Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения
статья

Пимкина Татьяна Михайловна

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razv._tvorch._sposobnostey_.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе

Основной целью системы современного образования является воспитание разносторонне развитой личности с серьёзным интеллектуальным потенциалом. В связи с переходом отечественной системы образования на ФГОС второго поколения, выросла потребность в совершенствовании приёмов и методов работы с детьми, которые позволят развить в учащихся самостоятельность мышления, креативность, способность к решению жизненных задач нестандартными методами.

Начальное образование должно гарантировать разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Младший школьный возраст является, несомненно, наиболее благоприятным периодом для развития творческой личности.

Уроки литературного чтения в начальной школе – это то поле деятельности, где наиболее полно могут раскрыться интеллектуальные, духовные, нравственные способности школьника. Чтение, как учебный предмет, имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе громный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.

В начальной школе на уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, которая помогает младшему школьнику осознать себя думающим, грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Именно грамотный читатель испытывает потребность в постоянном чтении книг, понимает прослушанное и прочитанное произведение, владеет техникой чтения, а также приёмами работы с текстом, умеет самостоятельно подобрать книгу для чтения, оценить и проанализировать содержание прочитанного, рекомендовать друзьям понравившиеся книги и авторов. Дети учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.

В современной методике при восприятии художественного произведения принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии, так как художественное произведение допускает возможность различных трактовок. Под полноценным восприятием понимаем способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Полноценное восприятие художественного произведения характеризуется наличием эстетических оценок и личностным отношением детей к прочитанному, пониманием не только логической стороны произведения, но и восприятием его образной и эмоциональной стороны.

Урок литературы – это не монолог, это диалог потенциальных творческих возможностей ученика и учителя, которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, интересными друг другу личностями. Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Одна из самых серьёзных задач – это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления.

Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и др.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире.

Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры.

На уроках чтения и во внеклассное время ученикам следует предлагать разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность,  – головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале.

Использование непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей помогает ребёнку учиться легко, с удовольствием и, самое главное, осмысленно.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развити...

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в начальной школе"

В данной статье раскрываются основные виды творческих работ на уроках литературного чтения в начальной школе....

Условия развития творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения.

Одна из первостепенных задач образовательной организации это развитие творческих способностей обучающихся. Её реализацию большинство преподавателей достигают никак не за счёт дополнительной нагрузки н...