Личностно–ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Целью данной работы является определение оптимальных возможностей использования  личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников

образования  

   

Итоговая работа

на тему: «Личностно–ориентированный подход к формированию  творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ – 1: с 10.11 по 14.11.2014 г

ИБ – 2: с 24.11 по 28.11.2014 г

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

 

                                                 Выполнила: Самарокова Екатерина Викторовна,

                                          учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 3

                                                  п.г.т. Безенчук

Самара, 2014 г.

Содержание

      I. Введение………………

  1. Основная часть……….
  1. Личностно – ориентированное обучение как способ

 развития творческих способностей детей…………………………

  1. признаки личностного обучения……………………………….
  2. законы личностно – ориентированного обучения…………….
  3. принципы личностно - ориентированного обучения………….
  4. организация личностно – ориентированного урока…………..
  1. Личностно – ориентированное обучение как способ развития творческих способностей у детей на уроках русского языка…………

III.  Заключение.

Введение

     О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Большинство учебных программ и учебников не предполагают личностного содержания образования. В применяемых учебниках присутствие  индивидуального начала зачастую малозаметно. Таким образом, говорить о том, что школа личностно–ориентированная, еще рано. Нет не только достаточного опыта, но и необходимых методик, технологий и официальных документов, ориентированных на личностную специфику образования.

     В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познаний и освоения мира составляет цель и основной результат образования.  

      Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности – процесс всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. Учитель должен помнить, что

каждый обучающийся – индивидуальность. У всех детей разные возможности, способности и интересы. И учителю в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т.е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развить личностные смыслы обучения.

    Цель:

определить оптимальные возможности использования  личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей.

Задачи:

изучить принципы организации личностно-ориентированного урока; определить факторы  влияющие на развитие творческих способностей детей.

Ожидаемые результаты:

  1. творческое развитие интеллектуальных способностей,  воспитание, самореализация, самоопределение учащегося в современном мире;
  2. повышение интереса к изучению русского языка, развитие мотивов учебной деятельности, прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результатов обучения, психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
  3. подготовленность учителя к освоению внедрения в практику новых педагогических технологий, благоприятствующих помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе.

Основная часть.

  1. Личностно – ориентированное обучение как способ

 развития творческих способностей детей.

Признаки личностного обучения.

     Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Обучение здесь понимается как совместная деятельность ученика и учителя в развитии его личных качеств. Но личностная ориентация не всегда отвечает потребностям и потенциям самой личности.

     На основе педагогического опыта учителей можно сформировать следующие признаки личностно  – ориентированного обучения.

1. Уникальность и индивидуальная самоценность каждого ученика как самобытного человека.

2. Признание каждым обучающимся и педагогом уникальности и  индивидуальной самоценности любого другого человека.

3.  Каждый обучающийся, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях.  Коммуникативность – это универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из  важнейших характеристик данной компетенции.

4. Получаемые учеником  образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как самим, так и учителем по отношению к индивидуально формируемым целям ученика, соотносящимися  с общеобразовательными целями.

     Таким образом, результативность личностно – ориентированного обучения характеризуется прежде всего личностным приращением ученика, лишь во вторую  очередь сопоставляемым с общеобразовательными требованиями

и стандартами.

Законы личностно – ориентированного обучения.

     Личностно – ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Личностная ориентация – один из критериальных признаков обучения любого типа.

     Можно выделить следующие законы обучения:

  1. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Включает возможность выбора учеником целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, введение индивидуального подхода к обучающему процессу, повышающий творческую самореализацию ученика.
  2. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Результативность названной взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальных целей воспитания и развития, а также проработанностью измерителей по диагностике и оценке уровня их достижений.
  3. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся. Наибольшее влияние на результат обучения оказывают применяемые технологии,  формы и

методы обучения. Эффективнее усваивается не то, что изучается, а то, как это делается.

     Перечисленные законы имеют прямое отношение к личностной ориентации в обучении, поскольку они определяют особенности конструирования дидактической системы и соответствующей практике.

   

     Принципы личностно – ориентированного обучения.

     Классические принципы отечественной дидактики определяют общие целевые установки обучения. В то же время данные принципы не позволяют полно описать и регламентировать в личностно – ориентированном обучении.

Для того чтобы обеспечить, каждому школьнику полноценное личностное развитие наиболее актуальны следующие принципы:

1. Принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление обучающегося  к проявлению и развитию своих природных и социально приобретённых возможностей;

2.Принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести свой образ;

3. Принцип субъективности: следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта;

4. Принцип выбора: целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно – воспитательного процесса в классе и в школе;

5. Принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности;

6.  Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

В своей работе я стараюсь следовать этим принципам, только так можно воспитать активно мыслящую личность.

