«Эффективность работы учителя начальных классов в реализации творческих способностей учащихся и сохранение их здоровья»
материал на тему

Вертягина Светлана Людвиговна

 

При определении целей и задач  педагогической  деятельности важно учитывать, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней звено. Начальное образование база, фундамент на который накладывается всё дальнейшее обучение. И от того насколько этот фундамент прочен, зависит какой груз знаний и ответственности он сможет выдержать. Поэтому, с одной стороны, начальная школа берет на себя ответственность заложить основы для успешного осуществления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же - способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личных качеств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Эффективность работы учителя начальных классов в реализации творческих способностей учащихся и сохранение их здоровья»

Маленький человечек идёт в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым. Или лёгким и радостным? Подержат ли его на этой дороге, протянут ли ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать. Ответы на эти вопросы во многом зависят от нас с вами, уважаемые коллеги и оттого, как мы владеем информацией об особенностях детей младшего школьного возраста.

При определении целей и задач  педагогической  деятельности важно учитывать, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней звено. Начальное образование база, фундамент на который накладывается всё дальнейшее обучение. И от того насколько этот фундамент прочен, зависит какой груз знаний и ответственности он сможет выдержать Поэтому, с одной стороны, начальная школа берет на себя ответственность заложить основы для успешного осуществления целей и задач единого образовательного процесса на последующих ступенях, с другой же - способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личных качеств.  

Цель педагога начальных классов  направлена на то, чтобы прилагать усилия в решении детских проблем, работать над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся в надежде, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать.

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важной задачей является – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

На сегодняшний день перед ОУ стоит задача сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по прежнему остаётся важным аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация образовательного учреждения, педагогов, как начальных классов, так и всех ступеней обучения, должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Учитывая  слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется и становится одной из наиболее важных, проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью, так как социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Участвовать  в приоритетном национальном проекте  «Образование» я решилась не сразу, были сомнения, никогда не чувствовала себя лучшей, просто работала с удовольствием, применяла в своей работе новые технологии, не боялась экспериментировать,  а самое главное всегда стремилась организовать свою педагогическую деятельность так, чтобы каждый ученик смог чувствовать себя  комфортно,  и получать результат  от своей учебной деятельности.

        Мои коллеги, учителя начальных классов, которые работают в школе более 20 лет  помнят и могут сравнить подготовку, нормы поведения, мотивацию учащихся разных наборов. С каждым новым набором мы сталкиваемся с проблемой, что наши высоко эрудированные дети, которые без труда справляются с новыми технологиям персонального компьютера, разбираются в тонкостях сотовой связи, без труда настраивают  всю бытовую технику,  в учебной деятельности словно дезорганизуются, вызывая шок не только у своих родителей, но и порой у опытных педагогов.

Данная проблема долгое время меня волновала, но я нашла ей объяснение. Наши дети наполнены искуственой информацией, она практически не применима в повседневной жизни, а вот знания необходимые, формирующиеся в семье, дошкольном учреждении зачастую отсутствуют или имеют низкий уровень. У детей неразвита речь, малый уровень словарного запаса, нет навыков практической деятельности, отсутствуют нормы общения, не привиты элементы трудовой деятельности. Всё это затрудняет процесс адаптации учащихся в учебной деятельности, а значит наносит вред психологическому и физическому здоровью учащихся.

Избежать эти проблемы возможно. В основу учебно-воспитательного процесса моей работы  положены три принципа: здоровье - развитие - обучение, поэтому я провожу большую работу по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.

Здоровье- это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий. Наиболее результативно- организация деятельности в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.

Первым шагом по включению в свою работу здоровьесберегающих технологий было включение в учебно- воспитательный процесс изучение  краевой обучающей программы «Разговор о правильном питании». Мой класс стал участником этой программы с 2003 года.  Работа в этом направлении принесла значительные результаты. Мои учащиеся получали совершенно новые знания о рациональном питании, пользе и вреде некоторых продуктов, совместимости витаминов и минералов, культуре приёма пищи, а что самое главное заставило задуматься и принять решение о необходимости своевременного и грамотно сбалансированного приёма пищи.

Вместе с моими учащимися школу «Здорового питания» проходили и их родители. Специально для этого компанией Нестле  и авторами программы были изготовлены специализированные памятки для родителей, которые содержали набор информации о пользе рационального питания, основные навыки по культуре питания. Эта информация была очень кстати, и родители и дети с удовольствием стали следовать рекомендациям, предлагаемым в красочных учебниках, выполнять задания творческого характера.

