Статья "Развитие творческих способностей младшего школьника"
статья на тему

Чуб Ольга Николаевна

Статья освещает вопрос о творческом развитии личности ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshego_shkolnika.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младшего школьника

Развитие  личности  у  ребенка  начинается  с  младенчества,  однако  осознанная  социализация  и  личностная  адаптация  начинается  с  2—3  лет,  когда  малыш  начинает  активно  познавать  мир.  В  этот  период  основными  авторитетами  являются  родители.  Именно  родители  закладывают  первые  основы  социализации  детей  и  развивают  их  творческие  способности,  а  также  готовят  к  общению  в  дошкольных  учреждениях  —  детских  садах  и  кружках.  Следующий  период  развития  личности  ребенка  —  это  период  от  3  до  7  лет.  В  это  время  дошкольник  посещает  детский  сад,  общается  со  своими  сверстниками,  еще  одним  авторитетом,  влияющим  на  мировоззрение  ребенка  помимо  родителей,  становится  воспитатель,  поэтому  специалисты  дошкольных  учреждений  должны  это  учитывать  и  использовать  такую  методику  воспитания  детей  и  развития  творческих  способностей,  чтобы  продуктивно  и  правильно  подготовить  ребенка  к  школе.  Третий  период  развития  детей  —  от  7  до  12  лет.  В  это  время  закладываются  основные  личностные  характеристики,  которые  в  дальнейшем  повлияют  на  подростковое  развитие  и  преодоление  так  называемого  «трудного  возраста».  На  наш  взгляд,  это  самый  важный  период  развития  творческих  способностей.

Творчество  можно  охарактеризовать,  как  деятельность  ребенка,  в  результате  которой  создается  что-то  новое,  что  характеризует  своего  создателя  с  неожиданной  стороны,  а  также  позволяет  приобрести  новые  знания  и  применить  раннее  приобретенные.

Многие  исследователи,  например  В.  Зеньковский,  Д.Н.  Никандров,  З.И.  Равкин,  В.А.  Сластенин  и  некоторые  другие,  приходят  к  выводу,  что  творчество  и  творческие  способности  органически  присущи  детской  природе,  так  как  ребенок  «неизменно  стремится  к  творчеству,  пользуясь  всеми  доступными  ему  средствами»  [7]. 

Существует  большое  количество  точек  зрения  исследователей  на  проблему  развития  творческих  способностей  младших  школьников. 

Например,  В.И.  Андреев,  Г.С.  Альтшуллер,  М.И.  Махмутов,  Т.В.  Кудрявцев,  А.М.  Матюшкин,  Е.И.  Машбиц,  А.И.  Уман,  А.В.  Хуторской  и  некоторые  другие  утверждают,  что  творческие  способности  детей  младших  классов  можно  развить  при  помощи  создания  проблемных  ситуаций,  в  процессе  выполнения  творческих  заданий,  а  также  развития  личностной  ориентации  [1;  2;  9]. 

Дети  с  раннего  школьного  возраста  должны  проявлять  самостоятельность,  развивать  мышление,  самореализовываться.  Педагоги  и  родители  должны  всячески  поощрять  инициативу  ребенка,  а  также  направлять  его,  но  не  приказами,  а  дружескими  советами,  помня,  что  они  и  так  являются  непререкаемыми  авторитетами  для  детей  в  этом  возрасте.  В  дальнейшем  развитие  таких  качеств  во  многом  поможет  в  дальнейшей  социализации  школьника,  подростка. 

Стратегия  современного  образования  заключается  в  том,  чтобы  дать  «возможность  всем  без  исключения  учащимся  проявить  свои  таланты  и  весь  свой  творческий  потенциал,  подразумевающий  возможность  реализации  своих  личных  планов  и  интересов»  [2].

