Из опыта работы учителя начальных классов Саяпиной С.Г. Тема: Развитие творческих способностей на уроках русского языка.
материал (2 класс) на тему

Саяпина (Козьмина) Светлана Геннадьевна

В этой работе раскрываются некоторые аспекты темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя начальных классов Саяпиной С.Г.

Тема: Развитие творческих способностей на уроках русского языка.

        На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет значения, но и творчески использует эти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связано с понятиями «способности», «развитие», «одаренность».

        Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной творческой личности.

        Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из главных задач на современном этапе является развитие речи.

        Решение данной проблемы я вижу в организации процесса обучения через развитие творческого мышления, воображения и творческих способностей учащихся. Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать.

        Не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая сложного труда. Русский язык в начальной школе остается инструментом познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведет к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности.

        Для себя выбрала применение активных методов обучения таких как: проблемные, поисковые, исследовательские, практические, которые ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности. А также отобрала следующие формы организации учебного пространства:

  • индивидуальные (сочинение, «рифмованные строки» и др.)
  • индивидуально – групповые (микро-групповое взаимодействие. Например при изучении темы «Состав слова» группы получили карточки с рассыпанными словами «пол», «банк», «яр», «вол» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.)
  • практическая ситуация, исследовательский проект. Примерные проекты: Расставление книг по алфавиту; запись учеников класса в алфавитном порядке; Театр живых букв, проведение праздника «Прощание с букварем».
  • групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях)
  • коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности. Например: работа «хором»: учащиеся вместе называют слово, делят его на слоги, ставят ударение…)

Много внимания в своей деятельности уделяю работе над словом, так как слово – это часть строительного материала для предложения, ключ к пониманию всего предложения.

Проводя систематически, постоянно усложняя работу со словом и добавляя новые этапы работы, у учащихся складывается определенная система работы над словом, то есть алгоритм:

  1. Воображаю, что слово магнит. Слово может притягивать к себе другие слова.
  2. Подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации.
  3. Пишу мини – текст.

При изучении материала по теме самообразования нашла большое количество игр для развития творческих способностей на уроках русского языка.

Для работы выбрала следующие:

  • «Анаграммы». Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: адрес (среда),салат (атлас) и т.д.
  • «Неполные слова». На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по гласным

.о..а..а (комната)     .о..а. (вокзал)

  • «Ступеньки». На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на одну букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

МЫ  МИР    МЫШЬ    МИШКА      МОЛОКО

        Такая система работы позволила научить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, многие стали прекрасными рассказчиками, научились правильно ставить вопросы собеседнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие творческих способностей на уроках русского языка"

В статье расказано о развитии творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Развитие творческих способностей на уроке русского языка в 1 классе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), пом...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языка

Разработка методических рекомендаций для учителей начальных классов по использованию ИКТ в реализации ФГОС НОО на уроках русского языкаЗа последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места пер...