка.

Дети, пришедшие в школу, имеют разный уровень подготовки Это зависит от многих факторов - домашняя среда, которая может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное, где нет любви, взаимопонимания, уважения к старшим, Социальная среда города Курчатова, обстановка в обществе, дошкольные учреждения.  В век новых информационных технологий дети много времени проводят у компьютера, а владея информацией, затрудняются передать ее другим людям

Какой же он – будущий первоклассник? Рассмотрим два его портрета – «идеальный», составленный на основе Федеральных государственных требований, и реальный, полученный по результатам  исследования

Сначала обратимся к идеальному «портрету» и федеральным государственным требованиям.

Итак, идеальный первоклассник – это любознательный и активный ребенок, стремящийся поскорее пойти учиться в школу. Он замечает красоту окружающего мира  и желает воплотить ее в различных поделках и рисунках.  Он  общителен и дружелюбен, умеет разрешать спорные и конфликтные ситуации ,физически развитый и здоровый ребенок.

А как выглядит будущий первоклассник на самом деле?  Мною была проведена стартовая диагностика

По мнению многих родителей, сегодняшний первоклассник интеллектуально развит, что во многом объясняется повышенным вниманием современных родителей расширению кругозора детей, их умению читать, писать, считать. Любознательный, задает много вопросов, представляет себе, как нужно заботиться о своем здоровье,   знает о том, что такое режим дня, и понимает, что его необходимо соблюдать Он умеет общаться с ребятами. Тянется ко всему новому, радуются учению, хотя не знают, что это такое.

В каждом человеке с детства заложены различные способности, их только надо развивать, не боясь труда. Развитие творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения.

В условиях введения новых стандартов начального образования актуализируется задача поддержки прав детей на полноценное развитие и реализацию своих творческих способностей.  России нужны творческие люди

 Весь учебно-воспитательный    процесс в современной школе должен быть направлен на выполнение нового    социального заказа - на  формирование творческой социально-адаптированной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы.

С учетом сказанного сделан выбор темы проекта и проблема, которого так важна сегодня. Решение данной проблемы составляет цель проекта.

Объектом исследования– стал процесс развития творческого потенциала через образовательные технологии

Предметом исследования -инновационные методы и приемы обучения как на уроках

Для реализации творческих способностей необходимо создание благоприятных условий и создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей

Развитие творческих способностей будет эффективным, если педагогический процесс направлен на совокупность методов и приемов, личностно ориентированный  подход, диалогическое взаимодействие.

Каковы же ожидаемые результаты?

-Повышение мотивации к учебной деятельности и качества знаний , уровня творческой фантазии, умение высказывать свои суждения и аргументировать их, стремление реализовывать свои творческие способности.

Я работаю в школе учителем начальных классов более 30 лет. Младшие школьники – это удивительно творческие люди. Их воображение подсказывает им необыкновенные сюжеты сказок, рассказов. Дети готовы поделиться своими идеями с одноклассниками, учителями, родителями. Именно в школе начинается процесс становления качества творческой личности.

 Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала уроки литературного чтения.

Где необходимы условия, которые бы  позволили шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания.

Работу по развитию творческих способностей начинаю с первых уроков обучения грамоте, где ставлю целью научить детей не просто говорить, а грамотно и красиво выражать свои мысли, конструировать вопросы оценочного и проблемного характера, думать, доказывать, сочинять, приучаю к самостоятельной  поисково-творческой деятельности. Задания дают «пищу для ума», побуждают обучающихся к размышлению.

С целью совершенствования литературно-творческого развития я выделила   3 вида работ. Для каждого из этих видов характерно наличие поисковой ситуации. Эти три вида отличаются друг от друга характером деятельности, последовательностью выполнения, конечным результатом.

1.Словесное развертывание образов произведения идет через такие методические приемы, которые обеспечивают реализацию метода творческого чтения

Главное средство речевой выразительности – интонация: передай радость, печаль, гордость, прочитай с разной интонацией, часто провожу конкурс «Количество оттенков»

Работа над словом, его значением и формой позволяет осознать ребятам мир своих чувств.

Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют творческие задания – творческая игра в слово, творческий пересказ, собственное сочинение

На уроках чтения активизирую детей с помощью загадок, скороговорок, пословиц, творческого фантазирования - пофантазируй о чем мечтает рыбка в аквариуме, придумай легенду о цветах.

2.Чтобы максимально задействовать творческий потенциал обучающихся, использую прием драматизации

3 Формирование изобразительной творческой деятельности идет через словесное рисование, составление диафильма, составление картинного плана, графическое рисование, иллюстрирование

Все задания должны быть направлены на развитие гибкости ума, любознательности, развитие памяти, воображения.  Подбор заданий должен идти в рациональной последовательности- от репродуктивных к частично-поисковым, а затем к собственно творческим

Данные виды работ способствуют формированию УУД.

По окончанию 4 года обучения дети умеют

 -полно и точно выражать свои мысли.

-планировать последовательность действий;

-сопоставлять цель и результат, оценивать себя

-осуществлять поиск необходимой информации, извлекать  ее с различных жанров;

-строить логическую цепь рассуждения;

-доказывать, отстаивать свою точку зрения;

-вести сотрудничество;

Приоритетное  место в развитии творческих способностей обучающихся занимает внеурочная деятельность.

Главной целью считаю повышение мотивации к творчеству. Исходя из этого , можно выделить частные задачи, решаемые в процессе такой деятельности.

 Особенно востребован кружок «Литературная тропинка», где дети проявляют активность, инициативу. Занятия в таком кружке развивает творческую личность, воспитывает коммуникативную культуру, выявляет одаренных детей. С 1 класса веду поэтапную работу.

Для формирования и развития личности каждого ребенка необходимо на начальном этапе создать благоприятные условия. Через игровую деятельность, праздники, соревнования  изучаю возможности детей, вовлекаю  их в различные виды деятельности, организовываю индивидуальную и коллективную  работу, приветствую  творчество детей.

Во взаимодействии с учителем обучающиеся приобретают социальные знания.

На второй этапе  приобщаю  детей к нравственным и культурным ценностям.

В процессе совместной деятельности через творческие конкурсы, экскурсии, поездки, выставки работ выявляются творческие способности ребенка, определяются лидеры в различных областях, формируются  группы детей по интересам.

В дружественной  детской среде дети учатся переживать, позитивно относятся к базовым ценностям общества

В 3-4 классе раскрываются  потенциальные способности  каждого ребенка

Через проектную деятельность, творческие конкурсы, олимпиады, литературные гостиные, круглые столы, конференции, научные исследования идет нравственное формирование личности, его самоутверждение, сохранение его неповторимости.

Во взаимодействии с социальными объектами обучающиеся получают опыт самостоятельности.

Свою работу строю на изучении и использовании современных образовательных  технологий

    Считаю игра – это естественная для детей деятельность, требующая речевых действий.

Благодаря технологии учебного диалога  ученик становится активным участником познания.

 Использование информационных технологий активизирует познавательную деятельность,  развивают стремление к саморазвитию и творческому росту

Для обучающихся технология «Портфолио» - это организатор учебной деятельности показатель индивидуальных творческих способностей.

Приобщить  обучающихся к исследовательской деятельности позволяет технология проектной деятельности.

Обучающие имеют возможность реализовать свои проекты в рамках научно – практической конференции на школьном  и  муниципальном  уровнях.

 Результат своей деятельности я вижу в творческой активности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях,

в  стабильности результатов обучения по литературному чтению, в росте  интереса к предмету.

Обучающиеся   подтверждают свои знания в средних и старших классах. Активно участвуют в творческих конкурсах, чему свидетельствуют почетные грамоты и публикации в городской газете.

 Мои воспитанники победители школьного и городского конкурсов «Юных корреспондентов», «Юных чтецов».

 Активно сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования г. Курчатова, постоянные читатели городской детской библиотеки. Произведения начинающих поэтов вошли в сборники стихов «Прекрасны женщины России» и «Дашке и Алешке солнышко в ладошки»

 Работы моих детей неоднократно печатались в газете «Курчатовское время».

