Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка (1 класс) по теме

Лебедева Галина Петровна

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», программа Н.В.Бабкиной «Радость познания», JI. Тихомировой «Развитие творческих способностей младших школьников», «Программа формирования общеучебных умений» С.Г.Воровщикова и Д.В. Татьянченко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС.

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться- вот единственный курс учительской жизни» К.Д.Ушинский

Эти слова являются лейтмотивом всей моей педагогической деятельности.Я работаю учителем начальных классов 28 лет. С тех пор многое изменилось в образовании, в моих собственных находках и поисках.Но главное присутствовало всегда- существовала тяга к обновлению, желание постигать новое.

Современные федеральные государственные образовательные стандарты провозглашают в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» Сами разработчики стандарта признают: «Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «кадпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», программа Н.В.Бабкиной «Радость познания», JI. Тихомировой «Развитие творческих способностей младших школьников», «Программа формирования общеучебных умений» С.Г.Воровщикова и Д.В. Татьянченко.

Так что к работе по новому стандарту я была в какой-то мере подготовлена. Собственный опыт предопределил осознанный подход к требованиям нового стандарта.

В стандартах универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основныхблока:личностные;регулятивные;общепознавательные(включаяобщеучебные, логические, постановку и решение проблем), коммуникативные действия.Из числа всехуниверсальных учебных действий для тщательной проработки выбрала одну из составляющих учебно-познавательных УУД - универсальные логические действия.

     Почему?

     Во-первых, анализ современных учебников по математике И.М.Аргинской, И.Б.Истоминой, Л.Г.Петерсон, А,Л,Чекина и др., сделанный учеными по результатам исследований показал, что большинство из них содержат задания, направленные на развитие логического мышления школьника, но не всегда носят системный характер. Часть заданий уже предполагает наличие у ребенка сформированных логических операций. Кроме того, почти все задания в этих учебниках представлены в виде текстовых заданий, а это усложняет ребенку выполнение, т.к. мышление школьников все еще остается наглядно-образным.

     Во-вторых, совершенствование других УУД в первую очередь определяется усложнением алгоритмов и нормативных требований к учебной деятельности. Универсальные логические учебные действия и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, лишь возрастает сложность учебной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.

В-третьих, многолетние наблюдения педагогов и исследователей убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах, в старших обычно переходит в разряд неуспевающих.

     Опыт работы убедил меня в том, что формирование УУД надо поднять до теоретического уровня, т.е. разъяснять способы действий. Ошибочно думать, что эти действия усваиваются учащимися в полном объеме на основе предметных знаний. Это стихийный путь развития УУД.

     В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений:

  • изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную разработку целостного учебно-методического комплекта;
  • усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов;
  • гармоничное сочетание первого и второго подходов.

Очевидно, что наиболее перспективным является третий подход. В качестве педагогического инструмента развития логического умения явыбрала ежедневное проведение «логических пятиминуток», выступающих в роли своеобразного логического тренажера для учащихся 1-4 классов.

Виды логических пятиминуток по назначению:

«стартовые»

«вводные»

«инструктивные»

«тренировочные»

«мониторинговые»

«финишные»

Предлагаемые «пятиминутки» могут быть разнообразными по своему назначению:

«Стартовая пятиминутка» объясняет учащимся что, зачем и как будет изучаться, и «финишная», побуждает детей к осмыслению проделанной в течение учебного года совместной работы.

«Вводные пятиминутки» открывают изучение каждой группы учебнологических умений. Они направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно-логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т.д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся.

«Инструктивные пятиминутки» представляют учащимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно-логического умения. Без данной группы «пятиминуток» все остальные «пятиминутки», по большому счету, теряют смысл.

«Тренинговые пятиминутки», последовательно формируют и развивают отдельные учебно-логических умения в соответствии с классификацией общеучебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство «пятиминуток».

«Мониторинговые пятиминутки», направлены в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно-логических умений. Роль этих «пятиминуток» могут выполнить «тренинговые пятиминутки», когда учитель воочию убеждается, что со всеми заданиями учащиеся успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений.

