ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.
материал на тему

Геращенко Светлана Григорьевна.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?

Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.

Но можем ли мы научить их счастью?

Невероятно? Но если вдуматься глубоко, возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon_2013_g.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Слайд№2

 Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее,

и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание,

и особенно вынесенное еще из детства...

 Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ «Братья Карамазовы»

 Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?

Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.

Но можем ли мы научить их счастью?

Невероятно? Но если вдуматься глубоко, возможно. Ведь у подлинного счастья всегда две стороны.

Слайд№3

Первая – счастье человеческого взаимопонимания.

Вторая сторона – это счастье творческого созидания.

В основе и того и другого лежит духовно-нравственное воспитание, а значит, то и другое может формировать учитель. Две стороны счастья! И один и тот же, слабо нами используемый, путь к нему.

Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и особенно к воспитанию духовному. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Слайд№4

 В своём декабрьском послании президент России подчеркнул, что:  А)«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.»

Б)Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь должны формироваться в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

В)Поэтому, моя методическая тема: «Духовно-нравственное  воспитание школьников как средство реализации ФГОС НОО».

Слайд№5 

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных    источников сильного воздействия на него  как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу   нравственности.

Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

   Слайд№6

На примере своей работы я попытаюсь показать, как может выглядеть модель духовно-нравственного воспитания обучающихся в начальной школе.

Условно я разбиваю ее на три блока.

-образовательный ,

-воспитательный,

-работа с родителями.

Важно, чтобы участие родителей  в мероприятиях не ограничивалось только начальной школой. Это зависит от классного руководителя.

Работа с родителями, как и вся работа в образовательном учреждении, не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Важно общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать способы их решения.

Слайд№7

Цель своей работы вижу в становлении и развитии духовно-нравственных качеств обучающихся посредством различных форм и методов работы.

Задачами моей работы считаю:

 создание условий для духовно-нравственного становления обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;

 привитие школьникам высших духовных ценностей;

 формирование у обучающихся духовно-нравственных ориентиров в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания.

Набирая учеников в первый класс и анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила:

  1. неумение  детей трудиться на общее благо,
  2. нетерпимость друг к другу,
  3. эгоизм, дефицит общения,
  4. негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка

В центре моей работы стоит ребенок, индивидуальность, то есть Я, отсюда название программы «Я познаю мир».


    Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.

Разработанная программа может широко использоваться  для проведения классных часов и других внеклассных мероприятий.   Темы занятий «красной нитью» проходят через большинство предметов школьного курса. Программа разработана на 4 года.

Таким образом идёт накопление материала и наращивание воспитательного потенциала по методу «снежного кома».

Слайд№8

Этапы реализации программы

1 этап: сентябрь - октябрь 2012.г. –изучение и систематизация научного и практического опыта решения проблемы по воспитанию учащихся, устремления к высшим духовным ценностям в соответствии с ФГОС.

2 этап: ноябрь 2012– освоение и внедрение регламентированных и факультативных программ

  3 этап: декабрь 2012 - май 2016-

   реализация духовно – нравственного    воспитания  подрастающего поколения  учащихся.

Ожидаемые результаты:

Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

- Потребность к сопереживанию.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.

- Приобщение к опыту православной культуры.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Слайд№9

Направления духовно-нравственного    воспитания «Я познаю мир»
«Я и мое здоровье» - воспитание ценностного отношения к своему здоровью через формирование представлений о  ЗОЖ, формирование основ безопасности собственной жизни.

 
«Я и мои ценности» - воспитание любви и уважение к семье,   приобщение детей к общепринятым нормам  и правилам поведения; приобщение к общечеловеческим ценностям; воспитание ценностного отношения к труду.

«Я и моя родина» - воспитание патриотических чувств, осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного  поселка, района, страны, наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык», «моя семья».

Слайд№10

Методы духовно-нравственного воспитания
Атмосфера любви
Атмосфера взаимопонимания
Атмосфера искренности
Атмосфера доверия
Методы  работы:
словесный;  
наглядный;
демонстрационный ;
информационно -технологический
убеждение ;
показ ;
разъяснение ;
личный пример

Слайд№11

Алгоритм действий учителя
- Продуктивное взаимодействие с учениками;
- Формирование моральных представлений к нарушению требований морали;
- Развитие самосознания школьников;
- Использование на практике морально – этических знаний и убеждений;
- Создание ситуации морального выбора;
- Уважение результатов чужих усилий, признание прав других детей.
Используемые формы работы в начальной школе
- Внеклассное чтение и обсуждение  произведений духовно-нравственной тематики;
- Тематические классные часы;
- Творческая художественная деятельность
;
- Организация выставок и поделок;
- Проведение праздников и внеклассных мероприятий;
- Использование мультимедийных презентаций в работе;
- Проведение   родительских собраний.

Слайд№12

Духовно – нравственный   портрет   младшего школьника
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Слайд№13

Результат работы:

Нас ждёт ещё большая работа по программе духовно-нравственного воспитания « Я познаю мир», но уже сейчас можно подвести итог работы в 1 классе. Класс стал более дружным, сплочённым. Ребята осуществляют заботу о насекомых из «живого уголка» -тараканах, ухаживают за цветами, с удовольствием участвуют во всех внеклассных мероприятиях и конкурсах. Родители принимают активное участи в жизни класса и организации всех воспитательных мероприятий.

Таким образом, имея определенный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы, могу с уверенностью сказать, что проблема духовно-нравственного воспитания, обозначенная ФГОС НОО, и в послании президента не может быть решена путём введения отдельно отведённых часов ОРКСЭ, её успешное преодоление возможно только через организацию в школе целой системы работы, охватывающей весь образовательный и воспитательный процесс, через создание особой атмосферы, которая бы способствовала духовному становлению учеников.

"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной"

(А.С. Макаренко) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО.

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы?Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих детей.Но можем ли мы научить их счастью?Н...

Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС.

Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС....

Обобщение опыта по теме "Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС"

В становлении человека лежит духовно-нравственное воспитание, то, что может и должен формировать учитель. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к воспитанию и особенно к воспитанию...

Выступление: "Образовательный туризм как часть программы по духовно – нравственному развитию учащихся начальных классов при реализации ФГОС"

Всю воспитательную работу с учащимися мы строим по определенным направлениям. Одним из направлений моей воспитательной системы является образовательный туризм....

Доклад " Духовно-нравственное воспитание школьников как средство реализации ФГОС".

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...