Выготский  Л.С.  в  своих  трудах  утверждает,  что  основой  любой  творческой  деятельности  является  опыт.  Для  этого  родителям,  педагогам  младших  классов  стоит  всячески  поощрять  ребенка  в  его  самостоятельном  познании  окружающего  мира,  разумеется,  под  чутким  ненавязчивым  руководством.  Как  отмечает  сам  Л.С.  Выгодский,  на  педагогах  лежит  ответственность  за  развитие  творческих  способностей  младших  школьников,  они  должны  стимулировать  развитие  творческих  способностей,  направлять  развитие  в  нужную  сторону,  а  также  создавать  среду,  требующую  творческих  способностей,  но  при  этом  предоставляющую  возможности  для  их  проявления  [4].

Творческие  способности  необходимо  развивать,  предоставляя  полную  свободу  действий,  не  настаивая  на  обязательности  их  проявления.  Творческий  подход  к  решению  той  или  иной  задачи  должен  поощряться  и  всячески  поддерживаться.  Как  отмечает  сам  Л.С.  Выготский,  важно  направить  педагогическую  работу  на  развитие  воображения  младших  школьников,  так  как  это  качество  будет  необходимым  в  дальнейшем  развитии  личности  ребенка  и  его  активной  социализации  в  обществе  [4].

Академик  Л.В.  Занков  также  отдавал  не  последнее  место  творчеству  в  образовательной  программе  для  младших  школьников.  В  своих  работах  он  утверждал,  что  необходимо  обучать  младших  школьников  музыке,  изобразительному  искусству,  литературному  чтению  и  всячески  развивать  и  поощрять  их  творческие  способности.  При  этом  необходимо  наталкивать  детей  на  самостоятельный  поиск  информации,  создавать  положительный  эмоциональный  и  творческий  настрой  на  уроках,  а  также  при  помощи  искусства  преподавать  такие  предметы,  которые,  казалось  бы,  не  имеют  ничего  общего  с  творчеством,  например,  математику.  Это  возможно  при  помощи  специальных  учебников  и  дидактических  материалов,  в  которых  можно  рисовать,  самому  придумывать  задачи  с  любимыми  героями  младших  школьников,  приводить  ответ  на  вопрос  задачи  при  помощи  раскрашивания  предметов  или  их  изображения.  Ребенок  младшего  школьного  возраста  получает  знания,  но  при  этом  приобретает  навыки  самостоятельного  мышления,  творческого  восприятия  окружающих  предметов,  а  также  развивает  свои  творческие  способности.  Психологи  и  педагоги  должны  научить  младших  школьников  критическому,  творческому  мышлению,  самостоятельности  [6].

Проблему  развития  творческих  способностей  младших  школьников  рассматривали  не  только  отечественные,  но  и  зарубежные  ученые,  в  частности  Д.  Резнулли  и  Х.  Пассов. 

Д.  Резнулли  в  своих  трудах  развивает  мысль  о  том,  что  учебная  программа  младших  школьников  должна  содержать  все  аспекты  для  того,  чтобы  развивать  творческие  способности  учащихся.  В  частности  учитывать  потребности  и  желания  каждого  ребенка  в  отдельности,  ориентироваться  на  индивидуальные  способности  младших  школьников,  а  также  не  ограничивать  их  потребность  в  более  детальном  изучении  того  или  иного  интересующего  их  вопроса  [11].

Американский  ученый  Х.  Пассов,  разработавший  ни  одну  учебную  программу,  особое  внимание  уделял  способностям  детей  к  творчеству  и  творческому  мышлению,  а  также  предусматривал  развитие  творческих  способностей  младших  школьников  благодаря  школьной  программе.  Необходимо  поощрять  всяческое  проявление  творчества  в  любом  предмете,  а  также  стремление  к  познанию  нового,  инициативу  и  самостоятельное  мышление  [12].

Творческие  способности  младших  школьников  отличаются  от  творческих  способностей  старших  школьников  и  взрослых  людей.  Для  младших  школьников  творчество  является  частью  создания  личности,  развития  эстетических  понятий  и  восприятия,  а  также  средством  самовыражения.

Творчество  определяет  характер  детей,  развивает  в  них  самостоятельность,  увлеченность  любимым  делом.  В  результате  творческой  деятельности  развивается  быстрота  реакции,  находчивость,  оригинальность  мышления. 

