«Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС»
статья на тему

Мосинцева Елена Михайловна

Выступление на конференции педагогических работников образования.

Доклад на тему:

"Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС".

Доклад + презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РМО, доклад, выступление1.75 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Новобатайская СОШ №9

«Формирование

системы

духовно – нравственного воспитания

в контексте требований ФГОС»

Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ Новобатайской СОШ №9

Мосинцева Е.М.

Август 2012 год.

Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС

"В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были
не просто понятны, но и стали бы целью жизни
каждого человека, предметом собственных
стремлений и личного счастья".
(Свадковский И.Ф.)

Психологической разработкой и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция определяет цели и задачи развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного воспитания и развития личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности?  Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Каковы же наши традиционные источники нравственности?

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважении к правам, свободам и обязанностям человека

Базовые национальные ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, свободы совести и вероисповедания.

Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС в МБОУ Новобатайской СОШ №9 осуществляется через реализацию образовательной программы начального общего образования, в которой отражено содержание духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования содержит следующие направления:

Программа патриотического воспитания «Моё Отечество и я»

Цель: формирование чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Задачи: - воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества;

- знакомить с русской традиционной культурой;

- изучать мировую художественную литературу, воспитывать уважение к культуре других народов.

Планируемые результаты:

- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символики, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- начальное представление о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных  чувств и этического сознания.

Программа «Берегите людей»

Цель: формирование ценностного отношения к семье.

Задачи: - воспитывать любовь к дому, родителям, близким;

- формировать у детей ролевые отношения: сын, дочь, муж, жена;

- заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в детях существенные стороны культуры.

Планируемые результаты:

 - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

    Программа интеллектуального воспитания «Знание - сила!»

Цель: формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества.

Задачи: - формировать у детей учебную мотивацию;

-развивать коммуникативные умения;

- воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Планируемые результаты:

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.  

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Программа художественно-эстетического воспитания «От прекрасного к доброму»

Цель:     формирование     нравственной,    духовно-развитой    личности,     способной     к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте средствами предметов художественно-эстетического цикла.

Задачи: - Развивать в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее;

- воспитывать умение отличать внешнюю красоту от внутренней, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего;

- формировать эстетические вкусы.

Формы проведения:- уроки и кружки художественно-эстетического цикла: кукольный

театр, школьный хор и вокальный ансамбль, изостудия «Страна мастеров»,

кружок «Мое рукотворчество»;

-библиотечные часы (внеклассное чтение);-детские выставки творческих работ;

-экскурсии, посещение театров, музеев, выставок;

-концертная, благотворительная деятельность.

Планируемые результаты:

•первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

•первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

•элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

•первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

•первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

•первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

•мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Наша главная задача - это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми  и вежливыми.  Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.

Литература: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, издательство «Просвещение», 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Реализация принципов здоровьесозидающей образовательной среды в контексте требований ФГОС НОО

В статье рассматриваются принципы соблюдения научно обоснованных гигиенических нормативов, формирующих внутришкольную среду; принцип соблюдения соответствия учебных нагрузок и педагогических технологи...

Самоанализ урока в контексте требований ФГОС

Вашему вниманию представлен план самоанализа урока в контексте требований ФГОС...

Организация здоровьесберегающего пространства начальной школы в контексте требований ФГОС НОО

          Данный сборник представляет опыт работы участников творческой группы - учителей начальных классов МБОУ СОШ № 6 г.Красного Сулина Ростовской области по проблем...

ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

ФОРМИРОВАНИЕ  СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...