Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС.
статья на тему

Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья и школа. Пути сотрудничества в вопросах духовно- нравственного развития и воспитания школьника в ходе реализации ФГОС.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современного образования.

Семья – это самое важное, что есть у ребёнка! В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.

Целью педагогического взаимодействия семьи и школы является создание условий для комфортной  жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа – семья».

Школьный класс – место, где дети вместе с родителями принимают участие в учении, воспитании, развитии творческих способностей.

В организации воспитательной деятельности класса особое внимание я уделяю  работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. 

Опыт моей работы позволяет говорить, что деятельность родителей и учителя в интересах ребенка будет успешной, если они станут союзниками, это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования жизненных ориентиров.

Первым шагом в объединении усилий родителей и учителя в воспитании и образовании ребёнка является социологическое исследование, по анкетам я провожу знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка.

    Изучение семьи каждого ученика позволяет  познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Использую  комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, материалы детского творчества.

     С новым набором детей начинаю работу с посещения квартир и укрепления личных контактов с семьями воспитанников. Если есть духовное родство между учителем и родителем, выполняются единые требования к ребенку, тогда будут и положительные результаты в обучении и воспитании.

     Неотъемлемой частью воспитания является формирование у учащихся нравственных качеств на уроках, во внеурочное время, в семье.                                                                                                                                                   На уроках и внеклассной работе создаю «ситуацию успеха», вовлекая в интересующую ребенка деятельность, обучаю правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учу прощать друг другу слабости и недостатки, преодолевать трудности в общении со сверстниками.                                                                                                                  

    В качестве путей воспитательного процесса младших школьников,  использую  Программу воспитания, в основе которой лежит  формирование духовно – нравственной разносторонней личности.      

     Совместная педагогическая деятельность семьи и учителя, состоит в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности класса по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; а так же                                                                                      - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;                         - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;                                                                   - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;                                                                                                                                                     - опора на положительный опыт семейного воспитания.                                      

     Для этого использую различные формы взаимодействия с  семьёй:                           - родительские собрания;                                                                                                    - индивидуальные консультации;                                                                                                        - тренинги;                                                                                                                                    - родительский лекторий;                                                                                                       - встреча за круглым столом;                                                                                                   - вечер вопросов и ответов;                                                                                                         - информация на сайте класса;                                                                                                    - дни открытых дверей.

          Важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон  воспитательной работы моральному развитию школьников. Я, как классный руководитель, постоянно изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. Наиболее распространённой формой этой организации являются: классные часы,  на которых проводятся встречи с родителями, беседы о трудолюбии, профессиях, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, которые приводят к определенному решению возникающих проблем. Кроме того, в моей воспитательной деятельности, как классного руководителя большое место занимают беседы и классные часы на такие темы как: «Мы разные, но мы вместе. «Никто не забыт, ничто не забыто», «Мы в ответе за свои поступки», «Мы будущие Защитники Отечества». Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.  Большую помощь в духовно-нравственном воспитании у моих учащихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя в мероприятиях, мои дети чувствуют себя более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты.                                                                                                

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации  свободного времени учащихся.  Общие задачи духовно- нравственного  воспитания обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон  развития личности.            

         Мой опыт показал, что по каждому  направлению есть  формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.   Планирование формирования основных культурных ценностей включает проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:  психологические тренинги  «Расскажи мне о себе» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Проекты  «Моя родословная», праздники «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.                                                                                     

      Организую  разнообразную совместную деятельность  родителей и учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого. Это организация выставок поделок «Осенины», Новый год (совместная деятельность детей и родителей) совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей,  соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки.  Широкое распространение получили семейные праздники: День добра и уважения, Праздник мужества и чести, Игры наших бабушек. Дети учатся получать удовольствие от коллективно - творческих дел, которые  посвящают родным и близким людям, для которых изготавливают сувениры - подарки, разучивают стихи и песни, развивая тем самым свои духовно – нравственные качества.

    Для реализации внеурочной деятельности в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов  привлекаю родителей к организации внеурочной деятельности; использую имеющиеся условия:  посещаем школьный и районный краеведческий музей, сотрудничаем с ДБ, ЦДТ,  ДШИ, ДЮСШ.

  Считаю, что создавая единую образовательную и воспитательную среду, решая вопросы духовно-нравственного воспитания в тесном взаимодействии с социумом, мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье детей, что поможет вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей.                                                            

    В рамках ФГОС  разработала   рабочую программу внеурочной деятельности по общекультурному направлению  «Читалия»,  «Домисолька»,   программу  деятельности  по сохранению и укреплению здоровья обучающихся «Здоровячок».  Цель, которых является - создание целостной системы работы через вовлечение обучающихся, родителей, учреждений социально-культурного назначения  в совместную деятельность, способствующую воспитанию высоконравственной творческой личности.   Занятость учащихся моего класса во внеурочной деятельности составляет 100%

     Особое место в системе работы с родителями отвожу психолого-педагогическому просвещению. Применяю различные формы   педагогического просвещения – лекции,  практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия, индивидуальные тематические консультации, родительские собрания,  на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.  На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры - тренинги. В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.                                                

    Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности консультаций являются доверительные отношения между учителем и родителями. Иногда предлагаю родителям поставить себя на место ребёнка, и попробовать оценить ситуацию. Такой приём даёт очень сильный эффект, так как позволяет родителю осознать и пережить состояние ребёнка. После этого многие родители пересматривают свои подходы в воспитании.                                                                                       

     Одной из форм взаимодействия семьи и школы в системе нравственного воспитания являются  тематические собрания по обмену опытом воспитания детей. Проводимые родительские лектории по темам:  «Роль семьи в формировании нравственной личности»,   «Условия успешного  воспитания младшего школьника в семье», «Традиции и современность в семейном и школьном воспитании»  способствуют просвещению родителей в вопросах нравственного воспитания.                             

     В классе проводится мониторинг  результативности работы по духовно-нравственному воспитанию.  Для корректировки воспитательного процесса, внедрения результатов в практику воспитания проводятся диагностики, (уровень воспитанности класса) анкетирования. Осуществляя  диагностику, я имею возможность сопоставить запланированные и реальные результаты, определить намеченные цели на следующий год. На данный момент класс является организованным, активным в школьных и районных мероприятиях.

     Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если учитель не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика и родителя.

   Пути реализации Программы духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста - это единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместная педагогическая работа учителя, семьи и других институтов общества, осуществляемая через разнообразные формы и способы организации детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

«Православная культура в духовно – нравственном развитии и воспитании школьников»

Статья на тему значения модуля ОРКСЭ "Основы православной культуры" в духовно - нравственном развитии и воспитании младшего школьника....

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через уроки ОДНКР и Культуры народов Ямала

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.Детство – чудесная с...

Тема «Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС».

Формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)...

Доклад "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в свете ФГОС второго поколения"

       «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает»Я.А. Коменский....

Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

Статья "Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"...

«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...