Организация личностно – ориентированного урока.

     Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса. Основной замысел личностно – ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с знанием и тем самым добиться усвоения материала.

    Личностно – ориентированный урок изменяет:

1. Тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству).

2. Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативный, сколько процессуальной стороны учения.

3. Позицию ученика: от прилежного исполнения к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия при решении задач, а не только при выполнении стандартных задач.

4. Характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учащихся.

     Личностно – ориентированный урок, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей, отличается от традиционного урока.

     В предлагаемой таблице приведены различия целей традиционного и нетрадиционного уроков.

Традиционные

Нетрадиционные

  1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков.

  1. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания.
  2. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель.

1. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми.

2.    Планирует и направляет детскую деятельность по определенному руслу.

3.   Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

4.  Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми.

5.   Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком.

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность.

1. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

2.  Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

3. Побуждает детей обсуждать возникающие

между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

  1. Личностно – ориентированное обучение как способ развития творческих способностей у детей на уроках русского языка.

     Существуют разные уровни творчества, а также разное его содержание в разных видах его работ. Можно определить ряд основных условий, делающих труд творческим:

1. Наличие неопределенности или проблемы, для устранения которой нет известных средств. Например, неопределенные условия , неясные конкретные задачи, не известны способы их решения.

2. Свободный характер труда, без постоянных указаний, с возможностью самому выбрать время, последовательность, приемы работы.

3. Зависимость результатов во многом от конкретного человека, его опыта, интуиции, воли.

4. Возможность соревноваться с кем-то, повышать свои успехи.

     Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока русского языка стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Сочинение играет особую роль в развитии речи школьника. Подготовка учащихся к их написанию — работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы научить ребёнка этой работе, начинаю со второго класса на уроках развития речи. Учитель должен воспитывать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура — неавтономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу, я решаю, используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу. Развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, живость и непосредственность суждений в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя. С этой целью мы заводим «Творческие тетради», и на протяжении трёх лет записываем красивые предложения, словосочетания, взятые из рассказов и стихотворений разных писателей. А затем каждый ученик вставляет их в свои сочинения.

Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по музыкальным произведениям, по рисункам, нарисованными учениками на уроках рисования. Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимися, которые проявляют творческие способности, хотят научиться писать ярко, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские.
Мастерские — это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Внимание ребят направлено на выполнение заданий: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста.

Мастерская — это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.
Обязательно сотрудничество, сотворчество. Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений.
     Мастерская творческого письма (4класс)
Тема: «Дождь».
Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением — описанием.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока. Актуализация знаний.
1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.
- Ребята, у вас есть дома копилки?
-Для чего они нужны?
Сейчас я тоже раздам вам копилки ( листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку... Как вы думаете — чем? Конечно же, словами и мыслями.
- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. Закройте глаза и послушайте.
( Звучит запись «Ливневый дождь в лесу»).
- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.
( Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)
- Я вам сейчас раздам карточки. На них написано по одному слову.
( На каждой карточке написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, моё настроение).
- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. Найдите в «Творческих тетрадях» предложения или словосочетания на эти темы и выпишите их.

2. Групповая работа.
- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему « Природа». Распределите свои карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
- Нарисуйте первое найденное вами слово. ( Дождь).
- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождём, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.
- Какие ещё слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь?
Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.
Звук скрипки, небесный ливень, чистая вода, грустное настроение. Страшный гром, тёмные тучи, сверкающая молния, большие капли, громадные лужи, неожиданный страх, свежий воздух, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, летний холод.....

В результате записи учащихся дополняются.
- Что такое дождь? Попробуйте написать определение слова дождь?
Дождь — это...
Дождь - это плач неба.
Дождь — это послание Бога.
Дождь — это капельки, чистые и прозрачные.
Дождь — это природное явление.

3. Творческая работа.
- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст ( пять-шесть предложений) о дожде. Выразите своё отношение к дождю. (5-7 мин.)
- Я вижу, что вы уже готовы обменяться мнениями друг с другом. Прочитайте свои тексты друг другу вполголоса. Выберите кого-то одного, пусть он прочитает то, что у вас получилось.
Примеры детских сочинений.
«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу. Послышался оглушительный звук грома. Капли дождя забарабанили по крыше.»
«С неба падает чистая вода. Раздаётся звук, будто кто-то играет на скрипке. Через окно видно темное небо. И от этого у меня грустное настроение.»
«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. Я это не люблю.»
«Страшная гроза и ослепительная молния. Чёрные тучи закрывают всё голубое небо. Мне особенно жаль птичек. Они мокнут под дождём. Хочется выйти из дома и принести их домой. Мне очень не нравится дождь.»
- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды».
-О чём эта песня?
- Выделите основную мысль и запишите её для себя.
( У природы нет плохой погоды. Каждая погода-благодать....
Любое время года нужно хорошо принимать.
Дождь мы должны встречать с добротой.
Ветер или снег —надо любить природу.
В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.
Надо благодарно принимать и снег, и дождь.)

4.  Работа с текстом. Анализ текста.
Всем группам раздаются тексты ( одинаковые).
-Прочитайте текст, составьте 2-3 вопроса к нему ( работа в парах).
Самое важное чувство , которое мы должны воспитывать в себе,- это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: Каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаём для себя. Они ценны уже только тем, что они есть.....
Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность её и свободу; осознаем, наконец, что мы все — лишь её малая часть. ( Ю.Ф. Флоринская)
-Какие вопросы вы составили? Прочитайте?
-Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?
-Что надо научиться понимать?
-Внимательно послушайте небольшой рассказ. Закройте глаза и представьте всё то, что я вам прочитаю.

Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жёсткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагу гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полуночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.
- Напишите письмо себе от имени дождика.
«Здравствуй,  Иринка! Я приходил к вам в гости на той неделе. Жаль, что ты меня не видела. Ты уже спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне почему-то скучно. А можно, я приду на днях ещё, но уже без грозы, я с ней поссорился». ( Ирина К.)
«Здравствуй, Анечка! Пишет тебе дождик. Я приходил к тебе утром. Я был мелким дождиком. Умыл твои цветочки на клумбе. Я видел, как ты на меня смотрела из окна и улыбалась.»( Аня С.)

5.Чтение работ. Обсуждение занятия ( рефлексия).

Заключение.

   В рамках данной работы был проведен анализ – является ли личностно – ориентированный урок средством развития творческих способностей? Можно сделать вывод, что уроки с личностно – ориентированным направлением заставляют учеников задуматься над решением проблемы. Каждый обучающийся сам для себя выбирает решение, дети перестают бояться высказывать свое мнение. Поэтому у обучающихся начинает развиваться воображение, а, следовательно, и творческие способности.

  Вся моя повседневная работа с детьми направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие их интеллектуальных и творческих способностей.

     Я считаю, что если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить; если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя. Созданные условия в классе позволяют мне: раскрыть индивидуальные способности детей; воспитывать самостоятельность; способствуют саморазвитию и самореализации личности в современных условиях.

     Данная организация уроков, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.  

Список литературы

1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6.10.2009 г. № 373.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.

3. Зусман А.В., Злотин Б.Л. Творческая педагогика\ Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика, 2003, 1 (12).

4. Иленков Э.В. Что же такое личность \\ С чего начинается личность. М., 2004г.

5. Изучение личности школьника учителем. Нучно – популярное издание\ Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.:Педагогика, 1991, 136 с.

6. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности, Челябинск: Юж-Урал.кн.изд-во, 1988, 264 с.

7. Новые ценности образования:ТРИЗ-педагогика\ Отв. ред. В. Ширяева, 2003, №1 (12)

8. Сериков В.В. Личностно-ориентированное обрзование\\ Педагогика, 1994, №5

9. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М., 2000.

10. Хуторский А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования\\ Педагогика, 1999, №7, с. 15-22.

11. Хуторский А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособие для учителя\ А.В. Хуторский, М.:Изд-во Владос-Пресс, 2005, 383 с.

12. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе, М.: Сентябрь, 2000, 176 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Личностно-ориентированный подход к формированию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах.»

Слайд 2

Актуальность : В современных школах возникла необходимость уделять внимание личностным качествам учащихся во время обучения. Большинство учебных программ не предполагают личностного образования, в применяемых методиках присутствие индивидуального начала малозаметно. Школа не является личностно - ориентированной, т.к. нет достаточного опыта, необходимых методик, технологий и официальных документов, ориентированных на личностную специфику образования, в связи с чем не раскрываются индивидуальные, интеллектуальные, творческие способности детей, не воспитывается самореализация личности.

