Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал по чтению на тему

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию читательских умений  младших школьников в рамках реализации ФГОС.

  Введение новых государственных стандартов в школе нацеливает обучающихся на приобретение  ими универсальных учебных действий.   Значимым направлением деятельности  педагогов по формированию УУД в начальной звене является обучение детей работе с информацией, что включает в себя осознанное восприятие  текста с целью удовлетворения познавательного интереса, формирования собственной точки зрения школьников.

   В связи с этим я в своей работе в первую очередь поставила задачу формирования у обучающихся на основе работы с художественными произведениями читательских умений. К ним относится: понимание языка произведения, сюжета,  художественных образов,  композиции, авторского позиции. В совокупности это приводит читателя к пониманию идеи произведения, читательской рефлексии.

  Для  полноценного восприятия  произведения необходимо понимать авторский язык, ориентироваться в языковых средствах. Умение  воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в произведении основывается на работе над словом, предложением с целью расширения лингвистической базы. Эффективны следующие виды заданий: составления словаря текста, работа  с толковым словарём, подбор синонимов (Упражнение «Охота за синонимами»), антонимов  с обоснованием авторского выбора, знакомство с устаревшей лексикой, фразеологизмами.

  Ещё  одна грань читательских умений – возможность воссоздавать в воображении картины, изображаемые писателем. Здесь задания связаны с  творчеством, направлены на активизацию различных органов восприятия на основе воображения.  Это может быть словесное рисование: представить и  описать краски, звуки,  запахи, растительность, животный мир представленные в тексте (игровые упражнения «Волшебники Нос, Глаз, Ухо, Рука», «Загляни в волшебное зеркало: что ты видишь?»), работа с иллюстрациями (Точен ли художник? Совпадает ли его видение с вашим?), ролевая игра (придумать  свои реплики, ответить по-разному на поставленный вопрос), графическое рисование,  чтение текста под музыку.

    Умение устанавливать причинно-следственные связи в произведении позволяют  видеть логику развития событий, отношений, конфликта,
смену эмоций. Развить данное умение помогает моделирование событий  (Что будет, если изменится место действия, время или главный герой?),
моделирование текста,  составление планов различных видов, нахождение прямых и скрытых вопросов в тексте, составление «карты текста» или путешествие по «карте текста»,  поиск ключевых слов,  приём антиципации, игра «Да-нетки» («Согласны ли вы с высказываниями?»), цветовые диаграммы («Раскрась смену настроения», «Нарисуй что чувствовал  герой сначала и потом»), упражнение «Пропущенное слово», восстановление теста.

  Большое значение в художественной литературе имеет образ героев произведения. Именно через них чаще всего автор старается донести до читателя  свои идеи, главную мысль произведения. Умение целостно воспринимать и характеризовать образ героев формируется  через игровые упражнения «Волшебный чемодан» или «Рюкзак героя» (Соберём вещи, которые могут принадлежать герою), «Напиши письмо герою» или от  лица героя, составление таблицы «Характеристика образов» (выписываем положительных, отрицательных и нейтральных героев), схематическое изображение взаимоотношений действующих лиц произведения с помощью стрелок или используем рисунок «Волшебное дерево»

  В целом, работая над произведением,  необходимо обращать внимание  обучающихся на авторскую позицию текста. Через понимание авторского отношения к героям и событиям  ребёнку легче сформировать свою  точку зрения, выработать личностные предпочтения.  Для этого полезно во время чтения вести своеобразный диалог с автором через комментированное чтение, учить детей  задавать  вопрос «А почему автор именно так выразился?», «Почему так развернул сюжет?», «Для чего в произведение введён этот герой?», «Какую мысль до нас хотел  донести писатель?».

   Важную роль в этом случае играет обсуждение заголовка, который является ключом к пониманию текста. Перед чтением можно предложить детям попробовать  определить  о чём или о ком  будут они читать, жанр произведения, составить вопросы или вопросный план с учётом характера заголовка. После чтения – обсудить  совпали ли предположения с авторским замыслом, придумать свои варианты заглавия.

    Через понимание авторского замысла, языка произведения, сюжета и образов героев происходит осознание главной идеи. Сформулировать художественную идею произведения  можно использовав мини - сочинения «Когда я думаю об этом произведении…», организуя диспут «Уголки» (Две команды оспаривают противоположные мнения о прочитанном), в «Двухчастном дневнике» ( выписываем  цитаты из текста, а рядом – собственные размышления по этому поводу) или написав синквейн.

  Таким образом, использование перечисленных выше заданий и упражнений на уроках чтения, позволяет не только  активизировать читательский интерес детей, но и сформировать рефлексивную позицию школьника, что соответствует современным образовательным стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Формирование учебно-логических умений младших школьников в рамках реализации ФГОС"

«Формирование общеучебных умений» - тема моей многолетней деятельности. За основу взяты система Г.А.Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников», О.Холодовой «Юным умникам и умницам», прог...

Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС ООО

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...

Формирование самооценки младших школьников в рамках реализации ФГОС

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

«Формирование самооценки младшего школьника в рамках реализации ФГОС НОО»

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда о...