 Как классный руководитель придерживаюсь в работе со своими детьми  тех направлений, которые считаю наиболее важными для воспитания творчески развитой, здоровой и  полноценной личности, способной ориентироваться в современном обществе.

 При работе с классом стараюсь опираться на родителей, совместно с ними проводим большое количество мероприятий.

 Конечно, для формирования творческого потенциала обучающихся, их коммуникативной компетенции очень важно знакомство с окружающим их миром не понаслышке, а «лицом к лицу», с этой целью организовываются   поездки по интересным местам,  как нашей области, так и за ее пределы. Как правило, итогом таких экскурсий являются  творческие работы детей

В своей работе с детьми руководствуюсь следующими правилами

-принимать ребенка таким, каков он есть

-делать установку на лучшее в человеке

-организовывать деятельность таким образом, чтобы дать ребенку стать настойчивым, умным, добрым.

Распространение опыта по данной теме идет через открытые уроки, выступления на школьном и городском МО, участие в конкурсах, научно-методические публикации на региональном уровне.

 Реализация проекта показывает, что работа по развитию творческого потенциала младших школьников должна проводиться постоянно; правильно подобранные технологии, методы и приёмы обучения, создание творческой атмосферы позволяют не только повысить качество знаний, но и способствуют включению младших школьников в творческую деятельность…

Анализируя творческие работы детей, заметила, что уровень самооценки у детей повысился. Через творческие работы прослеживается, как меняется у ребенка отношение к людям,  к школе, к учителю. Пусть  мои ученики не станут поэтами и писателями, но такое тонкое восприятие окружающего мира, которое они получают  в процессе развития,  будет удерживать  их  от жестокости и бездушия.

Детское творчество  неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Главное в детском творчестве - это огромная радость, которую оно несет   учителю  и ученику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_o_beslane_pravilnoe.rar26.94 КБ

Предварительный просмотр:

                        Лилия Александровна Фомина,

учитель начальных классов,

«Почетный работник общего

 образования Российской Федерации»,

 г.Курчатов, Курской области,

МБОУ «СОШ  №4».

Сценарий о Беслане

Цель:

  • укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира;

Задачи:

  • демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
  • повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
  • воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.

Ход мероприятия

Учитель (Вступительное слово о празднике 1 сентября):

(слайд) 1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

( слайд) - А как вы готовитесь к этому празднику?

- Как готовятся ваши родители?

-С каким настроением вы идете на школьную линейку, с какими надеждами?

 ( слайд) - Что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезиса:

“1 сентября - это…..”

Ученик1

(слайд) Этот день отмечает вся наша страна. 89 субъектов Российской Федерации. Северная Осетия тоже готовилась к празднику. Это маленькая республика на юге нашей огромной страны. Столица – город Владикавказ. Во всей республике проживает чуть больше 700 тысяч человек. 

Ученик 2

(слайд) А в городе Беслане ,о котором сегодня будет идти речь, жителей всего-то 37 тысяч. Именно об этом городе 1 сентября 2004 года узнал весь мир.

Учитель

(слайд) Итак, праздник, 1 сентября. Утром все ученики с красивыми букетами отправились на школьную линейку. Точно так же 1 сентября город Беслан готовился к началу учебного года. Дети пришли на праздник в свою родную школу.

В 9 часов утра дети со 2-го по 11-ый класс уже выстроились на торжественную линейку на спортплощадке школы. Ожидался торжественный выход трех первых классов. Многие родители собрались вблизи школьного крыльца с фототехникой в руках в надежде запечатлеть первые школьные шаги своих детей.

Ученик 3

 Промчалось лето синей птицей, 
И мамы юной детворы, 
Блеснув слезинкой на ресницах, 
С детьми покинули дворы.

Ученик 4

 Они сегодня встали рано, 
С волненьем трепетным в душе, 
И в школу города Беслана
Вели за ручку малышей.

