Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы
статья (3 класс) по теме

Анпилогова Любовь Николаевна

 развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способностей во внеурочной деятельности младших школьников на примери стихосложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

                                                    Автор: Учитель начальных классов Анпилогова Любовь Николаевна

                                               МКОУ « Лозовская НОШ – ДС»

 ( Из опыта работы)

Что такое творчество?

Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».

 Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка – это одна из моих важнейших задач. Признаки одарённости нужно уметь замечать, они не всегда ярко выражены. Талант можно развить, а можно и загубить.

Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

  Каждый ребёнок уникален и неповторим. Задача учителя – помочь ему раскрыть таланты. Каждый ребёнок должен уходить домой с победой. Успех -  самый лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.

 К.И.Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Наш кружок « Слово на ладошке»   представляет собой комбинирование двух видов деятельности учащихся.

1.Стихосложение.

Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее  стремление к творчеству каждого ребёнка надо поддерживать, развивать. Развитие детского творчества  в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, от его творческого потенциала. Вся работа по развитию творческих способностей в направлении стихотворчества ведётся в системе на протяжении всего года обучения ребёнка с учётом индивидуальных способностей. в атмосфере сотрудничества учителя и ученика. « В детстве каждый ребёнок поэт. Конечно, было бы наивным ожидать, что поэтическое вдохновение придёт к ребёнку по какому – то чудесному наитию… Поэта в душе побуждает человеческое чувство прекрасного… Дать ребёнку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи… Поэтическое творчество  доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых.» ( Сухомлинский В.А. ) Для меня этот отрывок не просто факт классической педагогики, а программа деятельности на сегодня, на завтра…

В планировании работы нашего творческого кружка чётко просматриваются две линии; приобщение детей к замечательному искусству – чтению и пониманию стихотворной речи  и собственно поэтическая практика. Подробнее о втором направлении: о стихотворчестве, о поэтической практике ребят.

На первом занятии  мы с ребятами размышляли над названием кружка. Почему « Слова на ладошке» и что это значит?

Мы придумали игру. Учитель каждому кладёт на ладошку цветок ромашки ( рисунок) и карточку со словами: посмотрю, держу.

Что , ребята, вы скажите об этом цветке? Ребята держат ладошки вместе, покачивают ими в разные стороны и говорят:

« На свои ладошки нежно посмотрю,

На ладошке слово я уже держу».

Давайте, дети, попробуем об этом рассказать стихами.

Вот что получилось у нас в результате совместной работы.

                         Ромашка.

Распустилась ромашка, словно солнце!

Расцвела ромашка под мои оконцем.

Каждый день встаю я и гляжу в окошко,

Там моя ромашка цветёт слово солнце.

Ничего прекрасней нет  на Земле,

Как цветут ромашки летом во дворе.

Ребят вдохновил этот первый всплеск. Пусть получилось « коряво», но они были рады этому коллективному стихотворению, блеск радости и успеха сиял в их глазах.

К следующему занятию каждый ребёнок  нарисовал другой цветок. Это были васильки, тюльпаны, розы и другие. Игра продолжилась.

 На каждом занятии стараюсь разнообразить задания для подготовки стихосложения, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе кружка. Выясняем с детьми, что такое рифма, пользуясь толковым словарём. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Рифмовать, значит подбирать слова для получения рифм.  С помощью чистоговорок  и скороговорок ученики делают первые шаги в подборе рифмы.

1 Чистоговорки.

Ла – ла – ла

Наша мама пришла.

Ла – ла - ла

Маму я ждала

И в квартире убрала.

 Со – со – со

Сломалось колесо.

Ос – ос – ос

Папа взял насос.

2. Сочиняем скороговорки.

У Егорки в буераке из ведёрка выскочили раки.

У нашей Нюши в саду растут груши.

Мыши громко зашуршали, всех котов перепугали

3.По рифмованным словам сочинить двустишие.

Например: « опушка – кукушка»

Дима: «В лесу красивая опушка,

 На дереве пёстрая кукушка».

2. Загадки на договаривание слова. « Доскажи словечко».

После дождичка повисло

В небе … ( коромысло).