«Логические пятиминутки» выступают как малая форма организации целенаправленного развития универсальных логических действий, позволяют учителю, выстраивая работу с учащимися, не изменять учебный план, не

увеличивать нагрузку на детей. Неизменным достоинством данной технологии является еще и то, что «пятиминутки» не требуют разработки и утверждения программы, формирования объемного учебно-методического комплекса.

Материал «пятиминуток» учитель использует в процессе организации учебной деятельности учащихся. Содержание пятиминуток включает не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый из повседневной жизни учащихся. Дети, благодаря этой форме обучения, убеждаются в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.

Посредством «пятиминуток» формируется и развивается не логическое мышление вообще, а конкретный перечень учебно-логических умений, овладев которым ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.Таким образом, в качестве предмета "логических пятиминуток" выступает группа учебно-логических умений:

анализ и синтез;

сравнение;

обобщение и классификация;

определениепонятий;

доказательствои опровержение.

Группы учебно-логических умений взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга.

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным»

Практическая часть

1.Ознакомление с практическим материалом

"Логическая пятиминутка” № 1 (стартовая)

Цель: способствовать пониманию обучающимися сути и назначения "логических пятиминуток".

Учитель: Ребята, в этом учебном году мы постараемся каждый день на различных уроках проводить "логические пятиминутки".

Слово "логика" известно с древних времен. Знаменитый мудрец Древней Греции Аристотель заложил основы науки о законах правильного мышления. Мы узнаем главные правила такого мышления и научимся их применять благодаря "пятиминуткам" которые станут своеобразной гимнастикой для нашего ума.

Вы, конечно, знаете о необходимости делать физическую гимнастику каждый день. Как вы думаете, для чего она нужна? Правильно, эта гимнастика позволяет нам быть здоровыми и бодрыми целый день. Однако тренировки требует не только тело, но и ум. А как вы считаете, для чего нужна гимнастика уму?Молодцы! Конечно же, ум должен быть свежим и готовым правильно мыслить, чтобы наша учеба была успешной.

Во время "логических пятиминуток" мы будем с вами учиться правильно, последовательно мыслить. Правильно мыслить означает уметь анализировать и находить в изучаемом главное, сравнивать окружающие нас вещи так, чтобы понять их суть, доказывать, отстаивать свою точку зрения и многое, многое другое.

Я прошу вас отнестись к этим "логическим пятиминуткам" очень серьезно. Знания и умения, которые вы приобретете, понадобятся вам на всех уроках и помогут не только лучше учиться, но и разрешать многие трудные ситуации в вашей повседневной жизни.

Вы знаете, что некоторые литературные произведения начинаются с эпиграфа, то есть с высказывания выдающихся людей, пословиц, поясняющих основную идею, суть произведения. На доске написаны шесть пословиц. Прочитайте их и выберите те пословицы, которые могут стать эпиграфом к нашей предстоящей работе в течение учебного года:

Умная речь острее, чем меч (туркменская пословица);

Любишь кататься - люби и саночки возить (русская пословица);

Не в возрасте ум -в голове (арабская пословица);

Пять много кажется дающему, шесть мало кажется берущему (узбекская пословица);

Веревку связывают, если рвется, но посередке узел остается (киргизская пословица);

Если муравьи объединятся, надо будет льву от них спасаться (туркменская пословица). (Дети выполняют задание.Ответ: 1,3.)

Правильно. Вы выбрали только те пословицы, которые говорят о силе человеческого разума.

Я предлагаю вам дома найти не только пословицы, но и высказывания знаменитых писателей, ученых о важности правильного мышления, о значении ума. Я прошу васрассказать родителям о наших "логических пятиминутках" и попросить их помочь вам подобрать такие эпиграфы. Завтра на следующей "логической пятиминутке" мы выслушаем и обсудим найденные вами изречения.

"Логическая пятиминутка” № 1 (тренинговая)

Цель: способствовать овладению обучающимися умением определять объект анализа и синтеза, т. е. отграничивать вещь или процесс от других вещей или процессов.

Учитель: Сегодня мы закрепляем требование необходимости точного определения объекта изучения. Для этого нам нужно выполнить задание, разделившись на три группы.