 Ученик 5  

Большая, пахнущая краской, 
Сияя яркой белизной, 
Она казалась детям сказкой, 
Прекрасной, светлою страной!

Ученик 6

В тот день они весело в школу   шагали,

Было мирное небо над их головой,

О том, что случится, конечно,   не знали,

Тот праздник для них обернулся бедой.

Учитель

(слайд) Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы.

 (слайд) 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку.

Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.

 Больше  тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети.  На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.

Ученик 7

(слайд) Ужас над головами, 
Проволок страшный груз. 
Дети кричат глазами: 
"Мамочка, я боюсь!!!" 
В душном спортивном зале
Время замкнуло круг…

 Ученик 8

 (слайд) Боевики никого не  щадили
Взрослых, детей они захватили.
В спортзале, как в консервной банке, закрыли,
И бомбы, как игрушки,  в углах разложили

Ученик 9

 (слайд) Из воспоминаний детей: Вместе со всеми пришел на школьную линейку и Иван Константинович Каниди, грек по национальности. Он многие годы преподавал физкультуру в этой школе. Когда начался захват заложников, боевики предложили ему уйти, учитывая его преклонный возраст (ему 74 года), но Иван Константинович остался со своими учениками, чтобы попытаться спасти их жизни. Нескольких ребятишек учитель спас еще в первые минуты захвата

Ученик 10

3 сентября начался кошмар. В спортзале прогремели два мощных взрыва
Защищая детей, Каниди вступил в схватку с боевиком, который собирался стрелять в школьников из автомата. Он успел схватиться за ствол автомата, и первая очередь ушла не в детей. Говорят, что он так и не выпустил ствол автомата, который до последнего мгновения отводил в сторону от детей Боевик выхватил пистолет и несколько раз выстрелил в упор. 
Ученик11

(слайд) В душном спортивном зале
Время замкнуло круг -
Взрывы над головами
Сотни смертей несут.

 Ученик12

(слайд) Взрывами были выбиты окна и двери спортзала и выжившие заложники бросились на улицу. Боевики открыли по ним огонь. В спортзале начался пожар.

Ученик13

Раздался взрыв… Потом другой…

«Бегут заложники… Прикрой!»

И встали плотною стеной,

Чтобы спасти любой ценой

Детей, бежавших из спортзала,

Бойцы… О их мужестве страна узнала.

Огонь приняли на себя,

С улыбкой в пекло уходя. 

Ученик14

(слайд) Сквозь проломленные лазы, 
Преодолев огонь и страх, 
Бойцы российского спецназа 
С детьми бежали на руках

Учитель

Из воспоминаний очевидцев этого кошмара: “Через окно из спортзала перелезла маленькая девочка и упала возле стены школы. Ей очень тяжело. Она контужена и у нее сломана нога.  Ценой неимоверных усилий она поднялась на ноги. Поднялась и стоит. (слайд) Из воспоминаний очевидцев этого кошмара:  “Через окно из А вокруг стрельба. Спецназовцы ей буквально орали из окон: "Что ты делаешь! Ложись! Ложись на землю!". Но она никого не слышала - она была контужена и ранена, ее буквально качало у стены. И тут она совершила совершенно невероятное: она полезла обратно в спортзал – у нее там оставалась мама. Позже разыскали эту девочку. Ее зовут Аида Сидакова. Она выжила и выздоровела. Мама тоже жива.”

Ученик15

 (слайд) Слезы, ненависть, горе… Такой короткий промежуток от счастья, праздника - к своей гибели.

По данным следствия, в школе террористы удерживали 1128 заложников.

3 дня… без еды… без воды

Ученик16

 (слайд) Беслан стал “Городом ангелов”. Родители, погибших детей десять лет назад,  фактически живут на кладбище.

Ученик17

 (слайд) Это кладбище в Беслане называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последние 4 года уже официально именуют “Городом ангелов”. Здесь покоятся дети, их родители и учителя, погибшие при теракте в школе №1.

Ученик18

(слайд) На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. Фигурки ангелочков в белоснежной одежде здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.

