Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
статья

Гурова Елена Юрьевна

«Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovremennyy_urok.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

«Урок  –  это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Меняются цели и содержание образования, появляются новые технологии и средства обучения, но урок остается главной формой обучения. Как и сотни лет назад, только на уроке встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний и противоречия между познанным и еще не освоенным, чувство удовлетворения от успеха и познания окружающего мира.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но эти задачи зачастую решаются теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Для участников образовательного процесса урок интересен тогда, когда он современен. Современный урок – совершенно новый, насущный, актуальный. Современный урок закладывает основу для будущего, готовит ребенка к жизни в современном обществе.

       Современный урок включает в себя компоненты содержания: знания, умения, навыки, личностно-ориентированный характер, творческую деятельность. Современный урок создает условия для формирования компетенций ребенка.  А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

  •  применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;  
  • создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.    

Учебная деятельность -  самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

  •  учебная задача;
  •  учебные действия;
  •  действия самоконтроля и самооценки.

Учебная задача

Учебные действия

Действия самоконтроля и самооценки

Цель, которую перед собой ставит ученик

Система существенных признаков понятия или алгоритм

Определение правильности выполненного действия

Чему? Зачем?

Как?

Правильно?

Хорошо?

Можно лучше?

         Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания;

2) Уроки актуализации знаний и умений;

3) Уроки комплексного применения знаний;

4) Уроки контроля, оценки и коррекции знаний.

Каждый тип урока имеет свою структуру.

Урок «открытия» нового знания

Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний

(исследовательская работа, экскурсия, учебный и трудовой практикум)

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Формирование новых знаний и умений.

 

5) Первичная проверка понимания

 

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Самоанализ и самоконтроль.

 

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

8) Рефлексия (подведение итогов урока)

Урок комплексного применения знаний

Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе

(практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.)

1) Организационный этап.

 

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4) Первичное закрепление

 

  • в знакомой ситуации (типовые)
  • в изменённой ситуации (конструктивные)

 

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

7) Рефлексия (подведение итогов урока)

Урок актуализации знаний и умений

Цель: выработка умений по применению знаний

(экскурсия, практикум, собеседование, консультация, лабораторная   работа)

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Обобщение и систематизация знаний

 

  • подготовка учащихся к обобщенной деятельности

  • воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

7) Рефлексия (подведение итогов урока)

 

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Уроки контроля, оценки и коррекции знаний

Цель: Определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

(контрольная работа, самостоятельная работа, тест, смотр знаний и др.)

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Контроль и оценка знаний

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

Коррекция знаний

1) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 

В зависимости от результатов контроля учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

 2) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3) Рефлексия (подведение итогов урока)

 В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов, актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального общего образования инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим.

Технология проблемно- диалогического обучения

Помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Технология критического мышления

Направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. 

Технология деятельностного обучения

Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Игровая технология

С приходом ребёнка в школу меняется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности становится учение. Но именно в процессе игры ребёнок приобретает определённые учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми.

ИКТ

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока, следовательно, активно применять при обучении детей информационно-коммуникативные технологии.

Технология дифференцированного обучения

Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.

Здоровьесберегающая технология

Учитываются возрастно-половые особенности детей, состоянии их здоровья и индивидуальные психофизиологические особенности, используются здоровьесберегающие действия.

Технология позиционного обучения Н.Е.Веракса [3]

Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса.

Современный урок требует от учителя выбирать такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению. Наиболее актуальными на сегодня становятся активные методы обучения.  Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. [2] 

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика, из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. [1].

Диалоговый метод

(источником знаний является устное или печатное слово)

Диалог, рассуждение, беседа, дискуссия.

Наглядный метод

(источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)

Показ иллюстративных пособий, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей. Демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, презентаций

Исследовательский и практический   метод

(учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия)

Устные и письменные упражнения, лабораторные и практические работы.

Дидактическая игра

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. [4]

Образовательная игра

Обучающая игра

Метод проектов

(учебно-познавательная деятельность школьников направлена на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы)

Исследовательский проект

Творческий проект

Информационный проект

Ролевой проект

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. 
Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с: 
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации".[4] 
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 
- Основной образовательной программы начального общего образования;[6]       - Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования.

 Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. 

Система оценки – инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта. Система оценивания выполняет следующие функции:

Нормативная функция

Проверяет соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС

Информирующая функция

Даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника

Корректирующая функция

Способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок

Воспитывающая функция

Создаёт условия для воспитания личностных качеств

Социальная функция

Определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений

Стимулирующая функция

Способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

  •  оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 
  • оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
  • оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. 
  • оценивать можно только то, чему учат. 
  • в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.

Заключение

Так что же для  нас современный урок?

Требования, предъявляемые к современному уроку

  • урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.
  • строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя
  • должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности
  • нацелен на конкретные результаты
  •  должен иметь рациональную структуру и темп.
  • изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.
  • должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной.
  • большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.
  • существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока, УУД.

3.Спланировать учебный материал.  Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

 

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным, личностью учителя.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

Структурные элементы учебного занятия Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познаватель-ная

Коммуника-тивная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2.Совмест-ное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3.Моделирова-ние

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструиро-вание нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5.Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществля-ют самоконтроль

6.Примене-ние общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,; - контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату


Приложение 2

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Цель посещения:

Дата:

Класс, учитель:

Количество учащихся в классе:

Присутствовали на уроке:

Тема урока:

Тип урока:

Дидактическая задача урока:

Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

Ведущие аспекты анализа урока:

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисципли...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Каждый урок – это не только расширение кругозора учащихся, но и развитие его личности: речи, культуры спора, ответа, личностных особенностей. Какой же он должен быть современный урок?...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершенствоваться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение повседневной, домаш...

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"

Статья "Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС"...

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока....

Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС

Как же построить такой урок?Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченнос...