Реализация принципов здоровьесозидающей образовательной среды в контексте требований ФГОС НОО
статья по зож на тему

Сеткова Марина Александровна

В статье рассматриваются принципы соблюдения научно обоснованных гигиенических нормативов, формирующих внутришкольную среду; принцип соблюдения соответствия учебных нагрузок и педагогических технологий индивидуальным возрастным особенностям учащихся, обеспечения дифференцированного личностно-ориентированного подхода, комфортного психоэмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_printsipov_zdorovesozidaniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

Сеткова М.А., заместитель директора по УВР, методист, учитель начальных классов высшей категории

Мы уже давно живем в другом веке, в другой стране, в другой политической системе. Изменилось все – формы собственности, политическая система, потоки информации, круг общения. А готовит ли школа к этому нашего ученика? Получится ли из него самостоятельная личность? Принцип «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», в современном мире больше не работает. Ученик сегодня должен не просто усваивать материал, а овладевать фундаментальными навыками. Он должен уметь искать информацию и анализировать ее, уметь эффективно сотрудничать с другими людьми, владеть навыками самоорганизации и самообучения. Стандарты второго поколения, которые вступят в действие в сентябре 2010 года,  и вводятся для того, чтобы решать эти задачи. Особое внимание в стандартах уделяется формированию здоровьесберегающего образовательного пространства. Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит  не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение, но и  формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных -   здоровье.

В зависимости от  того, в каких условиях организован учебный процесс и  насколько педагогически грамотно он ведется зависит состояние здоровья ребенка.  Организм ребенка может существовать, развиваться и овладевать программами обучения и  воспитания  только находясь в единстве с окружающей средой. В  связи с этим, образовательная среда определяет не только успешность обучения и воспитания детей и подростков, но состояние их здоровья.

Организация обучения  в  общеобразовательных учреждениях должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями, соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления, направлена на сохранение и укрепление здоровья детей.   Создавая наиболее благоприятные условия  образовательной среды и активно используя эти условия для укрепления и развития здоровья, мы содействуем воспитанию жизнеспособной, гармонически развитой личности.

При разработки  гигиенических требований к условиям реализации общеобразовательных программ является соблюдение следующих  принципов организации  школьного обучения:

Принцип соблюдения научно обоснованных  гигиенических нормативов (регламентов) всех параметров, формирующих внутришкольную среду,  предполагает  такую планировку общеобразовательного учреждения, оборудование участка,  учебных  и вспомогательных помещений, воздушно-тепловой и световой режим в них, организацию питания и медицинского обслуживания, которые обеспечивают безопасные  для здоровья и благоприятные для нормального роста и развития детского организма  условия обучения. К понятию предметно-развивающая среда мы относим архитектурно-ландшафтные, природно-экологические  объекты, игровые и спортивные площадки и их оборудование,  технические средства обучения, учебники и учебные пособия, познавательные дидактические материалы и др.

Чувствительность детского организма к большинству факторов окружающей среды значительно выше, чем у взрослых. Учебная деятельность школьника менее утомительна, если она протекает в оптимальных условиях.

Повышенные температура и влажность, бактериальная загрязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настроение школьников. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещениях может повышаться на 5—6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ,  что способствует быстрому нарастанию утомления. В хорошо проветриваемых помещениях работоспособность школьников в 1,5—2 раза выше по сравнению с таковой у детей, занимающихся в непроветриваемом помещении. Нормальные условия воздушной среды в школах могут быть установлены при так называемом «пульсирующем» режиме проветривания классного помещения.

Для обеспечения благоприятных условий учебной работы и снижения умственного утомления школьников большое значение имеет соблюдение эргономических требований к мебели, техническим средствам обучения и оборудованию школ.  Важную роль играет даже  цветовое оформление школьных зданий и учебного оборудования.

Принцип соблюдение соответствие учебных нагрузок и педагогических  технологий  возрастно-половым и индивидуальным особенностям учащихся на всех этапах обучения.

 Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Не умаляя значимости других причин неблагополучия в состоянии здоровья детской популяции, исследованиями последних лет   прослежена четкая связь повышения утомляемости и  невротизации, усиления дезадаптации и ухудшения состояния здоровья  учащихся с интенсификацией школьного обучения и увеличением объема учебных нагрузок.

Задача гигиенического нормирования педагогического процесса  состоит в такой организации обучения и воспитания, которая, не исключая трудностей, позволяет соблюдать соответствие нагрузки возрастным возможностям детей, сохраняет их работоспособность. Соответственно в гигиене учебной деятельности нормируются и регламентируются величина нагрузки, ее содержание, объем и организация учебного процесса.  Учебные нагрузки невозможно рассматривать в отрыве от педагогических технологий, спектр которых в образовательном поле  сегодня чрезвычайно широк.  Они вносят свой вклад в формирование психофизиологического состояния учащихся и могут как усиливать, так и нивелировать негативное влияние учебной нагрузки.