Всех детишек радует

В небе эта …( радуга).

 На цветочек у ворот

Опустился …( вертолёт)

Ух, огромные глаза.

Кто же это? …( стрекоза)

4. По созвучию (очка) подбери слова и составь стишок.

Вот что получилось у ребят.

 Во дворе гуляла дочка.

Посреди двора стояла бочка.

Рядом с бочкой была кочка.

Незаметно настала ночка.

В дом пошла быстрее дочка.

5. Описание предмета с помощью имён прилагательных.

Круглое, лучистое,

Жаркое, золотистое.  

                              ( Солнце.)

Постепенно задания усложняются. Дети не только учатся находить рифму, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Такие упражнения развивают логическое мышление, память.

Например:

 Она хитрее всех в лесу,

 Обманет всех зверей.

Имеет рыжую красу,

И ловит кур в селе.

Узнали кумушку… ( лису)

Для многих детей стало открытием, что сочинять рифмованные строчки – это не так уж сложно. Дети имеют творческие тетради, в которых записывают свои стишки.  Я не называю наши « произведения» стихами. Настоящие поэты не могут без сочинительства. Интересно в этом плане стихотворение К.Д. Бальмонта « Как я пишу стихи», с которым я познакомила ребят: Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся, набегая,

И пятая, и после, и потом.

Откуда, сколько – я и сам не знаю.

Ноя не размышляю над стихом

И, право, никогда не сочиняю.

Самым сильным стимулом к стихотворчеству у школьников является сама жизнь. Впечатления от жизни , события и проблемы побуждают внутреннюю потребность детей  выразить свои чувства в стихотворных строках.

Белка плачет на суку:

« Не курите вы в лесу!

Ведь вчера сгорел дотла

  Домик дятла и скворца».

В лес к нам в гости приходите,

Грибы, ягоды берите,

Вы хозяев  уважайте,  

Нас, зверей не обижайте.

Будем с вами мы дружить

Пользу станем приносить».

Во время экскурсии

 « По просторам родного края» ребята сочинили вот такие строки:

Посмотрим ребята вокруг мы себя,

Увидим просторы, луга и поля.

Вот солнце по небу скользит колесом,

И облако белое машет крылом.

А рядом листвой шелестят тополя_

Всё это родная наша земля.

К празднику « День защитника Отечества» стихи ребят были напечатаны в районной газете « Донская Новь».

Всем мужчинам ООО « Рассвет»

Шлем земной поклон.

Все служили, защищали

Наш спокойный сон.

Поздравляем  мы директора « Рассвета»

Он много делает для нас.

На Новый год он подарил конфеты.

А сейчас вот ремонтирует детсад.

 Есть в « Рассвете» инженер,

Он мужчинам все пример.

Улыбается всегда.

Нет запчасти – не беда!

Сядет быстро он в машину,

Ищет он большую шину.

Агроном у нас на славу

Получает урожай.

И трудом своим упорным

Прославляет родной край.

Дядя Женя – наш завгар.

У него прекрасный дар.

За машинами следит,

Путевым листом руководит.

А ещё у нас Азиз.

Он прекрасный программист

Хоть какую кнопку жмёт,

Везде удача его ждёт.

И Кирилл – ветврач,

Пока ещё не бородач.

Лечит он коров умело,

 И не бегает от дела.

А Петрович – бригадир,

Трёт бумагу он до дыр,

Если цифру потерял –

Будет, ух, большой скандал.

Всех мужчин « Рассвета»

Поздравляем!

Счастья и здоровья всем желаем!

И желаем долгих, долгих лет,

И славных трудовых побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Курсовая работа "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

Цель - изучить особенности развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности....

Статья " Развитие творческих способностей младших школьников"

В статье я попыталась изложить свой опыт работы по развитию творческих способностей ребят младшего школьного возраста....

Статья "Развитие творческих способностей младшего школьника"

Статья освещает вопрос о творческом развитии личности ученика...

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников как одна из важнейших целей современной начальной школы"

В статье рассмотрены некоторые факторы, необходимые для воспитания развитой личности....

Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"

Из опыта работы учителя начальных классов....

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...