Представим, что жили-были на свете три человека, у каждого из них было свое жилище.Ученик четвертого класса Петя Балалайкин жил в центре большого города. После уроков уставший, но довольный он возвращался домой.

Веселая и незлая Баба-Яга Матрена, налетавшись в своей ступе, тоже возвращалась к себе домой - в избушку, стоящую на краю леса.

Трудолюбивый пенсионер Петр Петрович Пыжиков, собрав в лесу все подберезовики и мухоморы, тоже довольный возвращался к себе домой - на дачу, в которой обычно жил все лето.

Нам необходимо помочь Пете, Матрене и Петру Петровичу попасть домой. Первая группа помогает Пете. Вторая группа выручает Матрену. Третья группа находит дом для Петра Петровича.Вам надо из предлагаемого списка выбрать составные части (т. е. компоненты) домов, в которых могут жить наши герои:

  1. Соломенная крыша с кривой трубой.
  2. Плоская железобетонная крыша с вентиляционными трубами.
  3. Кирпичный фундамент.
  4. Железобетонный фундамент.
  5. Деревянное крыльцо.
  6. Этажные перекрытия.
  7. Деревянные стены с окнами и дверьми.
  8. Бревенчатые стены с маленьким окошком и скрипучей дверью.
  9. Стены с окнами, дверями, балконами и лоджиями.

10.Черепичная крыша с трубой.

11.Огромные куриные ножки.

12. Лестницы        и лестничные клетки.

  1. Садовый        участок.
  2. Лифт.
  3. Тротуар.

Итак, что получилось у каждой группы:

первая группа - городской многоквартирный дом, в котором живет ученик Петя: 2, 4, 6, 9, 12,14;

вторая группа - сказочная избушка летающей в ступе Бабы-Яги Матрены: 1, 8,11;

третья группа - дача любящего грибы пенсионера Пыжикова: 3,5, 7,10.

А садовый участок (13) и тротуар (15) не являются компонентами ни одного дома.

Итак, благодаря вам наши герои нашли свое жилище. Однако оказалось, что у каждого дом выглядит по-разному, состоит из разных частей. Если мы хотим понять какой-либо объект, правильно и всесторонне его изучить, то для начала мы должны точно этот объект определить. От того, насколько точно мы определим объект, будет зависеть, какие у него будут составные части.

   «Логическая пятиминутка» № 2(тренинговая)

Цель: способствовать овладению обучающимися инструктивными знаниями, входящими в умение определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, т. е. устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены.

Учитель: Сегодня мы продолжим учиться правильно, корректно устанавливать причинно-следственные связи. Предположим, что жил-был ученик четвертого класса Вася Говорухин. И вот однажды он пошел в школу грустный, потому что не выучил уроки. С вашей точки зрения, что в этой ситуации является причиной, а что - следствием?.. Правильно: не выучил уроки - причина, а следствие этого - грусть.

Однако у причины - не выучил уроки - есть свои причины, и в этом случае она превращается уже в следствие.

Давайте поможем Васе разобраться и найти причины того, почему он не выучил уроки. Посмотрим, как он провел свой прошлый день:

1. Шел из школы - 15 минут.

  1. Обедал - 20 минут.
  2. Выносил мусор - 3 минуты.
  3. Болтал по телефону с приятелем Николаем - 30 минут.
  4. Пошел погулять и катался с горки с другом Мишкой - 2 часа.
  5. После прогулки смотрел телевизор - 2 часа.
  6. Пришел в гости сосед по этажу, и они играли в компьютерные игры - 1 час 30 минут.
  7. Ходил в магазин за хлебом - 15 минут.
  8. Ужинал - 20 минут.

    10. Выполнял домашнее задание - 10 минут.

Какие причины помешали Васе сделать домашнее задание?.. Конечно, он слишком долго говорил по телефону, катался с горки, смотрел телевизор и играл в компьютерные игры.

Как вы думаете, а какие могут быть последствия того, что Василий не выучил уроки?.. Правильно - самые печальные.

