Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС
статья

Бурлуцкая Лилия Александровна

Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бурковская Л.А., учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 586 Василеостровского района

Санкт- Петербурга

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

В условиях серьезных перемен, происходящих в российском образовательном пространстве, перед учителем начальной общеобразовательной школы встает извечный и далеко непростой вопрос: «Каким должен быть современный урок, реализующий требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования?»

Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Современному человеку не достаточно быть только эрудитом, он должен уметь использовать свои знания для решения новых проблем. Поэтому современный урок должен быть основан на жизненных ситуациях, видении перспективных условий для решения задач, которые нам предлагает решать общество. Решение всех этих задач как нельзя лучше обеспечивает системно-деятельностный подход в процессе обучения.

Системно-деятельностный подход подразумевает выстраивание совместной деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока таким образом, чтобы цель урока стала личной целью ученика, чтобы ученик сам, используя различные средства, планировал свою деятельность и чтобы результат урока стал значимым для самого ученика. Ученик должен научиться понимать, что его успех (или неуспех) зависит от него самого, его готовности прилагать личные усилия для результатов в различных сферах деятельности и в общении и что этого понимания можно достичь только посредством самостоятельной оценки ситуации и собственного выбора линии поведения.

Системно-деятельностный подход способствует развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), достижению личностных, предметных и метапредметных результатов. Он выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие. Внешние стимулы (оценка, поощрение, наказание) при этом теряют свою значимость и уступают место внутренним стимулам (познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании).

В современном уроке важны технологии обучения, обеспечивающие формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов. Их огромное множество: технологии личностно ориентированного обучения; технология дифференцированного обучения; технология проблемного обучения; технология диалогового обучения; технология рефлексивного обучения; Педагогика сотрудничества; проектные технологии; игровые технологии; ИКТ-технологии, кейс-технологии и другие.

Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

 Современный урок в контексте реализации ФГОС должен отвечать следующим требованиям: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; учитель должен подвести учащихся к самостоятельному определению цели и задач урока, чтобы это стало их собственной целью; урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, используя групповые формы работы, работу в парах, микрогруппах; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; проводится самооценивание и взаимооценивание результатов учащимися; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; учитель создает благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию путем разнообразных форм коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников; в центре внимания урока – дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей, их возрастные особенности; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи, рефлексия; урок должен быть добрым.

Организовать такой урок – очень сложная задача. Поэтому главным ресурсом, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования является УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка. И его главным союзником в деле формирования универсальных учебных действий учащихся должен стать сам УЧЕНИК.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Современный урок – это:

 урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

урок, содержащий разные виды деятельности. урок, на котором ученику должно быть комфортно.

урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. современный урок развивает у детей креативное мышление.

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Таким образом, главной формой получения таких умений был и остается урок. Меняются цели и содержание образования, появляются новые инновационные средства и технологии обучения, свершаются реформы системы образования, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Чтобы использовать его в полной мере необходимо, чтобы урок был интересен всем – и учителю и ученику. Этим требованиям должен отвечать современный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домаш...

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Как же построить такой урок?Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченнос...