Главные вкладки

    Статья " Развитие творческих способностей младших школьников"
    статья на тему

    Жеглова Ольга Сергеевна

    В статье я попыталась изложить свой опыт работы по развитию творческих способностей ребят младшего школьного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx17.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей младших школьников

    Тема продлённого дня была и остаётся злободневной. Урок, дело понятное, это необходимость, как для учителя, так и для ребёнка. Продлёнка - необходимость другого рода. Пребывание ребёнка в группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность, здоровье. Основное время во второй половине дня не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашнего задания, а должно способствовать развитию личностных качеств ребёнка, развитию  творческих способностей, навыков общения.

    Природа творчества полностью не изучена, несмотря на то, что творческое мышление является высшим проявлением феномена человека. Вся история человечества – это история творчества. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, предметы быта. По мере развития общества появились задачи, которые стало трудно решать только методом проб и ошибок, чем путём простого подражания природе. Новые задачи требуют более глубокого, осмысленного и творческого решения.

    Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    За пределами урока дети могут органично реализовать свою самобытность в играх, творческих занятиях, свободном общении. Тот, у кого не ладится с математикой, окажется, например, весёлым затейником, рассказчиком. А тот, кто не бойко читает, поразит своих  товарищей выдумкой, поделками, сделанными своими руками. Но, мы с вами прекрасно понимаем, что провести плодотворно в группе продлённого дня 4- 6 часов,  как детям, так и воспитателям тяжело. И вот здесь выручают различные методы. Средства воспитания, которые и способствуют развитию творческого потенциала ребёнка.

     Большое значение играет смена видов деятельности. В своей работе с детьми я использую следующие: аппликация, оригами, разгадывание ребусов, кроссвордов, рисование в различной технике, спортивные игры, игры – эстафеты в помещении и на улице.

    На одном из  видов творческой деятельности, таким как изобразительная , мне бы хотелось остановиться и поделиться своим опытом.

    Изобразительное творчество детей в основе своей декоративно, красочно. Исходя из этого, в тематику занятий я стараюсь включать задания декоративного, творческого характера: привлекаю  средства народного искусства, а так же включаю задания по иллюстрированию сказок, рассказов, стихотворений, рисование по наблюдению, представлению, памяти.

    В своей работе я использую серию книг « Я учусь рисовать», всевозможные трафареты. Ребята  перерисовывают с большим удовольствием. Некоторые придумывают целые картины, сюжеты.  Мы с ребятами делаем книжки – самоделки по сказкам, по стихам. Первые классы посещают театр  « На Неве», после просмотра спектакля я прошу ребят вспомнить то, что они смотрели и изобразить это на бумаге. Далее составляется книжка – самоделка, сшивается, составляется рассказ совместно с воспитателем или  дети пишут его  самостоятельно.

    При рисовании можно принять участие в обсуждении. Прекрасный момент для анализа работ, их защит. Здесь каждый ребёнок – личность, каждый неповторим. Сколько выдумки, фантазии, смекалки проявят дети. А вот разобраться в этих рисунках  непросто. Для каждого ребёнка, начинающего  творить, важно найти доброе слово и дельную подсказку. Суть рисования в группе не требует выполнения стандартных программ. А проявления творчества, их раскрепощения. Наибольшее удовлетворение доставляют детям такие занятия, которые способствуют разностороннему развитию, дают работу рукам и голове, отвечают их личным интересам и склонностям.

    Многие дети говорят : « Мне так  нравится. Не  люблю, когда заставляют». Детскому воображению нет предела. А потом они пробуют защищать свои работы, объясняют. Почему у одного из них картина весёлая, а у другого – грустная. А когда дети видят результаты своего труда, у них появляется уверенность в себе.

    В план занятий можно включать и другие формы работы: лепить из пластилина, работать в технике оригами, конструировать, используя всевозможные наборы  конструкторов. Это, на мой взгляд, одно из любимых занятий многих ребят. Фантазии детей здесь нет предела. Работают индивидуально, но в основном группами ( коллективно). Получаются оригинальные поделки, которые они потом обыгрывают. Всё мы стараемся создавать дружно, сплочённо. Я придерживаюсь принципа : « Ребята, давайте жить дружно».

    В ходе проведения самоподготовки необходимо проводить игры на развитие внимания, памяти, мышления, физминутки, стихотворные паузы, задачи сказочного характера, весёлые задачи, игры - путешествия. Значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребёнка, сообразительность. Игра даёт возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем снимать усталость. Но главное игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.

    Предлагаю некоторые задания, которые очень нравятся детям:

    1. На развитие внимания – тренировки по скорочтению, различные лабиринты, упражнения с табличками гласных и согласных, задания по восстановлению знаков, чисел, букв,
    2. Для развития памяти – математические слова, повтори за мной, продолжи « цепочку» взаимосвязанных слов, рассмотреть незнакомы предмет и описать его, рассмотреть репродукцию картины и описать по памяти, проиллюстрировать сказку, рассказ стилизованными рисунками, жестами, мимикой,
    3. Для развития мышления – продолжи ряд чисел, сравни условия и решения задач, выдели группу чисел. Слов по признаку, сравни выражения, не выполняя вычислений.

    Необходимо развить у детей умение правильно излагать свои мысли, обосновывать своё мнение, умение вести дискуссию, общаться с взрослыми и сверстниками. Здесь необходимо использовать потенциальные возможности каждого ученика. Для этого предусматривать задания разной сложности, дополнительные задания повышенной сложности, давать право выбора детям. Пусть не все справятся с заданием, но это и не нужно. Главное, чтобы ребята могли выбрать задание по своим возможностям. Интересы и склонности у детей различны. Важно для взрослого выявить особенности каждого. Все дети талантливы, раскрыть этот талант. Помочь раскрыться должны мы.

    Мне очень нравится высказывание замечательного педагога  Ш.А. Амонашвили  « Малышей надо посадить за парту лишь для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для своевременного развития в них творческих задатков,  которые именно в этом возрасте начинают пробуждаться и которые имеют значение для дальнейшего успешного продвижения в своей познавательной деятельности».

    Итак, использование различных форм,  средств, способствуют активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами:

    1.умение свободно адаптироваться в социуме,

    2. возможность видеть мир в разных ракурсах,

    3. умение ощутить проблему и постараться решить её самостоятельно,

    4. замечать красоту окружающего мира и интересоваться им,

    5.  трепетно относиться к природе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Развитие творческих способностей младшего школьника"

    Статья освещает вопрос о творческом развитии личности ученика...

    Статья "Развитие творческих способностей младших школьников как одна из важнейших целей современной начальной школы"

    В статье рассмотрены некоторые факторы, необходимые для воспитания развитой личности....

    Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы

    развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...

    Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"

    Из опыта работы учителя начальных классов....

    Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД»

    Предпосылками возникновения и становления опыта являются сложившиеся противоречия: с одной стороны, сегодня четко осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дат...

    Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»

    Статья«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУГБОУ СОШ №147Воспитатель ГПД: Пунько Алена Александровн...

    Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"

    Статья "Развитие творческих способностей младших школьников"...