     «Логическая пятиминутка» № 3 (тренинговая)

Цель: способствовать овладению обучающимися умением определять аспект сравнения объектов на уровне первоначального применения функциональных знаний, т. е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

Учитель: На доске записаны математические выражения. (На доске: 6 + 3, 2 + 3, 9 - 6, 10-2, 3 + 6,8 + 2,9 -3,10-8.) Вам необходимо разделить их на две группы, определив аспект сравнения. Вы помните, что аспект сравнения объектов - это точка зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

Что у вас получилось?

1 вариант:

действия сложения: 6 + 3, 2 + 3, 3 + 6,8 + 2; действия вычитания: 9-6,10-2, 9-3,10-8.

2 вариант: действия с однозначным числом: 6 + 3,2 + 3,9 -6, 3+6, 8 + 2, 9-3; действия с двузначным числом: 10 - 2,10 - 8.

3 вариант:

значение выражения нечетное: 6 + 3,9 - 6, 3 + 6;

значение выражения четное: 2 + 3,10 - 2, 8 + 2,9 - 3,10 - 8.

 «Логическая пятиминутка»№ 4 (тренинговая)

Цель: способствовать овладению обучающимися умением выполнять сравнение по аналогии, т. е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве и в других признаках.

Учитель: Прочитайте слова и догадайтесь, каким будет четвертое слово. Обоснуйте ваше решение. Например, карандаш - бумага, мел - .... Если карандашом пишут по бумаге, то мелом пишут на доске. Ответ: доска. Продолжите смысловой ряд:

Гвоздь - молоток, шуруп-...Пальто - пуговица, ботинок

Одежда - голый, обувь -... Хорошо - лучше, медленно

Птица - яйцо, растение-...Школа - обучение, больница

Дом - крыша, книга-...Квадрат - куб, круг

Птица - гнездо, человек -... Огонь - пожар, вода

Человек - ребенок, собака -... Зерно - амбар, деньги

Ответы: отвертка, босой, семя, обложка, дом (жилище), щенок, шнурок, медленнее, лечение, шар, потоп (наводнение), банк.

"Логические пятиминутки" формируют учебно-логические умения посредством разнообразных, перманентно обновляемых заданий. Содержание работы может обогащаться, интегрироваться с развитием внимания, памяти, воображения и т. д.

  1. «Интеллектуальная гимнастика» по тренажёру Патрика Келли
  1. Тренажёр Келли позволяет при минимуме усилий достичь максимума результатов. Вам потребуется ежедневно тратить всего 5-10 минут, чтобы:

-улучшить память;

-научиться запоминать сходу любую информацию;

 -перестать забывать важные вещи -начать мыслить более логично

-приучиться просчитывать любые ситуации на несколько шагов вперёд

  1. Элементами тренажера служат:

-простейшие математические примеры -связанный с речевой активностью устный счёт;

-запоминание не связанных между собой по смыслу слов, обозначающих простейшие понятия;

- одновременное визуальное распознавание и осознание значения слов как закодированного символами языка, вызывающие активизацию разных зон в коре обоих полушарий мозга.

  1. Работа с тренажёром (слайд)

-Быстрый счет вслух от 1 до 120

 -Упражнения по запоминанию слов

 -Примеры для математических вычислений

Задания струп-теста(американец Джон Струп предложил в 1935 году тест, основанный на различиях зрительного и логического восприятия цветов-противопоставляются реальный цвет и его название).

  1. Предварительный тест для оценки работоспособности мозга(см. слайд)

Заключение

«Логические пятиминутки» могут стать эффективным средством целенаправленного формирования учебно-логических умений учащихся как одного из приоритетных компонентов учебно-познавательной компетенции.

Как это не избито звучит, но всё гениальное просто. Думается, теперь вас не нужно убеждать в результативности предложенных упражнений.  

 - Познакомьтесь с литературой(слайд) которую я использую в своей работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС Подготовила: Лебедева Г.П., учитель начальных классов МБОУ лицея №6

Слайд 2

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни» К.Д.Ушинский

Слайд 3

Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая ориентация целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция общеучебные унив.д. знаково-символические д. логические унив.д. постановка и решение проблемы самоопределение вопросы общения

Слайд 4

Подходы к формированию учебно-логических умений В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно-логических умений: - изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную разработку целостного учебно-методического комплекта; - усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов; - гармоничное сочетание первого и второго подходов .