При  этом,  правда,  младшие  школьники  в  своей  творческой  деятельности  нередко  руководствуются  уже  прочитанным  в  книгах,  увиденным  в  фильмах  или  в  жизни  —  как  поступают  их  родители  и  сверстники,  поэтому  педагогам  и  родителям  необходимо  быть  примером  творческого  поведения  для  своих  учеников  и  детей  младшего  школьного  возраста. 

Выбор  детьми  младшего  школьного  возраста  определенных  жизненных  явлений,  персонажей,  линий  поведения  отражается  в  их  творческой  деятельности,  поэтому,  проанализировав  отражение  в  рисунках,  в  словесном  или  танцевальном  творчестве,  можно  судить  о  психологическом  и  творческом  развитии  младшего  школьника.

Ученые  А.Г.  Гогоберидзе  и  В.А.  Деркунская  отмечают,  что  творческие  способности  позволяют  ребенку  открывать  самого  себя,  новое  в  себе.  Результаты  применения  творческих  способностей  они  считали  результатами  выражения  внутреннего  мира  младшего  школьника,  его  ценностей.  Таким  образом,  ребенок  открывает  свой  внутренний  мир  окружающим  [5]. 

Как  утверждает  Е.И.  Николаева,  проявление  творческих  способностей  зависит  от  индивидуальных  качеств  учащихся,  а  также  своеобразия  деятельности,  в  которой  можно  проявить  творческие  способности  [10].

Н.А.  Ветлугина  и  Т.Г.  Козакова  утверждали,  что  творчество  и  творческие  способности  должны  развиваться  свободно,  но  под  разумным,  чутким  руководством  педагогов  и  родителей.  Творческие  способности  младших  школьников  должны  и  могут  развиваться  только  в  свободной  атмосфере,  без  принуждения,  на  принципах  интереса  и  самостоятельности  ребенка.  При  этом  для  младшего  школьного  возраста  помимо  субъективной  стороны  творческой  деятельности,  проявляющейся  в  виде  познания  свойств  и  отношений  в  предметном  мире,  процессуальной  или  сюжетно-ролевой  игры,  продуктивных  видов  деятельности,  таких  как  рисование,  конструирование,  характерна  самостоятельная  постановка  ребенком  познавательных  и  исследовательских  задач,  формулирование  гипотез,  самостоятельный  поиск  их  решения  [3].

Ученые  А.Н.  Лука,  В.Т.  Кудрявцев,  В.  Синельников  и  другие  выделяют  самые  значимые  творческие  способности,  присущие,  в  том  числе,  и  младшим  школьникам:

·     творческое  воображение;

·     способность  видеть  целое  раньше  частного;

·     способность  применить  приобретенные  ранее  навыки  в  новых  условиях;

·     гибкость  мышления;

·     способность  образного  видения  общей  тенденции  или  закономерности  развития  целостного  объекта,  до  того,  как  человек  имеет  о  ней  четкое  понятие  и  может  вписать  её  в  систему  строгих  логических  категорий;

·     способность  включать  вновь  воспринятые  сведения  в  уже  имеющиеся  системы  знаний;

·     способность  самостоятельного  выбора  альтернативы;

·     способность  к  генерированию  идей  [8].

Однако  творческие  способности  развиваются  только  в  рамках  деятельности  детей,  поэтому  необходимо  поощрять  участие  младших  школьников  в  различных  творческих  коллективах  или  любой  другой  деятельности,  связанной  с  творчеством. 

Однако,  в  современных  учебных  заведениях,  в  частности  в  школах,  не  всегда  учитывают  индивидуальные  способности  каждого  ученика,  а  программа  обучения  рассчитывается  на  «среднего  ученика»,  поэтому  творческие  способности  некоторых  младших  школьников  просто  не  развиваются. 

Существует  множество  программ,  рассчитанных  на  развитие  детей  с  затруднениями  в  учебе  или  с  отклонениями  в  умственном  развитии,  однако  практически  нет  внедренных  программ,  рассчитанных  и  развивающих  творчески  развитых,  одаренных  детей,  которые  обладают  высоким  уровнем  развития  творческих  способностей. 

