Главные вкладки

    Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)
    учебно-методический материал по теме

    Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Выступление39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности.

    (Из опыта работы учителя начальных классов  Мавлиевой Д.Г.)

                                         

              Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям  не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.  Важная роль при выполнении этих задач отводится  занятиям по внеурочной деятельности.

             Практика показывает, что для учителя задача  развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках внеурочной деятельности.

             Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники и производства

            Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

            Творческая деятельность - деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств  творческой личности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

           Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

    «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста»  Скаткин М.Н. «Школа и всестороннее  развитие детей».

           В практике внеурочной работы в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение с целью обмена чувственной и познавательной информацией, практическим опытом и как средство формирования культуры самого общения:

    1.  Фронтальная форма (совместно- индивидуальная),  при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ учащихся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

    1. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

    1. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

    (Данная классификация была предложена М.Н.Турро ).

               Роль организатора в организации фронтальной ( совместно – индивидуальной) работы принадлежит учителю. Достоинством совместно - индивидуальной формы организации деятельности  является то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс, проследить вклад каждого участника в коллективный результат и оценить работу.

              Предлагаю вашему вниманию краткий план-конспект занятия по внеурочной деятельности.

     «Работа с бумагой. Яблоневый сад» (3 класс)

          Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная

          Материалы, инструменты: гофрированная цветная  бумага, ножницы, клей, карандаш, контур яблока.

         Ход.

    1.Рассматривание  картин известных художников с изображением яблоневых деревьев.

    2.Постановка учебной задачи.

    3.Знакомство с новой технологией работы с гофрированной бумагой - торцеванием.

    4. Инструктаж по правилам безопасности при работе с режущими и колющими предметами.

    5. Самостоятельное творчество детей. Индивидуальная помощь учителя.

    6. Составление общей композиции – яблоневого  сада.

    7. Самооценка и оценивание работ.

    8. Итог. Фото на фоне яблоневого сада.

            Б. Неменский считал коллективную творческую работу – одним из самых эффективных методов развития творческих способностей, т. к. в такой работе нет нетворческих детей, каждый что-то делает для общего рисунка по мере своих сил.

            Продуманное оформление класса, обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала-  все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете воспитывают аккуратность, дисциплинированность, формируют хороший вкус, а главное – повышает мотивацию обучения.

           Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей  обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно  выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

    Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

    Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

    Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

    Курсовая работа "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

    Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности....

    Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы

    развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...

    Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)

    Данный материал можно использовать   во внеурочной деятельности. Цель: формирование творческой личности ребенка  средствами театральной педагогики....

    Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

    В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....