Слайд 5

Виды «логических пятиминуток» «стартовые» «вводные» «инструктивные» «тренировочные» «мониторинговые» «финишные»

Слайд 6

Старая притча, как однажды один мудрец накормил бедняков

Слайд 7

«Логическая пятиминутка» №1 (стартовая) Умная речь острее, чем меч (туркменская пословица); Любишь кататься - люби и саночки возить (русская пословица); Не в возрасте ум -в голове (арабская пословица); Пять много кажется дающему, шесть мало кажется берущему (узбекская пословица); Веревку связывают, если рвется, но посередке узел остается (киргизская пословица); Если муравьи объединятся, надо будет льву от них спасаться (туркменская пословица)»

Слайд 8

Соломенная крыша с кривой трубой. Плоская железобетонная крыша с вентиляционными трубами. Кирпичный фундамент. Железобетонный фундамент. Деревянное крыльцо. Этажные перекрытия. Деревянные стены с окнами и дверьми. Бревенчатые стены с маленьким окошком и скрипучей дверью. Стены с окнами, дверями, балконами и лоджиями. Черепичная крыша с трубой. Огромные куриные ножки. Лестницы и лестничные клетки. Садовый участок. Лифт. Тротуар. Ответ: первая группа - городской многоквартирный дом, в котором живет ученик Петя: 2, 4, 6, 9, 12,14; вторая группа - сказочная избушка летающей в ступе Бабы-Яги Матрены: 1, 8,11; третья группа - дача любящего грибы пенсионера Пыжикова: 3,5, 7,10. «Логическая пятиминутка» №2 (тренинговая)

Слайд 9

Шел из школы - 15 минут. Обедал - 20 минут. Выносил мусор - 3 минуты. Болтал по телефону с приятелем Николаем - 30 минут. Пошел погулять и катался с горки с другом Мишкой - 2 часа. После прогулки смотрел телевизор - 2 часа. Пришел в гости сосед по этажу, и они играли в компьютерные игры - 1 час 30 минут. Ходил в магазин за хлебом - 15 минут. Ужинал - 20 минут. Выполнял домашнее задание - 10 минут «Логическая пятиминутка» №3 (тренинговая)

Слайд 10

«Логическая пятиминутка» №4 (тренинговая) Прочитайте слова и догадайтесь, каким будет четвертое слово. Например, карандаш - бумага, мел - .... Если карандашом пишут по бумаге, то мелом пишут на доске. Ответ: доска Гвоздь - молоток, шуруп -… Одежда - голый, обувь -… Птица - яйцо, растение -… Дом - крыша, книга -… Птица - гнездо, человек-… Человек - ребенок, собака-…

Слайд 11

«Логическая пятиминутка» №5 (тренинговая) Филворд «Цветы» Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вычеркни их. Слово для примера вычеркнуто. мак лилия фиалка роза пион нарцисс петуния астра лотос орхидея георгин ирис

Слайд 12

Тренажер Патрика Келли Тренажер Келли позволяет при минимуме усилий достичь максимума результатов! Вам потребуется тратить ежедневно всего 5-10 минут, чтобы: улучшить память; научиться запоминать сходу любую информацию; перестать забывать важные вещи; начать мыслить более логично; приучиться просчитывать любые ситуации на несколько ходов вперед

Слайд 13

Работа с тренажером Быстрый счет вслух от 1 до 120 Упражнения по запоминанию слов Примеры для математических вычислений Задания Струп-теста

Слайд 14

Предварительный тест оценки работоспособности мозга 1.Сосчитайте громко вслух с максимальной быстротой от 1 до 120. Затраченное время в секундах запишите. 2.Запомните максимальное количество слов за 2 минуты Впишите их в ячейки без повторений. Последовательность соблюдать не обязательно. Количество записанных слов укажите внизу этой страницы

Слайд 15

Струп-тест 1

Слайд 16

«Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно» А.С.Пушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС Выступление на пед. совете ОстренкоЛ.П.

Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравст...

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»

Презентация к выступлению «Этнокультурное образование младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...

"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)

Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...

Развития коммуникативно-речевых умений младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, которая позволяет педагогу видеть, какие умения и навыки обучающихся развиваются на кажд...