Наши уроки здоровья стали зрелищными и увлекательными, они проводились не только отдельными досуговыми часами, но и постепенно интегрировались вкраплениями в предметные часы.

Совместно с родителями мы устраивали праздники «Здоровый завтрак», «Семейное торжество», «Умный рацион», «Вкусная и полезная каша» в проведение которых каждый участник процесса вносил свои корректировки, так появился кукольный театр героев улицы Сезам, которые стали постоянными спутниками моих детей. Разработки некоторых проведенных мероприятий были систематизированы и изданы в виде брошюры, которая получила внешние рецензии Центра развития образования и рекомендована для использования учителям начальных классов. Результат данной работы 100% охват организованным питанием всех учеников моего класса.

Участие в программе «Разговор о правильном питании» принесло и ещё один значительный результат в творческий процесс учебно- воспитательной работы моего класса, а также дало мощный стимул для продолжения работы в этом направлении.

2003-2004 учебный год – участники  краевого конкурса

204-2005 учебный год – победители краевого конкурса

2005- 2006 учебный год- призёры краевого конкурса

2006-2007 учебный год- лауреаты краевого конкурса

2007-208 учебный год- проектно- исследовательская работа по теме «Как питались наши предки и как будут питаться люди через 100 лет».

Для этой работы в моём втором классе была создана исследовательская группа детей, участников исследования. В течении нескольких месяцев творческая группа учащихся под моим руководством собирала и обрабатывала  материал по теме, проводились социологические опросы, анкетирование, учащиеся пользовались архивами городских библиотек, использовали материал из книг и периодической печати, сайтами Интернета, применяли творчество и фантазию. Собранный материал был систематизирован и оформлен в презентацию и проектно- исследовательскую работу. Это новый вид деятельности в начальной школе, но поверьте мне очень интересный и увлекательный. Мы выбрали его, из всех предлагаемых вариантов участия,  именно из - за новизны  и сложности. Мои ученики справились, хотя порой я сомневалась, уровень сложности был высок. Наша работа была высоко оценена на муниципальном уровне, и выдвинута для участия в краевом конкурсе.

Можно долго ещё перечислять преимущества данной программы, но не для кого не секрет, что здоровьесбережение на этом не заканчивается.

У младших школьников особенно чувствительной является нервная система. Именно поэтому проблема здоровьесбережения остаётся наиболее актуальной на начальной ступени обучения. Для решения данного вопроса существуют определённые приёмы и включения. Особую роль я отвожу так называемым «динамическим паузам», а также специально составленному для начальной школы расписанию, учитывающему возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами. Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Двигательная активность ребенка столь естественная для него, позволяющая регулировать его мироощущения, накапливать свой жизненный опыт становится резко дефицитной в условиях класса, ограничивается не только формой (поза сидя), но и временем. А ведь психологами доказано давным-давно, что психическое напряжение может быть сброшено только посредством движения. Отталкиваясь от данного постулата,  моя работа по сохранению здоровья детей пошла по наиболее простейшему и эффективнейшему пути. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность,

вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Не требующее материальных вложений действие позволяет повысить двигательную активность ученика на 100-110 минут, а значит стимулировать его мыследеятельность и сделать из обучения не тягостный процесс, а посильное и значит эффективное развитие ребенка. Физкультурные минуты на предметных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки.  Физкультурные минуты провожу в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными. Выполняются физкультурные минуты, сидя и стоя около парт. Комплексы физкультурных минут систематизированы мною и  подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке. Каждый комплекс физкультминуток состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплекс подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Упражнения охватывают большие группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы, сидения во время урока. В комплексах физкультурных минут применимы упражнения на потягивания, прогибания, наклоны и полунаклоны, полуприседания и приседания с различными движениями рук.

Динамические паузы и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. Физкультурные минуты могут исключаться на отдельных уроках, в ходе контрольных, практических и других подобных работ.

Ещё одним из важных моментов в здоровьесбережении, который очень часто упускают педагоги является учёт  психологических особенностей мальчиков и девочек, периодов работоспособности учащихся на уроке (периоды врабатываемости, высокой продуктивности, снижение продуктивности с признаками утомления), а также чередование позы учащихся с учётом вида деятельности.

