Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ворошилова Валентина Владимировна

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО». Представленные материалы выступления в рамках районного методического объединения педагогов дошкольных организаций Кондинского района можно использовать для проведения круглых столов, семинаров по проблеме преемственности начальная школа- детский сад в рамках реализации ФГОС.

Автор: Ворошилова Валентина Владимировна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ, Кондинский район, ХМАО-Югра, Тюменская область.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья-описание собственного опыта

Автор: Ворошилова Валентина Владимировна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ, Кондинский район, ХМАО-Югра, Тюменская область.

Тема: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО». Из опыта работы.

Цель: формирование адекватной  самооценки дошкольника и младшего школьника в процессе обучения, развития и воспитания.

Проблема преемственности ДОУ и начальной школы поднимается на протяжении многих лет.

      ФГОС определяют педагогические условия, обеспечивающие высокое качество преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе:

  • создание единого образовательного пространства в ДОУ и начальной школе;
  • реализацию общих дидактических и индивидуально-ориентированных требований к осуществлению преемственности;
  • проведение диагностики развития и образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность  ДОУ и начальной школы -  целостный процесс, условно подразделяемый на ряд этапов:
1.формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
2. адаптация их к условиям обучения в начальной школе;
3. развитие учащихся в начальной школе на основе элементов формирования готовности и педагогических технологий дошкольного образовательного учреждения.

Одним из показателей уровня развития ребенка является формирование УУД.

      Сформированность предпосылок УУД – необходимое условие преемственности  

перехода ребенка от дошкольного к начальному образованию и успешности обучения.

Результаты сравнительного анализа формирования УУД в ДОУ и начальной школе занесены в таблицу:

Таблица 1

Из таблицы видно, что в основном у будущего первоклассника сформированы предпосылки УУД, которые являются основой для достижения результатов к концу 1 класса. Новообразованием являются следующие результаты:

- положительно относиться к школе;

- умеет понимать чувства других;

- умеет делать самооценку, оценку своим поступкам;

- умеет адаптироваться к некоторым сложным ситуациям.

     Для успешности обучения УУД имеют большое значение, в частности, личностные УУД. Рассмотрим таблицу 2. Так сформированная адекватная школьная мотивация обеспечивает обучение в «зоне ближайшего развития» ребенка, мотивация достижений и основы гражданской идентичности - высокую самоэффективность в форме принятия цели и работы над её достижением, адекватная самооценка позволяет учащемуся оценить границы «знания и незнания».

Отсюда вытекает необходимость  формирования самооценки и самоконтроля ребенка с дошкольного возраста. Поэтому в течение восьми  лет я работаю по данной проблеме. Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Цель: формирование адекватной  самооценки дошкольника и младшего школьника в процессе обучения, развития и воспитания.

     На первом этапе изучила литературу, затем опыт воспитателей и учителей через работу в методических семинарах и стажировочных семинарах различного уровня.

     Мне близко определение самоконтроля, данное Страховым В.И.: «Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы,  в исправлении ее недочетов». Существуют различные классификации самоконтроля. Остановимся на нескольких. 

     Выделяют следующие виды самоконтроля учебных действий:

-предваряющий (прогнозирующий);

-планирующий;

-пооперационный (пошаговый);

-итоговый (по результату).

     По видам самоконтроля учащихся выделяют 3 группы:

-фронтальная проверка;

-взаимная проверка;

-индивидуальная проверка.

    Формирование самоконтроля у детей – сложный и длительный процесс, состоящий из 6 этапов:

  1. Отсутствие контроля;
  2. Контроль на уровне непроизвольного внимания;
  3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания;
  4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  5. Потенциальный рефлексивный контроль;
  6. Актуальный рефлексивный контроль.

      Кратко расскажу об эффективных приемах формирования самоконтроля, которые апробированы мною, и приносят положительные результаты. Самый популярный у детей – прием «Антиципация». Когда ребенок перед выполнением задания прогнозирует свои достижения, а после выполнения – сопоставляет прогноз и результат.