Слайд 3

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что развитие личности, обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, личностно-ориентированный смысл образования заложен в любом типе обучения, что является основным результатом образования.

Слайд 4

Цель: определить оптимальные возможности использования личностно-ориентированного подхода как средства развития творческих способностей у детей. Задачи : изучить принципы организации личностно-ориентированного урока; определение факторов влияющих на развитие творческих способностей детей.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: личностно-ориентированное обучение имеет свои специфические признаки, законы и принципы обучения, следование которым приводит к творческому развитию личности, раскрытию интеллектуальных способностей, воспитания самореализации, самоопределения учащегося в современном мире.

Слайд 6

Законы личностно – ориентированного обучения: 1. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. 2. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. 3. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся. Результат обучения выражается образовательными продуктами ученика.

Слайд 7

Принципы личностно-ориентированного творческого развития: Принцип самоактуализации : важно побудить и поддержать стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип субъективности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Принцип выбора: целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе. Принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности , узнает о сильных сторонах своей личности. Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Слайд 8

Организация личностно-ориентированного урока Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его со знанием и тем самым добиться усвоения материала. Учитель на уроке помогает обучающемуся преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания. Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию обучающегося по содержанию изучаемой темы. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций (правильно – неправильно). Это должен быть равноправный диалог ( полилог ), где каждый обучающийся может высказать своё мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя – выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют уроку в целом.

Слайд 9

Личностно – ориентированный урок изменяет: 1. тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству); 2. ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения; 3. позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий; 4. характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Слайд 10

Личностно-ориентированный урок с учетом его ценностей: Традиционный урок Нетрадиционный урок - Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков. - Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий. - Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предполагает сам учитель. - Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. - Планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу. - Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки. - Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми. - Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых. - Способствует эффективному накоплению каждым ребёнком своего собственного личного опыта. - Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий. - Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. - Ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком. - Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность. - Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки. - Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение. - Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Слайд 11

Существуют разные уровни творчества, а также разное его содержание в разных видах его работ. Можно определить ряд основных условий, делающих труд творческим: 1. наличие неопределённости или проблемы, для устранения которой нет известных средств. Например, неопределенны условия, неясны конкретные задачи, не известны способы их решения. 2. свободный характер труда, без постоянных указаний, с возможностью самому выбирать время, последовательность, приёмы работы. 3. зависимость результатов во многом от конкретного человека, его опыта, интуиции, воли. 4. возможность соревноваться с кем-то, повышать свои успехи. Если обучение содержит творческую составляющую, оно позволяет добиться победы, позволяет почувствовать собственную силу. Чаще всего втягивание в творчество происходит стихийно под влиянием родителей или хороших учителей.

Слайд 12

Показатели сформированности творческой активности детей на уроке русского языка: Высокий уровень интереса к урокам; Способность к фантазированию, воображению; Проявление догадливости и сообразительности; Проявление радостных эмоций в процессе работы; Умение преодолевать возникшие трудности; Стремление к оригинальности; Проявление самостоятельности в работе.

Слайд 13

Формы активизации творческой деятельности Игра Сочинения и творческие диктанты Развивающий канон Интеллектуальные атаки Составление детьми заданий к урокам Сочинение « синквейна »(стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.)

Слайд 15

Заключение В рамках данной работы было ппроведено исследование – является ли личностно-ориентированный урок средством развития творческих способностей? После проведённого эксперимента можно сделать вывод, что уроки с личностно-ориентированным направлением заставляют обучающихся задумываться над решением проблемы. Каждый ученик сам для себя выбирает решение, дети перестают бояться высказывать своё мнение. Поэтому у них начинает развиваться воображение, а, следовательно, и творческие способности. Я считаю, что если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить; если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя. Созданные условия в классе позволяют мне: раскрыть индивидуальные способности детей; воспитывать самостоятельность; способствуют саморазвитию и самореализации личности в современных условиях. Данная организация уроков, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах.

Презентация на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальных классах"....

"Деятельностный подход. Аспекты словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах".

Словарная работа также может прекрасно вписаться в современный урок разработанный на основе деятельностного подхода. В соответствии с этим структура словарно-ор­фографической работы претерпивает измен...

Работа с трудными словами на уроках русского языка в начальных классах. 3 класс

Данный материал - это помощь учителю в организации работы со словарными словами на уроке...

"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению  находить оптимальные пути решения  выхода из сложившейся  ситуации. При этом ученики активно вклю...

Развитие творческих способностей на уроке русского языка в 1 классе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), пом...