Учиться хорошо, это по мнению моих учащихся не иметь свободного времени для безделья

92% учащихся моего классаохвачены дополнительным образованием, посещают спортивные кружки и секции, музыкальную и спортивную школу, бассейн, кружки ЦДТ

Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова В.А.Сухомлинского: «Примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».

Работа в области здоровьесбережения  позволяет не только устранить причины и возникновение проблем со здоровьем, но что не менее важным устранить проблемы неуспешности в обучении, добиться быстрой и стойкой адаптации учащихся к условиям ОУ, и позволяют до 50% снизить общую картину заболеваемости, обострения хронических заболеваний и пропуски уроков по болезни. Я говорю это не голословно. В конкурс по участию в приоритетном национальном проекте «Образование» я включила свою исследовательскую работу по теме: «Система использования здоровьесбергающих технологий в начальных классах». Данная работа это результат исследования в течении четырёх лет обучения одного из наборов. В работе приведены  входные и исходящие данные моих учащихся,  медицинских показаний и диагностик, которые мы  проводили с фельдшером школы, используя данные  детской поликлиники, сведения анкетирования родителей медицинских карт.

 Важными моментами работы начальной школы являются факторы влияния, воздействующие на формирование здорового образа жизни.

Работая по этой проблеме, я выделила три основных:

Первый

Организация грамотного режима работы начальной школы:

Составление расписания для учащихся начальных классов, включая выполнение СанПинов;

Уменьшение продолжительности урока 35мин в 1 классе;

Применение во 2-4 классах комбинированных уроков с использованием последних 10 минут для снятия утомления, с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы;

Проведение динамических пауз, физкультурных минуток, прогулок на свежем воздухе;

Проведение занятий по ортобиотике (разумному образу жизни);

Общефизическая подготовка с элементами упражнений, направленных на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата;

Разучивание комплекса физических упражнений, специально сконструированных и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности;

Музопластика, театротерапия;

Медико-психологическое сопровождение учебного процесса;

Введение в рацион питания йодированных продуктов, витаминных препаратов.

Второй

Воспитательная работа, направленная на формирование знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни;

Участие в реализации краевой программы «Разговор о правильном питании», организованной в форме игры «Путешествие в страну здоровья».

Третий

Здоровьесберегающая организация урока.

В работе сформулированы приоритеты педагогики оздоровления

Здоровый ученик – достижимая норма детского развития.

Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.

Индивидуально-дифференцированный  подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Выработана система по применению и использованию здоровьеберегающих технологий и приведены результаты и сравнительные графики.

Вывод говорит о следующем:

На начальной ступени обучения отмечается низкий фоновый уровень распространённости хронических заболеваний.

Показатели групп здоровья стабильные на протяжении 4 лет обучения, что обусловлено грамотному планированию урочной и внеурочной работы, применению здоровьезберегающих технологий.

Показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения зрения держатся на одном уровне. 

Число не болеюших учащихся увеличивается с 20% до 32%

Количество редко болеющих детей увеличивается с 12% до 40%

Если взять для сравнения данные по диагностике за 2002-2003 учебный год (1кл) и 2005-2006 учебный год (4кл), можно сказать, что результатом внедрения в образовательные технологии здоровьесбережения является снижение и стабилизация картины здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии в науке рассматриваются и как технологические основы здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

С  целью привлечения родителей к проблеме здоровья своих детей  на родительские собрания приглашаю сотрудников детской поликлиники и школьного фельдшера. По мнению медиков 75%  всех болезней человека заложены в детские годы, поэтому столь важным является предупреждение и профилактика здоровья учащихся посредством здоровьясбережения.  Регулярные встречи с медицинскими специалистами позволяют квалифицированно отвечать на вопросы, возникающие у родителей, и знакомить их с элементарными способами саморегуляции физического и психического здоровья, как самих родителей, так и детей.  Налажена четкая обратная связь между, учителем и родителями. Предпринятые на ранних стадиях развития болезни меры часто предотвращают острые заболевания у детей без перехода в хронические формы.
Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему сохранения здоровья детей.

Здоровый ребёнок не имеет трудностей в обучении, у него стойкий интерес к учению, который обеспечивает в свою очередь прочное запоминание и усвоение учебного материала.

Всё сказанное можно объеденить одной целью, которая ложится на плечи педагога:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА, ОТВЕЧАЮЩЕГО МЕДИЦИНСКИМ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ: НЕ НАВРЕДИ!



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)

Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС.

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...

Здоровьесбеоегающие технологии в работе учителя начальных классов: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов:  аспекты реализации   требований ФГОС...