Ученик19

(слайд) В небеса поднималися ангелы…
Все прекрасны, невинны, чисты.
Сколько звёзд тогда ярких попадало,
Маскируясь росой на цветы...

Ученик20

Вам, нежданно ушедшим так рано,
Уготован в раю уголок.
Наши общие дети Беслана,
Вы простите ли нас за тот рок?!

Ученик21

(слайд) И теперь близким -нет утешения...
Им кровинок родных не вернуть...
И зачем даровалось рождение?..
Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..

Учитель

(слайд) То, что случилось с детьми 1 сентября, мы никогда не забудем…

Тот, кто сделал это – проклят навсегда…

Тот, кто безразличен к этому – бесчеловечен…

Трагедия в Беслане потрясла всех… Погибли люди… погибли невинные, беззащитные дети!!! 

Ученик22

 ( слайд) Начало осени, начало школьных дней,
Вдруг стали роковыми для детей.
И не услышав радостный звонок – 
Они уйдут, не посетив урок.
Ученик23

А белизна рубашек и бантов,
И сотен разных праздничных цветов,
Предстанут саваном и сотнями венков – 
А дети в виде павших лепестков…
Ученик24

(слайд) Скосили жизнь, скосили колосок,
Убили детский, сладкий голосок…
А он просил лишь о глотке воды,
Но вместе с ним погибли все мечты…
Ученик25

И в тех мирах, в которых нынче он,
Теперь лишь колокольный перезвон.
Ни парт, ни школы, ни уроков нет – 
Тебе навек теперь двенадцать лет…
 

Ученик26

(слайд) И снова скорбит и страдает Осетия,
Пропитана кровью родная земля...
Скорбит и страдает планета, Вселенная,
И плачут дождем, почернев небеса…

Ученик27

Боль в сердце, 
Боль в душах, 
Боль в детских глазах. 
Они шли на праздник 
С цветами в руках. 

Ученик28

Их мысли о школе 
И новых друзьях, 
Их думы о жизни 
И счастье в стихах. 

Ученик29

(слайд) Им солнце светило, 
И небо звало 
И будто кричало, 
Как жить хорошо. 

Ученик30

И мир говорил, 
Что всё впереди, 
Но путь этот им 
Оборвали скоты. 

Ученик31

Звенело, гремело, 
И пули вокруг, 
И кровь их друзей, 
И кровь их подруг. 

Ученик32

И кто же ответит, 
За что? Почему?
За что эти дети 
Ушли в пустоту? 

Звучит ПЕСНЯ о трагедии в Беслане . Учащиеся слушают её и смотрят на экране фотографии из хроники трагедии (Презентация к песне). 

Ученик33

(слайд) Сотни людей в тот день были  убиты,

Особенно те, кто кричал и   кричал.

Кто выжил в тот день, никогда не забудет,

Тот ужас и страх, что пришлось испытать.

И мы эти грозные дни будем  помнить,

Погибшим - молчаньем минуту Стоять

Учитель

Памяти жертв бесланской трагедии, памяти всех жертв терроризма – минута молчания.

Все присутствующие встают и чтят память погибших

Ученик32

 ( слайд) Вечная память погибшим!

Здоровья и мира живым!

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока живем, мечтаем, буйствуем,

Есть в нашей жизни сострадания.

Ученик33

(слайд) Мы помним Вас, погибшие, помним,

И белые бантики, и первый   звонок,

Спортзал, террористов и   громкие стоны,

И так не начавшийся первый  Урок

Учитель

1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.

Но кто мог подумать, что этот день станет для многих из них последним!!!!

Учитель

Ребята, сегодня мы с вами говорили о  бесланской трагедии. Какие эмоции она у вас вызвала? Я предлагаю вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать – говорите.

Учащиеся задают вопросы, высказывают свои предположения, впечатления и пишут свои высказывания на подготовленных листах с тезисом “Трагедия Беслана – это…”. Впоследствии высказывания обрабатываются и печатаются в школьном журнале в виде отзывов о мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».

В  современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по п...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе....

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки н...