Принцип обеспечения дифференцированного личностно–ориентированного подхода, учитывающего уровень познавательных и функциональных возможностей, состояние здоровья учащихся.

 Реализация личностно–ориентированного подхода предполагает ценностное отношение к ребенку, заботу об экологии детства, сохранение духовного и физического здоровья детей, владение разнообразными педагогическими технологиями, с акцентом на личностные особенности ребенка, что обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения (Кучма В.Р., Степанова М.И. Вирабова А.Р., 2006).

 Поэтому идеальным является такое нормирование образовательных нагрузок, которое проводится с учетом  возраста, пола и состояния здоровья учащихся, поскольку учащиеся одного возраста и одного образовательного уровня обладают различными функциональными возможностями, разной способностью к усвоению знаний, (темпом «продвижения») и различной работоспособностью (Р.Г.Сапожникова, С.М. Громбах).

Принцип обеспечение комфортного психоэмоционального состояния учащихся в процессе обучения и оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.

Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для ребенка, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением двигательной активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся детский организм. Длительное пребывание детей в таких условиях способствует “закреплению” негативных сдвигов в физиологических реакциях организма, что формирует невротические расстройства с последующей клинической манифестацией, формированием нарушений деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, других органов и систем.

Учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах, или в объеме материала. Она зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала.

Сниженная учебная мотивация или ее отсутствие  - это один из самых мощных стрессорных факторов. Согласно теории функциональных систем (Анохин П.К., 1980), эмоциям принадлежит основная роль в организации целенаправленного поведения. Это особенно актуально на начальном этапе обучения, когда происходит формирование познавательных интересов учащихся, потребностей в приобретении знаний. Одну из своих педагогических статей Л.Н. Толстой начал такими словами: «Для того, чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно»[1]1. Принудительный характер обучения деформирует мотивы и потребности собственных действий, проявляется безинициативностью, нежеланием включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатией. Длительное, на протяжении всех лет обучения, сохранение этой ситуации приводит к разрушению, а затем к полному исчезновению навыков самостоятельно организовывать собственную деятельность, а в случае встретившихся затруднений игнорировать собственные действия.  

 Необходимо культивировать в школе  такой уклад ее работы, который обеспечивает максимальную душевную безопасность, психологический климат,  способствующий  развитию учебной мотивации,  инициативы, проявлению креативности учащихся, повышению  их самооценки, профилактике «школьного» стресса.    

Критерии здоровьесберегающей  технология обучения таковы. Они основаны на: возрастных особенностях познавательной деятельности детей; обучении на оптимальном уровне трудности (сложности); вариативности методов и форм обучения; оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок; обучении в малых группах; использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации; создании эмоционально  благоприятной  атмосферы; формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»); на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья (Кучма В.Р., Степанова М.И., 2002,2004, Степанова М.И., 2003).

В разработке системы гигиенических требований, обеспечивающих безопасные для нормального роста и  развития   условия реализации основных общеобразовательных стандартов, приоритетными должны быть: меры, направленные на устранения причин, вызывающих школьно обусловленную патологию. Они касаются, как оптимизации школьно-средовых факторов, так и организации  самого учебного процесса  (образовательная нагрузка и технологии обучения, их соотнесение с неоднозначными для детей разного пола периодами онтогенеза, наиболее чувствительными к воздействию школьных факторов риска,   оптимальное чередование учебы и отдыха, комплектация классов, обеспечение достаточного объема двигательной активности и др.) и всех  тех ресурсов, которые его обеспечивают (учебная мебель,  учебники, включая электронные, ТСО, а также  школьное питание  и медицинское обеспечение).

 Важное значение мы придаем соблюдению оптимального возраста  начала школьного обучения,  достижению ребенком необходимого  уровня развития физиологических систем, обеспечивающих   выполнение   всех предъявляемых школой требований без ущерба для здоровья.


[1]1 Л.Н.Толстой Пед.соч., М., 1948, с. 296


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование системы духовно – нравственного воспитания в контексте требований ФГОС»

Выступление на конференции педагогических работников образования.Доклад на тему: "Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС".Доклад + презентация....

Информационно-образовательная среда в аспекте требований ФГОС

Современный образовательный процесс реализуется через образовательное (информационно-образовательное) взаимодействие, через субъектно-объектные и субъектно-субъектные отношения: субъект – ресурс, учит...

Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества образования в контексте требований ФГОС. Технология проектного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противо...

Статья "Создание здоровьесозидающей образовательной среды в начальной школе."

Актуальность создания здоровьесозидающей среды в образовательном процессе для повышения качества образования в начальной школе....

Метод проектов как деятельностная форма обучения и инструмент достижения образовательных результатов в контексте требований ФГОС

Введение федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед педагогами задачу использования методов, технологий и средств, которые направлены на достижение обучающимися метапредметных...