Семинар классных руководителей "Духовно-нравственное развитие младших школьников в рамках реализации ФГОС"
материал на тему

Татьяна Александровна Леонтьева

Семинар классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации  ФГОС

          Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. 

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи:

  • формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  •  воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  •  воспитание нравственных качеств личности ребёнка;
  •  освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  •  приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.

     Основные положения Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, входят в структуру основной образовательной программы.                   Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

      Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности.

  • Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • –гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • –социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • – человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • – наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • –семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • –труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

  • Добрый, не причиняющий зла живому
  • Честный и справедливый
  • Любящий и заботливый
  • Трудолюбивый и настойчивый
  • Творящий и оберегающий красоту мира
  • Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
  • Смелый и решительный
  • Свободолюбивый и ответственный
  • Самостоятельный и законопослушный
  • Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
  • Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
  • Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)
  • Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

         Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.

В содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.

Процессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.

Участниками духовно-нравственного воспитания становятся: школа, семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования, СМИ, традиционные российских религиозных объединения.

Трудности

  • Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен.
  • Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
  • Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.

       Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор, пока не удастся решить главную - возрождение духовности.

Гордиться родной землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, приумножать их, я считаю , должен каждый сознательный гражданин своей страны. Иначе много у нас появится Иванов, не помнящих родства, готовых за кусок хлеба или медный грош покинуть Родину. Только человек с высокими моральными качествами, добрым и чутким сердцем, трудолюбивый, честный и смелый сможет стать настоящим патриотом своей державы, по-настоящему любить и защищать ее, приносить ей пользу.

              Огромное значение в становлении личности ребенка занимает трудовое воспитание. Этой работе придается особое значение: уборка территории класса, уход за пришкольным участком, посадка деревьев и цветов.

              Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», посещение школьного музея, литературные вечера, доклады детей о героях войны и исторических героях в целом.

              Заканчивая свое выступление хочется сказать словами

А.С.  Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»
                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....

Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...