    Прием «Запиши слово с пропусками». В период обучения грамоте ребенок обозначает незнакомые буквы черточками, на уроках русского языка – ошибкоопасные места или незнакомые орфограммы.

   Прием «Маршрутная карта» может быть использован при проведении занятий в  форме путешествий как  с дошкольниками, так и с младшими школьниками.

      Прием «Какография» уместно использовать на занятиях закрепления или обобщения знаний, когда педагог предлагает задания с намеренным допуском ошибки и просит детей проверить работу Буратино или ученика Пети Иванова.

     Прием «Подсказка» позволяет детям использовать право выбора при выполнении задания (использовать подсказку детям: со сниженными учебными способностями перед выполнением задания, с высокими учебными способностями – с целью проверки выполненного).

    Прием «Плюс - минус» - самый популярный среди детей прием, позволяющий осуществить самопроверку, взаимопроверку по эталону с использованием жестов «+» или «минус».

 Прием «Карта успеха» позволяет ребенку отследить собственный рост в достижении хороших результатов в учебе, развитии, воспитании.

    На слайдах можно посмотреть фотографии занятий в школе будущего первоклассника и уроков с использованием приемов формирования самоконтроля. Дети взрослеют и приемы формирования самоконтроля усложняются. Это такие приемы, как: «Составление заданий», «Проверка с помощью сигнальных карточек», «Выполнение заданий по алгоритму», «Проверка по словесной инструкции», «Взаимопроверка».

     На всех этапах формирования самоконтроля и самооценки с большим успехом пользуются «Волшебные линеечки» по методики Дембо, прием «Карусель» (при изучении букв, цифр, таблицы сложения, таблицы умножения, орфограмм, при решении ребусов, кроссвордов и т.д.)

     Хорошие результаты формирования всех видов УУД, навыков самоконтроля и самооценки в рамках внеурочной деятельности обеспечивают реализация проекта «Все цвета, кроме черного», занятия с использованием цифровой лаборатории «НАУРАША в стране Наурандии».

     Использование выше перечисленных приемов обеспечивает успешное формирование навыков самоконтроля и самооценки как фактора, способствующего формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО. Об этом свидетельствуют положительные результаты мониторингов:

«Сформированность самоконтроля и самооценки», «Уровень сформированности личностных УУД», «Уровень сформированности регулятивных УУД», «Уровень сформированности познавательных УУД», «Результативность участия в олимпиадах и конкурсах».

    Основанием преемственности разных ступеней образования следует считать ориентацию на ключевой приоритет образования – развитие «умения учиться» через формирование предпосылок УУД и УУД в рамках реализации проекта «Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО».

     Завершаю свое выступление притчей: 

    Приходит ученик к Учителю и говорит: "Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?"
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.
"Что изменилось?" - спросил он ученика.
"Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде", - ответил ученик.
"Нет, - сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут".
"А кофе?" - спросил ученик.
"О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации".

    Так и мы, уважаемые коллеги, попадая в новые условия введения ФГОС, извлекаем пользу и знания для профессионального роста и развития наших воспитанников.

    Благодарю Вас за сотрудничество. Желаю творческих успехов в реализации преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артюхова И. Устойчивость внимания //Нач. шк. (приложение) - 2002.- №8.
  2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных - М.: Просвещение, 1995, с.85-87.
  3. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006
  4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  5. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.
  6. Князева Т.Н. Я учусь учиться. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Нач. шк.-1986.-№ 2.
  8. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
  9. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1-м классе//Нач. шк. (приложение)-2002.- № 17.
  10. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.- 2004.-№1.
  11. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2008.
  12. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с.
  13. Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной
  14. деятельности// Начальная школа: плюс - минус. – 2001 - №1, с. 23 -26.
  15. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. – 1993. - № 1, с. 46-47.
  16. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики//Нач.шк.-2005.-№9
  17. Огирь Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию. //Нач.шк.-2010.-№4.
  18. Каирова Н.З. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников//Нач.шк. - 2014.-№8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

«Формирование самооценки младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО»

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда о...