статья "Развитие творческих способностей на уроках русского языка"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Козьмина Ирина Ивановна

В статье расказано о развитии творческих способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_i.i_kozmina.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Козьмина И.И

Г. Краснокаменск МАОУ «СОШ №6»

Развитие творческих способностей на уроках русского языка

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Современная школа должна подготовить думающего человека и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет творчески использовать эти знания в жизни. Творчество – не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений.

        Овладение языком, речью – необходимое условие формирование социально активной творческой личности. Важность развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.

        Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.

        Полностью согласна с высказываниями Л.Н.Толстого в том, что «Если ученик в школе не научиться ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…» Чтобы достичь этого , использую в своей работе комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности – учёбу и игру.

        Не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных  школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства. С другой – это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитывать любовь к языку – это значит воспитывать интерес к нему. Русский язык в начальной школе остается инструментом познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведет к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности.

        Для себя выбрала применение активных методов обучения таких как: проблемные, поисковые, исследовательские, практические, которые ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активации познавательной и творческой деятельности. А так же отобрала следующие формы организации учебного пространства:

  • индивидуальные (сочинение, «рифмованные строки»);
  • индивидуально – групповые (микро-групповое взаимодействие. Например, при изучении темы «Словообразование» группы получили карточки с рассыпанными словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и др. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее. Можно усложнить задание: из двух слов, переставляя буквы каждой пары, попробуйте образовать новое: боб+уста = суббота, ива +карп = крапива. «Вырасти дерево», где каждый член группы должен на веточке написать однокоренное слово. Чьё дерево пышнее и гуще.);
  • практическая ситуация, исследовательский проект. Примерные проекты: Расставление книг по алфавиту, запись учеников класса по алфавиту; Театр живых букв, проведение праздника «Прощание с букварём»; фруктовая азбука (книжка- раскладушка с рисунками фруктов и овощей на каждую букву);
  • групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий во мнениях);
  • коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности вообще. Например: работа «хором»: учащиеся вместе называют слово, вместе делят его на слоги, вместе ставят ударение);

Много внимания в своей деятельности, для развития творческих способностей, уделяю работе над словом, так как слово – это часть строительного материала для предложения, ключ к пониманию всего предложения. Если ребенок не научиться вникать в смысл слова, плохо понимать или вообще не понимать его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Поэтому на каждом уроке русского языка учу детей выбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли,  устранять однообразное употребление слов  в речи, различать значение одного и того же слова. Чтобы мой маленький ученик тонко и глубоко чувствовал слово, умел уважительно и творчески общаться со словом, обращаю внимание не только на грамматическую  и  лексическую сторону слова, но и нравственно-эстетическую и человеческую. Однажды, планируя работу над словом с противоположным значением, нашла слова Я.Козловского:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают,  и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

        Детей тронули эти строки, когда я задавала вопрос: что же может сделать слово? Не было детей, которые не хотели бы высказать свою точку зрения.

        На последующих уроках я дала детям понятия о могущественной силе слова, что язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: слово – друг и враг, словом можно излечить и ранить! Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл: лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. При письме под диктовку давала задания: «Выпишите слова добрые в один столбик, слова злые в другой столбик». Произнесите любое слово для себя и запишите его. Как вы считаете, оно доброе или злое? А теперь пофантазируйте: что произнесенное вами слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять другие слова. Назовите слова, которые притягиваются к вашему слову. Образуется «магнитное» поле слов, у всех оно может насчитывать разное количество слов в зависимости от типа мышления, уровня речевого развития, воображения, жизненного опыта. Это основной речевой строительный материал для составления связного письменного текста. Проводя систематически, постоянно усложняя и добавляя новые этапы работы, у учащихся складывается определённая система работы над словом, то есть алгоритм:

  • воображаю, что слово – магнит;
  • подбираю к слову рифмы, образы, ассоциации;
  • пишу мини-текст (этюд, мини-сочинение, зарисовку).

Детям очень нравится этот вид деятельности, почти у всех детей есть результат работы на уроке, удовлетворенность своей работой дома.

Примеры работы детей:

Слово красота.

  1. Красота - светлое, солнечное, радость, улыбка, восхищение, волшебный цветок, чистота, теплота, пришла весна, встреча с мамой.
  2. Красота – чистота, красота – доброта.
  3. Красота – значение из словаря. Многозначное, исконно русское. Всё красивое, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Кроме этого на уроках применяю большое количество игр.

  • «Анаграммы». Придумать новые слова , состоящие из этих же букв, но в другом порядке: адрес (среда), салат (атлас); расшифруй слово и запиши его: екар (река), кащу (щука) и т.д.
  • «Неполные слова». На доске записывается столбик букв, с точками на месте согласных. Дети отгадывают слова только по данным гласным.

.о..а..а (комната)     .о..а (вокзал)      .е.е.и.о.(телевизор)

  • «Ступеньки». На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.

МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т.д.

  • «Цепочка слов». Составить цепочку из слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.

АРОМАТ ТЕЛЕФОН НАБЕРЕЖНАЯ ЯКОРЬ и т.д.

  • «Укрась слова». К существительным подобрать как можно прилагательных.
  • Игра – фантазия «Жители предложения». Распределяются роли: 1 – подлежащее, 2 – сказуемое, 3 – определение, 4 – дополнение, 5 – обстоятельство. Кроме этого, могут быть знаки препинания и части речи. Каждому участнику прикрепляется табличка с его ролью. После прочтения фразы ведущим, участники выстраивают ее, четко выполняя отведенную роль. После этого каждый произносит по очереди свое слово из данной фразы-предложения. Не участвующие дети проверяют правильность выполнения задания.
  • «Эстафета – рассказ». Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время.

Главное в детском творчестве – это огромная радость, которое оно несет учителю и ученику.

Для активации учебного процесса с учетом индивидуальных способностей детей практикую дифференцированную домашнюю работу. Детям, у которых уже сформировался творческий тип мышления, домашнее задание дается посложнее, остальным – задание, сопровождающее карточками-подсказками, или карточками – плана действий.

Содержание работ для письменного опроса организую по одноуровневым и по разноуровневым , отличающимся по уровню сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки учащихся я часто подбираю самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам.  

Сочетание вышеупомянутых форм, методов и приемов работы позволяют мне и моим учащимся достигать определенных результатов.

Такая система работы позволила научить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, многие стали прекрасными рассказчиками, научились правильно ставить вопросы собеседнику, проявились способности писать сочинения, что в свою очередь позволило повысить качество знаний не только по русскому языку, но и по остальным предметам.

Считаю, что развитие речи, творческого мышления, культуры общения на уроках играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения:

  • у учащихся развиваются творческие возможности;
  • проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать;
  • появляется самостоятельность и своя точка зрения.

Считаю, что девизом работы любого учителя должны стать слова Г.Лихтенберга «Когда людей станут учить тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» и надеюсь, что мой опыт способствует педагогизации окружающей среды и новому взгляду на личность как на цель образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно–ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Целью данной работы является определение оптимальных возможностей использования  личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей....

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Развитие творческих способностей на уроке русского языка в 1 классе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), пом...

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"

Дидактический материал по предмету Русский язык на тему "Развитие орфографических и творческих способностей на уроках русского языка"...