Все  обучение  должно  строиться  на  основе  учета  индивидуальных  способностей,  личностных  особенностей  каждого  ребенка,  а  также  развивать  творческое  мышление  младших  школьников,  тем  самым  готовя  их  к  дальнейшему  принятию  самостоятельных  решений  в  подростковой  и  взрослой  жизни.

Исследования  психологов  и  педагогов  показывают,  что  при  отсутствии  программ  для  индивидуального  развития  младших  школьников,  творческие  способности  могут  не  развиваться  или  вообще  потеряться  из-за  неправильного  подхода  к  развитию  личности  ребенка.  В  итоге,  это  может  привести  к  проблемам  в  социализации  ребенка,  а  также  отсутствию  собственного  мнения.  Талантливую,  творческую  личность  необходимо  развивать  и  поддерживать  во  всем. 

Опыт  зарубежных  исследований  и  практика  раннего  выявления  одаренности  детей  и  учащихся  свидетельствуют  о  необходимости  создания  специальной  государственной  программы,  обеспечивающей  интенсивное  развитие  исследований  и  использование  накопленного  практического  опыта  выявления  одаренных  и  талантливых  младших  школьников  и  развития  их  творческих  способностей. 

В  итоге  можно  сделать  вывод,  что  развитие  творческих  способностей  младших  школьников  —  важный  аспект  педагогической  деятельности  и  воспитания  детей  этого  возраста.  Они  должны  стать  активными,  самостоятельными,  уметь  принимать  решения,  творчески  подходить  к  решению  проблем,  что  необходимо  для  дальнейшей  успешной  социализации  в  обществе.

 

Список  литературы:

  1. Альтшуллер  Г.С.  Найти  идею:  Введение  в  теорию  решения  изобретательских  задач  /  Г.С.  Альтшуллер.  2-е  изд.,  доп.  Новосибирск:  Наука.  Сиб.  отд.,  1991.  —  225  с. 
  2. Андреев  В.И.  Педагогика:  учеб.  курс  для  творческого  саморазвития  /  В.И.  Андреев.  2-е  изд.  Казань:  Центр  инновационных  технологий,  2000.  —  608  с. 
  3. Айкина  Л.П.  Сущность  и  специфика  творческих  способностей  младших  школьников  //  Мир  науки,  культуры,  образования.  —  2011.  —  №  5  (30).  —  С.  6—8 
  4. Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте:  психологический  очерк  /  Л.С.  Выготский.  М.:  Просвещение,  1991.  —  93  с. 
  5. Гогоберидзе  А.Г.  Теория  и  методика  музыкального  воспитания  детей  дошкольного  возраста  /  А.Г.  Гогоберидзе,  В.А.  Деркунская.  М.:  Академия,  2005.  —  320  с. 
  6. Занков  Л.  В.  Избранные  педагогические  труды  /  Л.В.  Занков.  3-е  изд.,  дополн.  М.:  Дом  педагогики,  1999.  —  608  с. 
  7. Зеньковский  В.В.  Психология  детства  /  В.В.  Зеньковский.  М.:  Академия,  1996.  —  346  с. 
  8. Кудрявцев  В.Т.  Диагностика  творческого  потенциала  и  интеллектуальной  готовности  детей  к  развивающему  школьному  обучению  /  В.Т.  Кудрявцев.  М.:  РИНО,  1999. 
  9. Матюшкин  А.М.  Проблемные  ситуации  в  мышлении  и  обучении  /  А.М.  Матюшкин.  М.,  1972.  —  168  с. 
  10. Николаева  Е.И.  Психология  детского  творчества  /  Е.И.  Николаева.  СПб:  Питер,  2010.  —  232  с. 
  11. Лейтес  Н.С.  Психология  одаренности  детей  и  подростков  /  Н.С.  Лейтес.  М.:  Академия,  1996.  —  416  с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников

В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....

Развитие творческих способностей младших школьников

Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...

Рубрики оценки творческих способностей младших школьников.

Благодаря рубрикам дети сами оценивают свои творческие способности....

Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"

Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....

Развитие творческих способностей младших школьников Титенко С.В

Условия развития творческих способностей младших школьников...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....